г. Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-126647/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования и науки города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-126647/22
по заявлению АНО Средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (ИНН 9718050942)
к Департаменту образования и науки города Москвы (ИНН 7719028495)
третье лицо: Департамент финансов города Москвы,
о признании незаконным и отмене бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Грищенко В.В. по дов. от 22.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Батищев Е.А. по дов. от 21.04.2022; |
от третьего лица: |
Полищук Д.А. по дов. от 20.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АНО Средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решение Департамента образования и науки города Москвы об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 октября по 31 декабря 2021 года, с 1 ноября по 31 декабря 2021 года, с 1 декабря по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года, с 1 февраля по 31 августа 2022 года, с 1 марта по 31 августа 2022 года, изложенное в пунктах 5 и 8 Протокола от 11 мая 2022 г. N 1 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы; обязать Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения в законную силу путем принятия решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 1 665 009, 00 руб., с 1 октября по 31 декабря 2021 года в размере 1 387 500, 00 руб., с 1 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 709 159, 00 руб., с 1 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 632 097, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 17 444 667, 00 руб., с 1 февраля по 31 августа 2022 года в размере 4 790 917, 00 руб., с 1 марта по 31 августа 2022 года в размере 3 533 500, 00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - май 2022 г.) на общую сумму 30 162 849, 00 руб.; обязать Департамент образования и науки города Москвы произвести суду доклад об исполнении судебного акта (ч. 6 ст. 201 АПК РФ), начиная с первого рабочего дня с даты вступления судебного акта в законную силу до дня полного фактического исполнения судебного акта; в случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки города Москвы в пользу АНО СОШ "Академическая гимназия" денежные суммы: единовременно 5 000 000, 00 руб. при неисполнении ДОНМ решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0, 2 % от 30 162 849, 00 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения (ч. 4 ст. 174 АПК РФ).
Решением от 27.12.2022 суд признать незаконным и отменил решение Департамента образования и науки города Москвы об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 октября по 31 декабря 2021 года, с 1 ноября по 31 декабря 2021 года, с 1 декабря по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года, с 1 февраля по 31 августа 2022 года, с 1 марта по 31 августа 2022 года, изложенное в пунктах 5 и 8 Протокола от 11 мая 2022 г. N 1 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы. Суд обязал Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения в законную силу путем принятия решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 1 665 009, 00 руб., с 1 октября по 31 декабря 2021 года в размере 1 387 500, 00 руб., с 1 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 709 159, 00 руб., с 1 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 632 097, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 17 444 667, 00 руб., с 1 февраля по 31 августа 2022 года в размере 4 790 917, 00 руб., с 1 марта по 31 августа 2022 года в размере 3 533 500, 00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - май 2022 г.) на общую сумму 30 162 849, 00 руб. В случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки города Москвы в пользу АНО СОШ "Академическая гимназия" денежные суммы: единовременно 300 000,00 руб. при неисполнении ДОНМ решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0, 05 % от 30 162 849, 00 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения. Суд взыскал с Департамента образования и науки города Москвы пользу АНО СОШ "Академическая гимназия" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000,00 рублей. В остальной части в удовлетворении иска - отказал.
С таким решением суда не согласился Департамент образования и науки города Москвы и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Податель апелляционной жалобы ссылается, что требуя возложить на Департамент обязанность по осуществлению выплаты с конкретным размером субсидий в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, заявитель фактически требует суд выйти за пределы предоставленных ему полномочий, подменив собой соответствующий государственный орган, которым по существу спорный вопрос не рассмотрен". ДОНМ полагает, что заявителем был пропущен срок, установленный постановлением Правительства Москвы от 18.09.2012 N 489-ПП (ред. от 05.07.2022) "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования) (далее - Постановление N 489). Ссылается, что согласно выписке и данным системы КИС ГУСОЭВ Заявитель обратился за субсидиями за 2021 год только в 2022 году, что является самостоятельным основаниям для отказа в выдаче субсидии по п. 1.4 Постановления N 489.
В отзыве на апелляционную жалобу АНО СОШ "Академическая гимназия" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента образования и науки города Москвы и Департамент финансов города Москвы поддержали доводы жалобы, представитель АНО СОШ "Академическая гимназия" поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" обратилась в Департамент образования города Москвы (далее по тексту - ДОгМ), посредством УАИС "Бюджетный учет" с Заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 октября по 31 декабря 2021 года, с 1 ноября по 31 декабря 2021 года, с 1 декабря по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года, с 1 февраля по 31 августа 2022 года, с 1 марта по 31 августа 2022 года.
