город Ростов-на-Дону |
|
07 апреля 2023 г. |
дело N А01-2739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Шадже Р.Н. по доверенности от 09.03.2022, паспорт;
от Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Селиванова М.М. по доверенности от 09.01.2023, паспорт;
от ООО "Регион-Строй" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Емельянова М.И. по доверенности от 02.03.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционные жалобы Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 18.01.2023 по делу N А01-2739/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион-Строй"
(ИНН 0107022575, ОГРН 1120107001068)
к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН:0106008017, ОГРН:1020100825777), Комитету Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта; обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион-Строй" (далее - ООО "Регион-Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация) от 30.12.2021 N 01-6-6707 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея", как несоответствующее действующему градостроительному законодательству РФ, обязании Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" выдать ООО "Регион-Строй" разрешение на строительство объекта: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея".
Определением суда от 13.04.2022 произведена замена заинтересованного лица Кабинета Министров Республики Адыгея на Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.08.2022 требование ООО "Регион-Строй" выделено в отдельное производство. Новому делу присвоен N А01-2739/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.01.2023 признано незаконным решение Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Регион-Строй" в выдаче разрешения на строительство объекта: Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея", выраженное в ответе от 30.12.2021 г. N 01-6-6707, суд возложил на Администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" обязанность выдать ООО "Регион-Строй" разрешение на строительство объекта: Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея". С администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" в пользу ООО "Регион-Строй" взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что суд не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о выдаче разрешения на строительство, а также тем, что суд дал оценку только обстоятельствам, связанным с объемом и способом направления материалов проектной документации в отношении спорных объектов.
В отзыве на апелляционные жалобы общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и ООО "Регион-Строй" поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и ООО "Регион-Строй" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представители Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Регион-Строй" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29.03.2023 объявлялся перерыв до 05.04.2023 до 12 час. 30 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва определением и.о. председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений от 04.04.2023 в связи с отсутствием судьи Пименова С.В. ввиду болезни, в составе суда произведена замена на судью Чотчаева Б.Т., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ. Сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Соловьева М.В., судьи Ефимова О.Ю., Чотчаев Б.Т.
От ООО "Регион-Строй" посредством информационного ресурса "Мой Арбитр" 31.03.2023 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела протокола осмотра доказательств от 08.02.2022 N 01АА0827517.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела протокола осмотра доказательств от 08.02.2022 N 01АА0827517, поскольку указанные документы представлялись ранее в суд первой инстанции.
От Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" поступили ходатайства об отложении рассмотрения апелляционных жалоб, в связи с подачей лицами, не привлеченными к участию в деле, апелляционной жалобы с ходатайством о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
Суд отказал в удовлетворении заявленных ходатайств об отложении рассмотрения апелляционных жалоб, поскольку судом апелляционной инстанции установлено из материалов электронного дела, размещенного в информационной системе "Картотека арбитражных дел", что апелляционная жалоба, лиц, не привлеченных к участию в деле, не поступала в суд первой инстанции и не зарегистрирована в суде апелляционной инстанции.
В материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
От ООО "Регион-Строй" посредством информационного ресурса "Мой Арбитр" 04.04.2023 поступило ходатайство о приобщении в электронном виде документов, ранее представленных в дело в суде первой инстанции на флеш-носителе.
Судебная коллегия протокольным определением приобщила представленные документы, учитывая разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Представители Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Регион-Строй" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион-Строй" является застройщиком объекта капитального строительства: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (КН участка:01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", площадью застройки 2241,32 кв.м.
Данный объект планируется к размещению на земельном участке с КН 01:05:2900013:21931, площадью 12 250 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, расположенном по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Тахтамукайский муниципальный район, Старобжегокайское сельское поселение, аул Новая Адыгея, улица Бжегокайская, з/у 23. Земельный участок находится в собственности муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" (запись государственной регистрации в ЕГРН N 01:05:2900013:21931-01/033/2021-1 от 15.10.2021), передан в аренду ООО "Регион-Строй" сроком до 19.12.2028 на основании договора аренды земельного участка N8 от 02.09.2021 (N государственной регистрации права аренды в ЕГРН 01:05:2900013:21931-01/033/2021-2 от 15.10.2021).
