город Омск |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А46-5477/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-683/2023) общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Инвест" на решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-5477/2022 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Инвест" (ОГРН 1065509007464, ИНН 5531007719, адрес: 644024, город Омск, улица Т.К. Щербанева, дом 25, офис 401) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу города Омска (ОГРН 1045504039184, ИНН 5503085553, адрес: 644052, город Омск, улица 24-я Северная, 171, а), о признании незаконными действий, выразившихся в несообщении о переплате, об обязании произвести зачет излишне уплаченных налогов,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Инвест" - Дитятковская Мария Владимировна (по доверенности от 20.10.2022 сроком действия 1 год);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу города Омска - Двухжилова Елена Сергеевна (по доверенности N 01-18/00987 от 27.01.2023 сроком действия по 31.01.2024);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-Инвест" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сибирь-Инвест", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС по ЦАО г. Омска) о признании незаконными действий ИФНС по ЦАО г. Омска, выразившихся в несообщении о факте излишней уплаты налога, обязании произвести зачет излишне уплаченных налогов, а также отмене решений от 05.03.2022, N 3617, 3618, 3619, от 09.03.2022 NN 3725, 3727, 3729, 3730, 3768, 3769, 3770, 3771, 3772, 3773.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-5477/2022 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы ООО "Сибирь-Инвест" указало, что налоговым органом не представлено доказательств направления в адрес налогоплательщика уведомлений либо сообщений о наличии переплаты, доказательств проведения сверки расчетов либо подписания акта сверки в материалы дела не представлено. Доказательств направления справок о состоянии расчетов в материалы дела не представлено.
ООО "Сибирь-Инвест" утверждает о том, что справка N 4997810 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 30.12.2020 поступила в адрес налогоплательщика 02.02.2021. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не был исследован в полной мере момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, не была проведена оценка совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. Полагает, что в материалы дела не представлено доказательств пропуска налогоплательщиком трехлетнего срока.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества налоговый орган выразил свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В судебном заседании апелляционной инстанции 28.03.2023 представитель ООО "Сибирь-Инвест" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв в судебном заседании до 04.04.2023, налоговому органу было предложено представить доказательства направления справок о состоянии расчетов налогоплательщика в адрес ООО "Сибирь-Инвест".
30.03.2023 от Инспекции поступили письменные пояснения с приложениями документов.
В судебном заседании 04.04.2023 представитель ООО "Сибирь-Инвест" пояснил, что с указанными пояснениями и приложенными документами ознакомлен.
Судом пояснения налогового органа с приложенными документами приобщены к материалам дела.
Стороны поддержали ранее озвученные процессуальные позиции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, пояснения, выслушав представителя заявителя и Инспекции, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Сибирь-Инвест", ссылаясь на получение из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 11.01.2022 сведений о наличии излишне перечисленных сумм по налогам, пеням и штрафам, обратилось 03.03.2022 в Инспекцию с заявлениями о зачете излишне уплаченных сумм.
В ответ на заявления Инспекцией были вынесены решения об отказе в зачете налогоплательщику по причине истечения трехлетнего срока, а именно:
- решениями от 09.03.2022 N 3726, N 3768, N 3727 отказано в зачете сумм переплаты в размере 10 619 руб. 09 коп. (НДС);
- решением от 09.03.2022 N 3729 отказано в зачете сумм переплаты в размере 64 379 руб. 84 коп. (налог на прибыль организаций);
- решением от 05.03.2022 N 3617 отказано в зачете сумм переплаты в размере 169 671 руб. 35 коп. (налог на прибыль организаций);
- решением от 05.03.2022 N 3618, N 3619 отказано в зачете сумм переплаты в размере 136 170 руб. 00 коп. (НДФЛ);
- решениями от 09.03.2022 N 3730, N 3731, N 3770, N 3772, N 3773 отказано в зачете сумм переплаты в размере 39 906 руб. 56 коп. (налог на имущество организаций);
- решением от 09.03.2022 N 3725 отказано в зачете сумм переплаты в размере 201 руб. 07 коп. (единый социальный налог);
- решением от 09.03.2022 N 3769 отказано в зачете сумм переплаты в размере 5 770 руб. 54 коп. (НДФЛ);
- решением от 09.03.2022 N 3771 отказано в зачете сумм переплаты в размере 2 руб. 05 коп. (пени по налогу на имущество);
- решением от 09.03.2022 N 3728 отказано в зачете сумм переплаты в размере 114 руб. 14 коп. (страховой взнос на обязательное пенсионное страхование), 456 руб. 18 коп. (пени по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование);
- решением от 09.03.2022 N 3777 отказано в зачете сумм переплаты в размере 456 руб. 18 коп. (пени по страховому взносу на обязательное медицинское страхование).