Из Приказа ДОНМ N 386 от 13.05.2022 г. "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее по тексту - Приказ) Заявителю стало известно, что денежные средства не предоставлены. Данный вывод Заявитель сделал на основании информации, отраженной в Приложениях 1 к Приказу, где перечислены Списки частных образовательных организаций - получателей субсидий, период обучения за который предоставляется субсидия, а также ее размер.
Согласно данного Приказа, Департамент образования и науки города Москвы не предоставил право Заявителю на получение положенной ему субсидии, посредством непринятия Решения о предоставлении субсидии. Согласно сверке расчетов, произведенной Заявителем, ДОНМ не принял о решение о предоставлении субсидии АНО СОШ "Академическая гимназия" в общей сумме 30 162 849, 00 руб., а именно, по Заявке за период с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 1 665 009, 00 руб., с 1 октября по 31 декабря 2021 года в размере 1 387 500, 00 руб., с 1 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 709 159, 00 руб., с 1 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 632 097, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 17 444 667, 00 руб., с 1 февраля по 31 августа 2022 года в размере 4 790 917, 00 руб., с 1 марта по 31 августа 2022 года в размере 3 533 500, 00 руб.
В Приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол N 1 от 11 мая 2022 г.).
Ответчиком представлен суду протокол заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета-города Москвы от 11 мая 2022 г. N 1, из которого следует, что в отношении заявок Заявителя было принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч.1. ст. 99 Закона об образовании, финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.5 указанной статьи, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Пункт 6 части 1 статьи 8 ФЗ "Об образовании" наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержден Постановлениями Правительства города Москвы N 489-ПП от 18.09.2012 г. (далее по тексту - N 489-ПП).
Согласно 1.3. Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП (далее - Порядок) установлено, что субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве (далее-воспитанники), дошкольного образования.
Исходя из содержания пунктов 1.4. N 489-ПП, субсидии предоставляются Департаментом образования города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год или плановый период на указанные цели.
Приказ Департамента города Москвы от 13.11.2012 г. N 713 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" содержит Порядок рассмотрения заявок на получение субсидий, согласно которого, организация, претендующая на получение субсидии, оформляет заявку на получение субсидии по форме, утвержденной Департаментом образования города Москвы, на бланке организации и направляет ее в ДОгМ.
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления (п. 2.5. 489-ПП).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается Отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (п. 2.6. 489-ПП.). Пунктом 8 Приложения N 3 к Приказу N 713 от 13.11.2012 указывает на то, что Отраслевая комиссия рассматривает Заявки на получение субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям. Субсидия предоставляется при условии отсутствия в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8 489-ПП.).
Суд первой инстанции правомерно согласился с возражениями заявителя по доводам заинтересованного лица о том, что субсидия (бесплатное образование) предоставляются только тем детям, которые имеют регистрацию на территории города Москвы.
Ни Порядок, ни Приказ Департамента образования г. Москвы от 13 ноября 2012 г. N 713 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ ДОгМ) не содержат информации о том, что Заявителю для получения субсидии необходимо совместно с Заявкой предоставить документ, подтверждающий место жительства или пребывания ребенка в городе Москве. Довод ответчика о том, что субсидии предоставляются только тем детям, которые подтвердили свое местонахождение в городе Москве, встав на регистрационный учет в миграционной службе, а как следствие, предоставив при приеме в частную образовательную организацию Свидетельство о месте проживания/пребывания в городе Москве по определенной форме, судом отклоняется, поскольку ограничивает право ребенка на бесплатное образование при отсутствии регистрационного учета.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N5242-1). Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (абз. 2 ст. 3 Закона N 5242-1).
Согласно вышеназванному Порядку, фактическим доказательством обучения детей в образовательной организации, находящейся на территории города Москвы, являются копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу.
Положения Приказа ДОгМ предусматривают, что в Заявке указывается численность контингента, внесенного претендентом в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (п. 2 Приложение 3 к приказу ДОгМ).