23.12.2021 ООО "Регион-Строй" подало заявления в администрацию МО "Тахтамукайский район" о выдаче разрешения на строительство указанного объекта c приложением необходимых документов. 24.12.2021 к поданному 23.12.2021 заявлению на электронную почту отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО "Тахтамукайский район" - arch_tahtamukay@mail.ru направлены разделы проектной документации указанного объекта недвижимости: "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов". 27.12.2021 в администрацию представлено Положительное заключение экспертизы на проектную документацию указанного объекта, подготовленное ООО "КОИН-С" в 2021 году.
На данное заявление 30.12.2021 администрацией МО "Тахтамукайский район" подготовлено решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (КН участка:01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", площадью застройки 2241,32 кв.м., планируемая к размещению на земельном участке с КН 01:05:2900013:21931.
Полагая, что данный отказ администрации является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для отказа обществу выдаче разрешения на строительство объекта, предполагаемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:21931 явилось: отсутствие в составе документов, приятых с заявлением ООО "Регион-Строй" раздела решений и мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов к объекту капительного строительства; несогласование с уполномоченным органом проведения земляных работ (поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.), что может негативно отразиться на неопределенном круге лиц, а также отсутствие необходимых мощностей, предусмотренных в проектных решениях по инженерно-техническому обеспечению жилых комплексов (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); невнесение в случае проектирования новых инженерных сетей изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение".
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Администрацией МО "Тахтамукайский район" не доказан факт необходимости внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение" при прокладке новых сетей коммуникаций.
С учетом изложенного, вывод администрации в апелляционной жалобе о том, что не раскрыт вопрос о возможности присоединения спорных объектов к существующим сетям коммуникаций (водоснабжение, водоотведение, ливневая канализация) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство на спорный объект, обществом были приложены документы, соответствующие градостроительной и проектной документации в необходимом объеме, согласно положениям п. 7 ст. 51 ГрК РФ, Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство" утвержденного, постановлением главы МО "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 N 3026.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения: результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда) (Подпункт "в" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 7.4. ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, документов, необходимых для получения указанного разрешения, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача указанного разрешения могут осуществляться:
1) непосредственно уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос";
2) через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией;
3) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом является федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной охраны);
4) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности;
5) для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", наряду со способами, указанными в пунктах 1 - 4 настоящей части с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.
Согласно п. 19 Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство" утвержденного, постановлением главы МО "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 N 3026 (в редакции, действовавшей на дату подачи заявлений общества от 23.12.2021) документы, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента, могут быть направлены в электронной форме.
В соответствии с п. 12 данного Административного регламента муниципальная услуга предоставляется отделом архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО "Тахтамукайский район".
На официальном сайте администрации МО "Тахтамукайский район" указана электронная почта отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО "Тахтамукайский район".
Судом первой инстанции установлено, что обществом в администрацию МО "Тахтамукайский район" подано заявление о выдаче разрешения на строительство спорного объекта через Филиал ГБУ РА МФЦ N 2 в пгт. Яблоновский. 24.12.2021 на электронную почту отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО "Тахтамукайский район" направлен раздел проектной документации указанного объекта недвижимости: "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".
В материалы дела ООО "Регион-Строй" представлен оригинал Протокола осмотра доказательств от 08.02.2022 N 01АА0827517 (представлен в суд апелляционной инстанции в электронном виде посредством информационного ресурса "Мой Арбитр" 31.03.2023 ходатайство о приобщении дополнительных материалов файл вложения - Протокол осмотра доказательств от 08.02.2022), подготовленный нотариусом Майкопского городского нотариального округа Мерзакуловым Б.Б., действующим на основании лицензии на право нотариальной деятельности N 69, выданной Министерством юстиции РФ Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея 08.02.2010, Приказа Министерства Юстиции РФ Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея от 07.09.2018 N 194.