Решения об отказе в зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам были приняты по мотивам истечения 3-х летнего срока с момента уплаты налогов.
Кроме того по заявлению налогоплательщика на зачет переплаты от 03.03.2022 налоговым органом 15.03.2022 в отношении суммы в размере 1 827 руб. 67 коп. (пени) - налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, принято решение о зачете в задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) (пени).
В УФНС России по Омской области через ИФНС России по ЦАО г. Омска 06.04.2022 поступила жалоба ООО "Сибирь-Инвест" на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, выразившиеся в неуведомлении о факте и суммах излишне уплаченных налогов, страховых взносов, пени, а также в вынесении решений об отказе в зачете налогоплательщику.
В жалобе ООО "Сибирь-Инвест" заявило аналогичные доводы о том, что о наличии переплаты налогоплательщик узнало только из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 11.01.2022, указало, что процессуальный срок, о котором говорится в решениях налогового органа, пропущен не по вине ООО "Сибирь-Инвест", а вследствие бездействия налогового органа в части несоблюдения пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно извещение о ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога инспекцией налогоплательщику направлено не было.
Решением от 27.04.2022 N 16-22/06581С УФНС России по Омской области оставило жалобу ООО "Сибирь-Инвест" без удовлетворения.
Решение УФНС России по Омской области было мотивированно ссылками на то, что справка о состоянии расчетов с бюджетом не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки расчетов с бюджетом, в котором фиксируется сумма переплаты, сам по себе, в отрыве от иных документов и доказательств, не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату.
Кроме того, УФНС России по Омской области указало, что ранее налогоплательщик обращался с запросом о предоставление справки о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, в связи с чем налоговым органом на бумажном носителе по почте 21.01.2021 в адрес заявителя направлена справка по состоянию на 30.12.2020. Соответственно, еще до получения Обществом справки по состоянию на 11.01.2022, налогоплательщик узнал о переплате в 2021 году и мог обратиться с заявлениями в более ранние сроки. УФНС России по Омской области расценило, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 11.01.2022 не может являться моментом, с которого необходимо исчислять трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями, согласно которым заявитель просил (с учетом неоднократного уточнения требований) признать незаконными действия сотрудников ИФНС России по ЦАО г. Омска, выразившиеся в несоблюдении пункта 3 статьи 78 НК РФ, а именно в неисполнении обязанности по направлению налогоплательщику ООО "Сибирь Инвест" сообщения о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога по следующим платежным поручениям и в результате перерасчета задолженности по налогам и пене:
- платежное поручение N 264 от 31.01.2019 на сумму 10 619 руб. 09 коп. (НДС);
- платежное поручение N 61 от 10.08.2010 - налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет (сумма переплаты 64 379 руб. 84 коп.);
- платежное поручение от 10.08.2010 - налог на прибыль, зачисляемый в субъекты Российской Федерации (сумма переплаты 169 671 руб. 35 коп.);
- платежное поручение N 240 от 28.12.2018 на сумму 767 руб. 16 коп. - налог на имущество;
- платежное поручение N 271 от 31.01.2019 на сумму 727 руб. 86 коп. - налог на имущество;
- платежное поручение от 27.01.2014 - пени по налогу на имущество (сумма переплаты 2 руб. 05 коп.);
- платежное поручение N 247 от 28.12.2018 на сумму 57 руб. 07 коп. - страховые взносы на ОПС;
- платежное поручение N 278 от 31.01.2019 на сумму 57 руб. 07 коп. - страховые взносы на ОПС;
- в результате уменьшения налога НДФЛ на сумму 136 170 руб. 00 коп.;
- в результате уменьшения налога на имущество на сумму 38 411 руб. 54 коп. (39 906 руб. 56 коп. - платежное поручение на сумму 767 руб. 16 коп. - платежное поручение на сумму 727 руб. 86 коп.);
- в результате уменьшения пени по НДФЛ на сумму 5 770 руб. 54 коп.;
- в результате полученных сведений от ПФР по пени на ОМС на сумму 456 руб. 18 коп.;
- в результате перерасчета 17.09.2012 налоговым органом по ЕСН (упразднен с 01.01.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) на сумму 201 руб. 07 коп.;
- в результате перерасчета налоговым органом штрафа по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 0 руб. 52 коп.;
- в результате перерасчета налоговым органом пени по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 0 руб. 01 коп.