Термин "численность" означает количество, численный состав. В спорном случае, Заявителю требовалось указать список детей, которые действительно на момент подачи Заявки отражались в КИС ГУСОЭВ, как зачисленные в АНО СОШ "Академическая гимназия". Данное требование было выполнено в полном объеме и данный факт не отрицается ответчиком.
В законодательстве, регулирующем деятельность в сфере образования, не прослеживается то, что Свидетельство о регистрации по месту жительства/пребывания является обязательным документом, на основании которого предоставляется право на образование, в том числе бесплатное. Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование, действующее законодательство определяет обязанность государства и субъектов обеспечивать финансовое обеспечение всех граждан, которые имеют право на получение образования соответствующего уровня.
При этом КИС ГУСОЭВ - это система, в которую вносятся сведения о ребенке, поступающем в образовательную организацию. Правила приема в образовательную организацию, а также документы, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены родителями определены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 (далее - Порядок приема).
Пункт 11 указанного Порядка приема предусматривает, что требование представления иных документов, не указанных в п. 9 Порядка не допускается.
Согласно п. 9 Порядка приема, прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка. В этом же пункте Порядка предусмотрено, что для приема в образовательную организацию, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; родители (законные представители) детей.
Родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка (имеется ввиду дополнительно к личному заявлению). Закрепление территорий устанавливается только для муниципальных организаций для определения приоритетности приема детей при ограниченном количестве мест в организации.
АНО СОШ "Академическая гимназия" не является муниципальной образовательной организацией, вследствие чего для нее не установлена закрепленная территория, в связи с этим, основными документами, которые необходимы для зачисления детей в организацию, являются Личное заявление родителя (законного представителя) и Свидетельство о рождении ребенка. Следовательно, заявитель не вправе требовать от родителя (законного представителя) ребенка, документ (копию), подтверждающий место жительства/пребывания ребенка в городе Москве.
Верховный Суд РФ в своем Решении от 27.08.2015 N АКПИ15-694 определил, что родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно к личному Заявлению предъявляют только свидетельство о рождении ребенка. А отсутствие перечисленных в пункте 9 Порядка документов, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, в том числе подаваемому в форме электронного документа, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест.
Решением Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N АКПИ 19-79 определено, что прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, связывает не с регистрацией по месту жительства на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, а с проживанием на данной территории. А отсутствие документов, содержащих сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания ребенка, не является основанием для отказа в приеме в образовательную организацию.
С учетом вышеизложенного следует, что каждый ребенок, на которого внесено/заполнено личное Заявление в КИС ГУСОЭВ имеет неотъемлемое право на получение бесплатного образования. Приказы являются подтверждением обучения ребенка в образовательной организации на территории города Москвы. Ответчик не оспаривает факт получения образования детьми, которые были указаны в Заявках. Вследствие того, что образование указанным детям было предоставлено, организация должна быть обеспечена субсидией на компенсацию расходов по его предоставлению.
Территориальный принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 67 Федерального закона распространяется исключительно на правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации.
В спорном случае, на каждого ребенка, внесенного в КИС ГУСОЭВ, было прикреплено личное Заявление родителей (законных представителей), а также Свидетельство о рождении ребенка. Данный перечень прикрепленных документов является основанием для предоставления субсидии. Основание для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка (п. 2.5. 489-ПП.).
Утверждение заявителя о том, что им заявки поданы надлежащим образом и с приложением надлежащего комплекта документов, ответчиком документально и нормативно не опровергнуто. Доказательств того, что в приеме заявок было отказано, в дело не представлено, из чего следует, что заявка была принята к рассмотрению.
Субсидия предоставляется при условии отсутствия в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8. 489-ПП.).
Доказательств того, что заявка была рассмотрена в полном объеме и по результатам рассмотрения было вынесено решение о частичном отказе в предоставлении субсидий, мотивы такого отказа, в дело не представлено.
Доводы ответчика в отношении того, что Заявителем был пропущен срок, установленный постановлением Правительства Москвы от 18.09.2012 N 489-ПП (ред. от 05.07.2022) признаны судом несостоятельными, не соответствуют положениям законодательства, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и являются недостаточно обоснованными.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Порядка N 489 установлены основания для отказа в предоставлении субсидии, такими основаниями являются: - несоответствие заявки и (или) приложенных к ней документов требованиям, установленным настоящим Порядком; представление неполного комплекта документов, наличие недостоверных сведений в представленных организацией документах; несоответствие организации требованиям, установленным пунктом 1.2 Порядка (отсутствие лицензии, отсутствие проведения в отношении организации процедур реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к организации другого юридического лица), ликвидации, банкротства, приостановления деятельности, приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации).