Согласно Протоколу осмотра доказательств от 08.02.2022 N 01АА0827517, 24.12.2021 на электронную почту в отношении объекта: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея", направлен раздел проектной документации, подготовленной ООО "ПГ "АрхиКон" в 2021 г.:
- Раздел 10.1. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. Литер 1. 1906-1/21-МОДИ 10.1 изм. 1. Том 59 (14 листов);
- Раздел 10.2. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. Литер 2. 1906-1/21-МОДИ 10.2 изм. 1. Том 60 (14 листов);
- Раздел 10.3. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. Литер 3. 1906-1/21-МОДИ 10.3 изм. 1. Том 61 (14 листов);
- Раздел 10.4. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов. Литер 4. 1906-1/21-МОДИ 10.4 изм. 1. Том 62 (14 листов).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что раздел проектной документации спорного объекта недвижимости: "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" направлен в электронной форме на официальный электронный адрес лица, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, что соответствует положениям п. 1 ч. 7.4. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 12, 19 Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство" утвержденного, постановлением главы МО "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 г. N 3026.
Доказательства обратного администрацией не представлены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вывод администрации в обжалуемом отказе от 30.12.2021 N 01-6-6707 об отсутствии раздела решений и мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов к спорному объекту капительного строительства не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции установлено, что проектными решениями для указанного объекта обеспечиваются условия для маломобильных групп населения (МГН). В проекте выполнены адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы здания, используемые всеми группами населения.
Соблюдение в разделе "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" Проектной документации на спорный объект технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, требований пожарной безопасности проверено экспертной организацией ООО "КОИН-С" и отражено в Положительном заключении экспертизы проектной документации спорных объектов, выполненном ООО "КОИН-С" в 2021 году.
В решении от 30.12.2021 N 01-6-6707 указано, что в представленных материалах не урегулированы и не отражены принятые проектные решения в части согласования с уполномоченным органом проведения земляных работ (поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.), что может негативно отразиться на неопределенном круге лиц.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно п. 2.3. Градостроительного плана земельного участка с КН 01:05:2900013:21931 N RU 010530420060001-131 2021 к иным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства относиться следующее требование: "Изменение общего рельефа земельного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи земли, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий.".
Согласно п. 5 ст. 2 Правил землепользования и застройки МО "Старобжегокайское сельское поселение" Тахамукайского района Республики Адыгея орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с текстовой частью раздела Проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" спорного объекта, земельный участок с КН 01:05:2900013:21931 не находится в зоне опасных геологических процессов. Для отвода поверхностных вод произведена вертикальная планировка и проектируемая сеть ливневой канализации с использованием дождеприемных решеток, в проектируемый КНС. До строительства очистных сооружений ливневой канализации в а. Новая Адыгея, временно, предусмотрены дренажные колодцы ливневой канализации.
Положительным заключением экспертизы проектной документации спорного объекта, подготовленным ООО "КОИН-С" в 2021 году подтверждено соответствие раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технический регламентов.
В разделе проектной документации спорного объекта "Схема планировочной организации земельного участка" принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.) соответствуют правилам землепользования и застройки МО "Старобжегокайское сельское поселение". Данными правилами не предусмотрена обязанность застройщика согласовывать земляные работы с уполномоченным органом.
С учетом исследованных судом первой инстанции доказательств, в том числе Градостроительного плана земельного участка с КН 01:05:2900013:21931, раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка". Положительного заключения экспертизы проектной документации спорного объекта, подготовленного ООО "КОИН-С" в 2021 году, Заключения экспертизы N 22-830 от 06.06.2022, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земляные работы, предусмотренные проектными решениями спорного объекта, не нарушают права собственников смежных земельных участков, а также иных лиц, что не может негативно отразиться на неопределенном круге лиц.
Суд первой инстанции верно указал, что в обжалуемом решении от 30.12.2021 N 01-6-6707 отсутствует обоснование необходимости согласования с уполномоченным органом земляных работ, предусмотренных проектными решениями, а также администрацией не подтверждены возможные негативные последствия, которые могут отразиться на неопределенном круге лиц, после проведения таких земляных работ.
Соответственно, довод администрации в апелляционной жалобе о необходимости согласования земляных работ с уполномоченным органом был исследован судом и ему дана надлежащая правовая оценка.
Довод о том, что ООО "РСО", организация, подготовившая технические условия не располагает необходимыми мощностями, предусмотренными в проектных решениях по инженерно-техническому обеспечению жилого комплекса (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация), правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в отношении спорного объекта в части водоснабжения, водоотведения, ливневых стоков ООО "РСО" разработаны Технические условия от 24.11.2021.