Заявитель просил обязать Инспекцию произвести зачет сумм излишне уплаченных налогов, страховых взносов, пеней в счет недоимки по налогам, страховым сборам, задолженности по пене в размере 427 291 руб. 35 коп.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2022 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Означенное решение обжалуется заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 1 статьи 78 НК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на дату принятия решений об отказе в зачете) установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 4 статьи 78 НК РФ).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (пункт 5 статьи 78 НК РФ).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Согласно пункту 9 указанной статьи налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Как было выше сказано, решениями от 05.03.2022, N 3617, 3618, 3619, от 09.03.2022 NN 3725, 3727, 3729, 3730, 3768, 3769, 3770, 3771, 3772, 3773 ИФНС по ЦАО г. Омска отказала в зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам по мотивам истечения 3-х лет с момента уплаты налогов.
Так, налоговый орган установил, что ООО "Сибирь-Инвест" обратилось в Инспекцию с заявлениями о зачете излишне уплаченных сумм 03.03.2022, в то время как заявленная переплата образовалась более чем 3 года назад, а именно налоговый орган указал:
- по решениям от 09.03.2022 N 3726, N 3768, N 3727, что переплата в размере 10 619 руб. 09 коп. (НДС) возникла на основании платежного поручения от 31.01.2019 N 264;
- по решению от 09.03.2022 N 3729, что переплата в размере 64 379 руб. 84 коп. (налог на прибыль организаций) возникла на основании платежного поручения от 10.08.2010 N 61;
- по решению от 05.03.2022 N 3617, что переплата в размере 169 671 руб. 35 коп. (налог на прибыль организаций) возникла на основании платежного поручения от 10.08.2010;
- по решениям от 05.03.2022 N 3618, N 3619, что переплата в размере 136 170 руб. 00 коп. (НДФЛ) возникла 22.03.2017 (в результате уменьшений налога по расчету по срокам уплаты 18.01.2016, 26.01.2016, 01.02.2016, 02.02.2016,15.02.2016, 16.02.2016, 26.02.2016, 29.02.2016, 02.03.2016, 03.03.2016, 09.03.2016, 08.04.2016, 15.04.2016, 18.04.2016, 04.05.2016, 16.05.2016, 30.05.2016, 31.05.2016, 15.06.2016, 16.06.2016, 01.07.2016, 05.07.2016, 15.07.2016, 18.07.2016, 27.07.2016, 17.08.2016, 02.09.2016, 26.09.2016);
- по решениям от 09.03.2022 N 3730, N 3731, N 3770, N 3772, N 3773, что переплата в размере 39 906 руб. 56 коп. (налог на имущество организаций) возникла на основании платежных поручений от 28.12.2018, от 02.10.2018, от 31.01.2019 и в результате уменьшений налога по расчету по сроку уплаты - 30.03.2017;
- по решению от 09.03.2022 N 3725, что переплата в размере 201 руб. 07 коп. (единый социальный налог) возникла на основании м/о от 17.09.2012;
- по решению от 09.03.2022 N 3769, что переплата в размере 5 770 руб. 54 коп. (НДФЛ) возникла в результате уменьшения пени за период 2016-2017 годы;
- по решению от 09.03.2022 N 3771, что переплата в размере 2 руб. 05 коп. (пени по налогу на имущество) возникла на основании платежного поручения от 27.01.2014;
- по решению от 09.03.2022 N 3728, что переплата в размере 114 руб. 14 коп. (страховой взнос на обязательное пенсионное страхование), 456 руб. 18 коп. (пени по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование) возникла на основании платежных поручений от 28.12.2018 N 247, от 31.01.2019 N 278;