Перечень оснований для отказа является закрытым, исчерпывающим.
Основание отказа в предоставлении субсидии как "на основании пункта 1.4 постановления Правительства Москвы от 18.09.2012 N 489-ПП (субсидии предоставляются Департаментом образования и науки города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту образования и науки города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели" законодатель не предусмотрел, как следствие отказ по данному мотиву незаконен.
Иной вывод вопреки положениям части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации поставил бы Образовательную организацию в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществлявшими в аналогичные периоды оказание таких же услуг и получившими возмещение недополученных доходов из бюджета. Более того, действующее законодательство не предусматривает финансирования указанными лицами обязательств публично-правовых образований без какого-либо возмещения понесенных затрат (недополученных доходов), в связи с чем бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке.
В данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву обращения в следующем финансовом году, Ответчик по существу лишил организацию права на возмещение стоимости оказанных услуг. В результате организация вынуждена нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с обеспечением образования в рамках выполнения государственных задач (обеспечение бесплатного образования в рамках ФГОС) без какого-либо возмещения понесенных затрат. Однако в силу изложенного выше государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности.
В связи с вышеизложенным, довод Ответчика о том, что применение конкретного порядка предоставления субсидий обусловлено финансовым годом, в котором планируется или возможно предоставление субсидий, суд первой инстанции признал ошибочным.
Данный вывод поддержан Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 305-ЭС18-17266.
Следовательно, сама по себе подача заявок в следующем финансовом году, ровно как и исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не могло служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидии организации, поскольку возможности такого отказа, с учетом природы рассматриваемой субсидии, не вытекает из положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса и не предусмотрена Правилами предоставления субсидий.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент образования города Москвы принять решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 1 665 009, 00 руб., с 1 октября по 31 декабря 2021 года в размере 1 387 500, 00 руб., с 1 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 709 159, 00 руб., с 1 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 632 097, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 17 444 667, 00 руб., с 1 февраля по 31 августа 2022 года в размере 4 790 917, 00 руб., с 1 марта по 31 августа 2022 года в размере 3 533 500, 00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - май 2022 г.) на общую сумму 30 162 849, 00 руб. в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ). Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).
Дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержит изъятий относительно возможности применения положений части 4 статьи 174 названного Кодекса о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия.
Таким образом, суд на основании положений части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления (ответчика), на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия. Названная сумма определяется на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Введение законодателем положений части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволило лицу, оспаривающему акт органа местного самоуправления, по заявлению которого акт признан недействительным (незаконным) и на этот орган возложена обязанность совершения в установленный законом срок определенных действий, требовать взыскания с органа местного самоуправления судебной неустойки как меры ответственности за неисполнение им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения в законную силу путем принятия решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 1 665 009, 00 руб., с 1 октября по 31 декабря 2021 года в размере 1 387 500, 00 руб., с 1 ноября по 31 декабря 2021 года в размере 709 159, 00 руб., с 1 декабря по 31 декабря 2021 года в размере 632 097, 00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 17 444 667, 00 руб., с 1 февраля по 31 августа 2022 года в размере 4 790 917, 00 руб., с 1 марта по 31 августа 2022 года в размере 3 533 500, 00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - май 2022 г.) на общую сумму 30 162 849, 00 руб.; в случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки города Москвы в пользу АНО СОШ "Академическая гимназия" денежные суммы: единовременно 300 000,00 руб. при неисполнении ДОНМ решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0, 05 % от 30 162 849, 00 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
В остальной части заявленный размер судебной неустойки обоснованно признан судом первой инстанции несоразмерным.
Требование заявителя об обязании Департамента образования и науки г. Москвы произвести суду доклад об исполнении судебного акта, не подлежит удовлетворению в силу ч. 4 ст. 201 АПК РФ, поскольку указанная норма предполагает форму сообщения, информации, а не доклада.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования АНО СОШ "Академическая гимназия" подлежат удовлетворению в части ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-126647/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126647/2022
Истец: АНО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