Согласно Техническим условиям на водоснабжение, водоотведение, ливневые стоки для нормативного инженерного обеспечения необходимо выполнить на водозаборе строительство нового резервуара с насосной станцией второго подъёма, на КНС и ливневой канализации необходимо выполнить реконструкцию с увеличением мощности.
Обществом представлены материалы по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации спорного объекта (Договор подряда N 13 от 01.12.2021, подписанный заказчиком ООО "Регион-Строй" и подрядчиком ООО "КубаньБурВод" на разработку проектной и рабочей документации для нормативного инженерного обеспечения объекта: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение"; Соглашение о достигнутых договоренностях договора подряда от 10.12.2021, подписанное заказчиком ООО "Регион-Строй" и подрядчиком ООО "КубаньБурВод",на выполнение по заданию Заказчика подрядных работ по реконструкции водозабора, канализационной насосной станции (КНС), расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Старобжегокайское сельское поселение, а. Новая Адыгея, ул. Береговая, 1, сетей водоснабжения и водоотведения, для выполнения Технических условий на водоснабжение и водоотведение, ливневые стоки ООО "РСО" от 24.11.2021, а также с целью увеличения мощностей на хозяйственно-питьевое водоснабжение и нужды пожаротушения для объектов, указанных в договоре подряда N13 от 01.12.2021)
В проектной документации спорного объекта предусмотрены проектные решения по водоснабжению водоотведению - подразделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения".
Положительным заключением экспертизы проектной документации спорного объекта подготовленным ООО "КОИН-С" в 2021 году, подтверждено соответствие подразделов "Система водоснабжения", "Система водоотведения" раздела проектной документации "Конструктивные и объемно-планировочные решения" результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технических регламентов.
Согласно представленному в материалы дела письму ООО "РСО" от 16.02.2022 N 11, данная организация осуществляет свою деятельность только за счет собственных средств, при этом сети компании не расположены в пределах земельных участков собственником которых выступает муниципальное образование. ООО "РСО" располагает необходимыми мощностями, предусмотренными проектными решениями по инженерно-техническому обеспечению жилого комплекса (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация). ООО "РСО" имеет возможность осуществить технологическое присоединение к собственным сетям вновь создаваемых спорных объектов, при соблюдении выданных технологических условий.
В обжалуемом отказе от 30.12.2021 N 01-6-6707 администрации МО "Тахтамукайский район", отсутствует обоснование необходимости внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение" при прокладке новых сетей коммуникаций.
В силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Судом первой инстанции установлено, что по делу N А01-504/2022 назначалась судебная экспертиза. Подготовка заключения поручалась эксперту общества с ограниченной ответственностью Бюро экспертиз и оценки "ФинЭкс" Головневу Ивану Евгеньевичу.
Экспертом ООО "Фин Экс" Головневым И.Е., подготовлено Заключение N 22-830 от 06 июня 2022 года.
Объектом исследования указанной экспертизы явилась, в том числе документация в отношении спорного объекта капитального строительства: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея".
Разрешение эксперта ставились четыре вопроса:
1) Соответствуют ли принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.), отраженные в проектной документации на объект недвижимого имущества требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории, результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов?;
2) Соответствуют ли подразделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения" раздела проектной документации на объекты недвижимого имущества результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов?;
3) Располагает ли ООО "РСО" необходимыми мощностями по инженерно-техническому обеспечению (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация), предусмотренными проектной документацией на объект недвижимого имущества?;
4) Соответствует ли раздел "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" проектной документации на объект недвижимого имущества результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов?
При ответе на первый вопрос экспертом исследован разделы проектной документации на спорный объект, выполненной ООО "АрхиКон" (свидетельство о допуске СРО АС "ЮгСевКавПроект" рег. номер 00317 от 24.02.2010 и СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" рег. номер 00044 от 05.10.2009), а именно: положения: Раздела 1. Пояснительная записка, в части норм градостроительных регламентов и учёта инженерных изысканий; Раздела 2. Схема планировочной организации земельного участка в испрашиваемой части инженерных изысканий и работ по "организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.); Проекта планировки территории "Том 1 Книга 1. Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории. Материалы по обоснованию проекта планировки территории спорных объектов.