- относительно переплаты в размере 456 руб. 18 коп. (пени по страховому взносу на обязательное медицинское страхование) (решение от 09.03.2022 N 3777) указано, что данные сведения о переплате переданы в налоговые органы органами ПФР -06.03.2017 и отражены в расчетах с бюджетом налогоплательщика. Отмечено, что налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения в состав информации, полученной от государственных внебюджетных фондов. Для уточнения периода образования (оснований образования) указанной переплаты налогоплательщику необходимо обратиться в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
Таким образом, заявитель обратился в налоговый орган с вышеперечисленными заявлениями после истечения 3-х лет с момента уплаты налогов, то есть с нарушением требований пункта 7 статьи 78 НК РФ.
Вопреки позиции налогоплательщика, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 21.06.2001 N 173-0 и от 21.12.2011 N 1665-0-0, согласно которой пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, с применение общего правила исчисления срока исковой давности (со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права), в рамках настоящего дела не применима, поскольку указанная позиция сформирована относительно требований о возврате излишне уплаченных сумм налогов, а не требований об их зачете.
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что настоящие требования Общества фактически заявлены в рамках 24 главы АПК РФ, а не искового судопроизводства.
Суд поддерживает выводы налогового органа о том, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 11.01.2022 не может являться моментом, с которого необходимо исчислять трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для вывода о незаконности бездействия ИФНС по ЦАО г. Омска, выразившегося в несообщении о факте излишней уплаты налога.
Так, из позиции ООО "Сибирь-Инвест" следует, что Общество утверждает о том, что сведения о наличии излишне перечисленных сумм по налогам, пеням и штрафам были получены налогоплательщиком только 02.02.2021 при поступлении в его адрес справки N 4997810 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 30.12.2020, а также 11.01.2022 при получении справки N 3129 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 11.01.2022.
В справках о состоянии расчетов, выданных налоговым органом за N 4997810 от 30.12.2020 и N 3129 от 11.01.2022, была указана информация об имеющейся у заявителя переплате по следующим налогам: 10 619 руб. 09 коп. НДС, 114 руб. 14 коп. страховых взносов на ОПС, 64 379 руб. 84 коп. налога на прибыль в федеральный бюджет, 169 671 руб. 35 коп. налога на прибыль в бюджет субъекта, 136 170 руб. НДФЛ, 39 906 руб. 56 коп. налога на имущество, 201 руб. 07 коп. единого социального налога, 5 770 руб. 54 коп. пени по НДФЛ, 2 руб. 05 коп. пени по налогу на имущество, 456 руб. 18 коп. пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017, 0 руб. 01 коп. пени по налогу на прибыль, штраф по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 0 руб. 52 коп. (итого 427 291 руб. 35 коп.).
Однако, ранее налоговым органом направлялись сведения о переплате путем направления справок о состоянии расчетов N 49626 от 08.02.2017, N 62891 от 08.08.2017, N 88440 от 13.04.2018, N 102099 от 04.09.2018, N 105913 от 17.10.2018, N 4997810 от 30.12.2020.
Податель апелляционной жалобы утверждает, что доказательств направления названных справок о состоянии расчетов в материалы дела не представлено.
