г. Пермь |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А60-63388/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от ООО "Уральская буровая компания" - Красулин И.А., удостоверение адвоката, доверенность от 28.11.2023;
от ОСФР по Свердловской области - Захарова М.В., паспорт, доверенность от 30.03.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Уральского округа, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ОСФР по Свердловской области)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2023 года
по делу N А60-63388/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральская буровая компания" (ИНН 6670418041 ОГРН 1146670002225)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (ИНН 6660013279 ОГРН 1026604952252)
о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения, незаконным отказа в пересмотре тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Уральская буровая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (далее - фонд, ответчик) о признании незаконными решения об отказе в пересмотре тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год, изложенного в письме N 04-23/04-8425 от 14.10.2022, а также соответствующих действий фонда по отказу в пересмотре тарифа. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество просило обязать фонд установить для ООО "Уральская буровая компания" страховой тариф на 2022 год в размере 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска. Судом возбуждено производство по делу N А60-63388/2022.
ООО "Уральская буровая компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к фонду о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.10.2022 N 661322100439303 (дело N А60-66854/2022).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2022 дела N N А60-63388/2022, А60-66854/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А60-63388/2022.
До рассмотрения спора по существу ответчиком заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ввиду присоединения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) к ОСФР по Свердловской области, запись о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица (других юридических лиц) внесена 01.01.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2023 года заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - ОСФР по Свердловской области. Требования общества удовлетворены полностью, указанные выше решения фонда признаны недействительными, соответствующие действия незаконными. На ОСФР по Свердловской области возложена обязанность установить для ООО "Уральская буровая компания" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в размере 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности "Торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства" по коду ОКВЭД 46.63.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОСФР по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что руководитель организации, подписав заявление о подтверждении ОКВЭД, самостоятельно определил вид деятельности, исходя из которого фондом установлен страховой тариф. Действующим законодательством не установлены основания для пересмотра страхового тарифа, отсутствует обязанность территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по пересмотру и изменению тарифа. Следовательно, решение о привлечении к ответственности и решение об отказе в изменении тарифа не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании представитель ОСФР по Свердловской области на доводах жалобы настаивал.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым он считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными. В судебном заседании представитель заявителя доводы отзыва на жалобу поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Уральская буровая компания" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании статей 5-6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ).
12.04.2021 общество направило в адрес фонда заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение, согласно которым основным видом экономической деятельности общества за 2021 год являлось производство гидравлического и пневматического силового оборудования, код по ОКВЭД 28.12 (доля доходов - 86,77%); доля дохода от деятельности "Торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства" по коду ОКВЭД 46.63 указана в размере 13,23% (7847 тыс. руб./59332,80 тыс. руб.).
После получения акта камеральной проверки от 05.09.2022, составленного фондом по итогам проверки расчета общества по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за полугодие 2022 г., общество направило в фонд заявление от 04.10.2022, согласно которому ранее, в заявлении от 12.04.2022, ошибочно указало вид экономической деятельности по коду 28.12 в качестве основного; при составлении справки-подтверждения доход по коду 46.63 ошибочно указан в размере "7847 тыс. руб." вместо "78741,2 тыс. руб.", что повлекло неверное определение доли от этого вида дохода (13,23% вместо фактических 60,40%).
Вместе с заявлением от 04.10.2022 общество представило в фонд новое заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение от 04.10.2022, согласно которым основным видом экономической деятельности общества за 2021 год являлась "Торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства" по коду ОКВЭД 46.63.
Одновременно представлены копия декларации по налогу на прибыль организаций и бухгалтерской отчетности за 2021 г. с доказательством их направления в налоговый орган.
Ссылка общества на вновь представленные документы фондом отклонена, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 05.09.2022 и представленных на него возражений принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.10.2022 N 661322100439303.
Указанным решением обществу доначислены страховые взносы за первое полугодие 2022 г. в сумме 60 171,12 руб., соответствующие пени в сумме 1724,83 руб.; за неуплату взносов в результате применения неверного тарифа (0,2% вместо 1,3%) страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 12 034,22 руб.
В ответ на заявление от 04.10.2022 фонд направил обществу письмо N 04-23/04-8425 от 14.10.2022 об отказе в пересмотре установленного на 2022 год класса профессионального риска и размера страхового тарифа. Дополнительно сообщено, что фонд вправе пересмотреть страховой тариф на основании решения Арбитражного суда Свердловской области.
Ссылаясь на то, решения фонда затрагивают имущественные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают обязанности по уплате штрафа, пеней, недоимки, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для установления обществу повышенного тарифа страховых взносов в отношении вида деятельности по коду ОКВЭД 28.12 "Производство гидравлического и пневматического силового оборудования".
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы по указанному виду страхования.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N179-ФЗ) установлены страховые тарифы в размере от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в 2022 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с пунктом 3 данных Правил Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, согласно которой "Торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства" по коду ОКВЭД 46.63 отнесена к первому классу профессионального риска.
Следовательно, в силу статьи 1 Закона N 179-ФЗ страховой тариф по данным видам деятельности составляет 0,2%.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании данной нормы приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N55).
Согласно пунктам 2, 3 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно; для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Территориальный орган в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, направляет страхователю уведомление об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
Исходя из представленной в дело бухгалтерской и налоговой отчетности общества за 2021 год, достоверность которой ответчиком не оспаривается, в указанном году основным видом деятельности общества являлась торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства (код ОКВЭД 46.63).
Размер доходов от этого вида деятельности составил 78 471,2 тыс. руб., доля этого дохода в общей сумме доходов общества - 60,4%.
Хотя и с нарушением установленного срока (15.04.2022), но до вынесения оспариваемых решений общество представило в фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, а также бухгалтерскую и налоговую отчетность за 2021 год, подтверждающие, что основным видом деятельности общества в этому году являлась торговля по коду ОКВЭД 46.63.
В заявлении и справке от 12.04.2022, очевидно, были допущены опечатки, соответствующие арифметические ошибки и выводы, поскольку указанная в них общая сумма доходов общества (59 332,8 тыс. руб.) не соответствует данным бухгалтерской и налоговой отчетности общества за 2021 год (129 957 тыс. руб.).
Следовательно, общество правомерно применило при расчете страховых взносов на 2022 год страховой тариф в размере 0,2% (по первому классу профессионального риска).
Настаивая на правильности применения страхового тарифа в размере 1,3% (по 12 классу профессионального риска), фонд указывает на то, что страхователь обязан подтвердить основной вид деятельности не позднее 15.04.2022.
Однако фонд не учитывает, что установленный порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя не имеет своей целью наказать страхователя путем назначения ему более высокого размера страхового тарифа, а является мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данные выводы изложены также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Поскольку общество представило в фонд 07.10.2022 документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, согласно которым основным видом экономической деятельности страхователя является деятельность по коду ОКВЭД 46.63 (первый класс профессионального риска, страховой тариф в размере 0,2%), начисление обществу страховых взносов по тарифу 1,3% является неправомерным.
Довод фонда о том, что страхователь имел возможность подтвердить основной вид деятельности ранее (после получения уведомления фонда от 27.04.2022 об установлении размера страхового тарифа на 2022 год), судом отклонен, так как доказательств направления этого уведомления обществу в дело не представлено, как и сам текст уведомления (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Кроме того, исходя из позиции фонда о необходимости подтверждения вида деятельности до 15 апреля, представление страхователем необходимых документов сразу после 27.04.2022 не привело бы к иным результатам.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2023 года по делу N А60-63388/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63388/2022
Истец: ООО УРАЛЬСКАЯ БУРОВАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