Кроме этого, экспертом исследованы дополнительные документы, представленные в материалы дела, в части сведений об инженерных изысканиях и технических регламентах в составе указанной документации, а именно: Градостроительный план земельного участка с КН 01:05:2900013:21931, в части требований градостроительных регламентов; Отчёты по инженерным изысканиям, указанные в проектной документации в качестве оснований для принятых решений: Технический отчёт по инженерно-геодезическим изысканиям N 1906/21-ИГДИ, выполненный ИП Андреев Владимир Александрович, в ноябре 2021 года; Технический отчёт по инженерно-геологическим изысканиям N 21-304-ИГИ, выполненный ООО "Фишт" в 2021 году; Технический отчёт по сейсмическому микрорайонированию N 21-304-ИГФИ, выполненный ООО "Фишт" в 2021 г.; Отчёт по инженерно-экологическим изысканиям (N 641-ИЭИ) ИП Тесленко Роман Владимирович, май 2021 года.
В отношении соответствия испрашиваемых и приведенных выше принятых решений (проектной документации) разработанных на основании инженерных изысканий и их соответствия техническим регламентам, экспертом исследовано Положительное заключение экспертизы проектной документации N 01-2-1-2-082689-2021 от 22.12.2021, выполненное ООО "КОИН-С".
Положительным заключением экспертизы проектной документации спорного объекта, подтверждено соответствие раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технический регламентов.
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.), отраженные в проектной документации на объект недвижимого имущества: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея" соответствуют требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории, результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов.
При ответе на второй вопрос экспертом исследованы разделы проектной документации на спорный объект, выполненной ООО "АрхиКон", а именно положения: подразделов проектной документации "Система водоснабжения" спорного объекта в испрашиваемой части; подразделов проектной документаций "Система водоотведения" спорного объекта в испрашиваемой части.
Кроме этого, экспертом исследованы дополнительные документы, представленные в материалы дела в части сведений об инженерных изысканиях и технических регламентах в составе указанной документации а именно: Отчёты по инженерным изысканиям, указанные в проектных документациях в качестве оснований для принятых решений: Технический отчёт по инженерно-геодезическим изысканиям N 1906/21-ИГДИ, выполненный ИП Андреев Владимир Александрович, в ноябре 2021 г.; Технический отчёт по инженерно-геологическим изысканиям N 21-304-ИГИ, выполненный ООО "Фишт" в 2021 году; Технический отчёт по сейсмическому микрорайонированию N 21-304-ИГФИ, выполненный ООО "Фишт" в 2021 году; Отчёт по инженерно-экологическим изысканиям (N 641-ИЭИ) ИП Тесленко Роман Владимирович, май 2021 года.
В отношении соответствия испрашиваемых и приведенных выше принятых решений (проектной документации) разработанных на основании инженерных изысканий и их соответствия техническим регламентам, экспертом исследовано Положительное заключение экспертизы проектной документации N 01-2-1-2-082689-2021 от 22.12.2021, выполненное ООО "КОИН-С".
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что подразделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения" раздела проектной документации на указанный выше объект недвижимого имущества соответствуют результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов.
При ответе на третий вопрос экспертом исследованы соответствующие разделы проектной документации на спорный объект, выполненной ООО "АрхиКон" (свидетельство о допуске СРО АС "ЮгСевКавПроект" рег. номер 00317 от 24.02.2010 и СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" рег. номер 00044 от 05.10.2009), положения Технических условий ООО "РСО" от 24.11.2021 на водоснабжение, водоотведение, ливневые стоки, выданные ООО "Регион-Строй" в отношении земельного участка с КН 01:05:2900013:21931 в части мощностного потенциала ООО "РСО" по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации.
Эксперт установил, что из содержания указанных выше Технических условий на водоснабжение, водоотведение, ливневые стоки следует, что для нормативного инженерного обеспечения необходимо выполнить на водозаборе строительство нового резервуара с насосной станцией второго подъёма, на КНС и ливневой канализации необходимо выполнить реконструкцию с увеличением мощности.