Между тем, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в целях проверки доводов налогоплательщика, был объявлен перерыв в судебном заседании до 04.04.2023, налоговому органу было предложено представить доказательства направления справок о состоянии расчетов налогоплательщика в адрес ООО "Сибирь-Инвест".
Инспекция представила сведения, из которых следует в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи по запросам ООО "Сибирь-Инвест" были сформированы и предоставлены справки о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на:
- 08.02.2017 N 49626 (извещение о получении электронного документа 10.02.2017);
- 08.08.2017 N 62891 (извещение о получении электронного документа 14.08.2017);
- 13.04.2018 N 88440 (извещение о получении электронного документа 17.04.2018);
- 04.09.2018 N 102099 (извещение о получении электронного документа 07.09.2018);
- 17.10.2018 N 105913 (извещение о получении электронного документа 19.10.2018).
В качестве приложения к пояснениям представлены следующие документы (в копиях):
- запрос ООО "Сибирь-Инвест" о формировании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на 08.02.2017;
- извещение о получении электронного документа 10.02.2017;
- запрос ООО "Сибирь-Инвест" о формировании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на 08.08.2017;
- извещение о получении электронного документа 14.08.2017;
- запрос ООО "Сибирь-Инвест" о формировании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на 13.04.2018;
- извещение о получении электронного документа 17.04.2018;
- запрос ООО "Сибирь-Инвест" о формировании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на 04.09.2018;
- извещение о получении электронного документа 07.09.2018;
- запрос ООО "Сибирь-Инвест" о формировании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на 17.10.2018;
- извещение о получении электронного документа 19.10.2018.
В свою очередь, порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (далее - Приказ N ЕД-7-2/448@, Порядок).
В силу пункта 2 Порядка участниками электронного взаимодействия при направлении документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются: налоговые органы; операторы электронного документооборота; налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, их представители (далее - плательщики).
В соответствии с пунктом 3 Приказа N ЕД-7-2/448@ в процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также используются следующие технологические электронные документы, форматы которых утверждены ФНС России в соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой НК РФ:
1) подтверждение даты отправки электронного документа;
2) квитанция о приеме электронного документа;
3) уведомление об отказе в приеме электронного документа;
4) извещение о получении электронного документа. Извещение о получении электронного документа формируется на каждый документ и технологический электронный документ, указанный в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта;
5) информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в случае подписания Документа представителем плательщика.
Датой направления участником электронного взаимодействия документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа (пункт 9).
При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа (пункт 10).
Таким образом, представленные налоговым органом извещения о получении электронного документа являются надлежащим доказательством представления Обществу ответов на запросы ООО "Сибирь-Инвест" о формировании справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в 2017-2018 годах.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для вывода о признании незаконным бездействия сотрудников Инспекции.
Кроме того, как обоснованно было установлено судом первой инстанции, суммы переплаты по платежам по платежным поручения N 264 от 31.01.2019, N 240 от 28.12.2018, N 271 от 31.01.2019, N 247 от 28.12.2018, N 278 от 31.01.2019 не могут быть зачтены по причине того, что в указанных платежных поручениях значится назначение платежа - "в соответствии с мировым соглашением по делу NА46- 16129/2017".
Таким образом, названные платежи должны были быть зачислены налоговым органом в счет уплаты по мировому соглашению; сверка платежей по мировому соглашению может быть произведена сторонами такового в рамках исполнения определения суда по делу N А46-16129/2017.
В то же время, заявление об уточнении платежа в порядке части 7 статьи 45 НК РФ вправе подать лишь лицо, уплатившее задолженность за налогоплательщика; и только в пределах срока, указанного в названной норме.
Однако названные платежи были произведены не налогоплательщиком, а третьим лицом - обществом с ограниченной ответственностью "Деловой центр "БизнесСити".
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и оставляет решение суда первой инстанции без изменения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Поскольку при принятии апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то по итогам рассмотрения с ООО "Сибирь-Инвест" подлежит взысканию 1 500 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Инвест" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-5477/2022 - без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Инвест" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5477/2022
Истец: ООО "Сибирь-Инвест"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. ОМСКА