Экспертом исследованы материалы по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации спорного объекта, а именно: Договор подряда N 13 от 01.12.2021 г. подписанный заказчиком ООО "Регион-Строй" и подрядчиком ООО "КубаньБурВод" на разработку проектной и рабочей документации для нормативного инженерного обеспечения объекта: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение"; Соглашение о достигнутых договоренностях договора подряда от 10.12.2021 подписанное заказчиком ООО "Регион-Строй" и подрядчиком ООО "КубаньБурВод" на выполнение по заданию Заказчика подрядных работ по реконструкции водозабора, канализационной насосной станции (КНС), расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Старобжегокайское сельское поселение, а. Новая Адыгея, ул. Береговая, 1, сетей водоснабжения и водоотведения, для выполнения Технических условий на водоснабжение и водоотведение, ливневые стоки ООО "РСО" от 24.11.2021 г., а также с целью увеличения мощностей на хозяйственно-питьевое водоснабжение и нужды пожаротушения для объектов, указанных в договоре подряда N13 от 01.12.2021.
Учитывая изложенное, эксперт пришел к выводу, что ООО "Регион-Строй" выполняются обеспеченность необходимыми мощностями по инженерно-техническому обеспечению (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация), предусмотренному проектной документацией на объект недвижимого имущества: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение".
В связи с чем, общество располагает возможностью предоставления необходимых мощностей по инженерно-техническому обеспечению (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация), предусмотренному проектной документацией на указанный объект недвижимого имущества.
При ответе на четвертый вопрос экспертом исследованы сведения об инженерных изысканиях и технических регламентах в составе раздела "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" проектной документации на спорный объект, выполненной ООО "АрхиКон" (свидетельство о допуске СРО АС "ЮгСевКавПроект" рег. номер 00317 от 24.02.2010 и СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" рег. номер 00044 от 05.10.2009).
Проектными решениями для спорного объекта обеспечиваются условия для маломобильных групп населения (МГН): досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри сооружения; безопасность путей движения; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве. В проектах выполнены адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы здания, используемые всеми группами населения.
В отношении соответствия испрашиваемых и приведенных выше принятых решений (проектной документации) разработанных на основании инженерных изысканий и их соответствия техническим регламентам, экспертом исследовано Положительное заключение экспертизы проектной документации N 01-2-1-2-082689-2021 от 22.12.2021, выполненное ООО "КОИН-С".
Эксперт, сравнив сведения проектной документации на спорный объект недвижимого имущества: "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кад. номер участка 01:05:2900013:21931) МО "Старобжегокайское сельское поселение", выполненной с учётом и на основании проведенных инженерных изысканий: Технический отчёт по инженерно-геодезическим изысканиям N 1906/21-ИГДИ, выполненный ИП Андреев Владимир Александрович, в ноябре 2021 года; Технический отчёт по инженерно-геологическим изысканиям N 21-304-ИГИ, выполненный ООО "Фишт" в 2021 году; Технический отчёт по сейсмическому микрорайонированию N 21-304-ИГФИ, выполненный ООО "Фишт" в 2021 году; Отчёт по инженерно-экологическим изысканиям (N 641-ИЭИ) ИП Тесленко Роман Владимирович, май 2021 году, в том числе с наличием положительного заключения экспертизы, инженерных изысканий, в части раздела "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", а также с учётом проведенного экспертного осмотра на местности объекта исследования, пришел к обоснованному выводу, что раздел проектной документации "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" на спорный объект недвижимого имущества соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что заключение экспертизы N 22-830 от 06 июня 2022 года, подготовленное экспертом ООО "Фин Экс" Головневым И.Е., является полным, всесторонним и объективным, что соответствует требованиям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" от 31.05.2001 N 73-ФЗ".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права и законных интересы ООО "Регион-Строй" нарушены оспариваемым отказом, в связи с тем, что общество фактически лишено возможности осуществить строительство спорного объекта, соответствие проектной документации которой подтверждено фактическими обстоятельствами дела.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции дал оценку только обстоятельствам, связанным с объемом и способом направления материалов проектной документации в отношении спорных объектов, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела подтверждается факт предоставления обществом раздела "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" проектной документации на спорный объект, соответствие данного раздела необходимым требованиям действующего законодательства.
Указанные документы исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка.
Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и администрация МО "Тахтамукайский район" в апелляционных жалобах указывают на возможность повторного рассмотрения администрацией заявления общества о выдаче разрешения на строительство на спорный объект, данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с п.п. 4 ст. 2 закона Республики Адыгея "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея", принятым Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея N 490 28.07.2021 (далее - Закон РА от 28.07.2021 N 490), п. 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.01.2022 N 4 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по архитектуры и градостроительству" полномочия по выдаче разрешения на строительство отнесены к полномочиям Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству. Закон РА от 28.07.2021 N 490 вступил в силу с 1 января 2022 года (п. 1 ст. 5 Закон РА от 28.07.2021 N 490).
В силу п. 2 ст. 5 Закон РА от 28.07.2021 N 490, положения данного закона не распространяются на правоотношения, связанные с принятием решений, указанных в статье 2 настоящего закона, в случае если документы, необходимые для принятия указанных решений, на момент вступления настоящего закона в силу переданы в уполномоченный орган местного самоуправления для принятия соответствующих решений.
Судом первой инстанции установлено, что документы на получение разрешения на строительство спорного объекта были поданы в уполномоченный орган - администрацию МО "Тахтамукайский район" до передачи полномочий от последнего к Комитету РА по архитектуре и градостроительству. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости возложения обязанности на администрацию выдать соответствующие разрешения на строительство.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Применительно к данной норме Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Признав оспоренное решение незаконным, суд независимо от наличия соответствующего требования в заявлении вправе указать наделенным публичными полномочиями органу на необходимость принятия конкретного решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах заявителя в случае установления всех обстоятельств, служащих основанием материальных правоотношений. Отказ в удовлетворении этого требования допустим только при установлении обстоятельств, исключающих возможность такого удовлетворения, а ограничение признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган определенных обязанностей - только, когда путем такого признания достигается соответствующая защита.
Рассматривая требование о применении восстановительной меры, судам следует принимать во внимание, что решение суда о принятии таких мер в связи с удовлетворением требования о признании недействительным ненормативного акта, действия (бездействия) должно быть исполнимым на дату его принятия, в связи с чем, удовлетворение такого требования подлежит проверке в каждом конкретном случае исходя из характера нарушенных прав и конкретных обстоятельств дела, связанных с изменением правового регулирования спорных правоотношений.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство на спорный объект, обществом были приложены все документы, необходимые к подаче с таким заявлением, предусмотренные п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ч. 17 Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство" утвержденного, постановлением главы МО "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 N 3026Указанные выше обстоятельства, свидетельствует о возможности в силу закона восстановить нарушенные права общества через возложение на администрацию МО "Тахтамукайский район" обязанности выдать разрешения на строительство.
В связи с тем, что с 01.01.2022 полномочия по выдаче разрешения на строительство, в том числе, изучение, правовой анализ представленных заинтересованным лицом документов с заявлением о выдаче разрешения на строительство, возложен на Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, повторное рассмотрение администрацией заявлений общества о выдаче разрешений на строительство спорных объектов не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в данном случае, нарушенные решением администрации МО "Тахтамукайский район" от 30.12.2021 N 01-6-6707 права ООО "Регион-Строй" на получение испрашиваемого разрешения на строительство, могут быть эффективно восстановлены путем обязания администрации выдать разрешение на строительство спорного объекта.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.01.2023 по делу N А01-2739/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2739/2022
Истец: ООО "Регион-Строй"
Ответчик: Администрация МО "Тахтамукайский район", Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район"
Третье лицо: КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, Бадалян Светлана Григорьевна, Баран Наталья Юрьевна, Брюзикина Дина Анатольевна, Васильева Ева Юрьевна, Моторин Виталий Сергеевич, Моторина Оксана Ивановна, Нагамова Марина Сергеевна, Носова Анжелика Леонидовна, Овсепян Оксана Степанова, Пронина Ольга Олеговна, Рябков Максим Валерьевич, Степанова Галина Сергеевна, Филиппова Ольга Анатольевна
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12700/2024
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4963/2023
07.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3310/2023
18.01.2023 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2739/2022