г. Краснодар |
|
09 августа 2023 г. |
Дело N А01-2739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Регион-Строй" (ИНН 2311289036, ОГРН 1192375038965) - Емельяновой М.И. (доверенность от 02.03.2023), от заинтересованных лиц: администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779) - Шадже Р.Н. (доверенность от 09.03.2022), Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству (ИНН 0105034494, ОГРН 1020100707990) - Селивановой М.М. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационные жалобы Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А01-2739/2022, установил следующее.
ООО "Регион-Строй" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация), Кабинету министров Республики Адыгея, в котором просило признать незаконным решение от 30.12.2021 N 01-6-6707 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кадастровый номер участка 01:05:2900013:21931) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея", обязать администрацию выдать заявителю разрешение на строительство объекта (требование, выделенное в отдельное производство определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.08.2022 по делу N А01-504/2022).
Определением суда Арбитражного суда Республики Адыгея от 13.04.2022 по делу N А01-504/2022 произведена замена заинтересованного лица - Кабинета Министров Республики Адыгея на Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству (далее - комитет).
Решением суда от 18.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах комитет и администрация просят отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, удовлетворяя заявление общества, суды дали оценку обстоятельствам, связанным с объемом и способом направления материалов проектной документации в отношении жилой застройки земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:21931 многоквартирными жилыми домами, и порядку соблюдения административных процедур при получении данных материалов. При этом выдача разрешения на строительство как административная процедура, в первую очередь, направлена на установление соответствия направленных застройщиком документов и сведений, требованиям и условиям, содержащимся в документах территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительному плану земельного участка и виду разрешенного использования, а также ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации. В основу оспариваемых решений органа местного самоуправления положено несколько оснований, однако, суды при рассмотрении дела ограничились проверкой отдельных, удовлетворив заявление общества. Возложив на администрацию обязанность по выдаче разрешения на строительство в отсутствие в материалах дела данных о соответствии закону градостроительной и проектной документации, суды не приняли во внимание, что восстановление нарушенных прав заявителя возможно путем повторного рассмотрения заявления общества, поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) проверка комплектности и содержания представленных документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления. Избранный судами способ устранения нарушенных прав и законных интересов застройщика в виде возложения на администрацию обязанности по выдаче разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, в рассматриваемом случае не подлежал применению.
В отзыве на кассационные жалобы общество указало на их несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просило в удовлетворении кассационных жалоб отказать.
В судебном заседании представители комитета и администрации поддержали доводы жалоб, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемые акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалоб, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзывах на них, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является застройщиком объекта капитального строительства "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кадастровый номер участка 01:05:2900013:21931) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайского района Республики Адыгея", площадью застройки 2241,32 кв. м. Данный объект планируется к размещению на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:21931 площадью 12 250 кв. м, расположенном по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Тахтамукайский муниципальный район, Старобжегокайское сельское поселение, а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, з/у 23/1, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - среднеэтажная жилая застройка.
Земельный участок находится в собственности муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение" (регистрационная запись в ЕГРН от 15.10.2021 N 01:05:2900013:21931-01/033/2021-1), передан в аренду обществу сроком до 19.12.2028 на основании договора аренды земельного участка от 02.09.2021 N 8 (регистрационная запись в ЕГРН от 15.10.2021 N 01:05:2900013:21931-01/033/2021-2)
23 декабря 2021 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта недвижимости.
24 декабря 2021 года общество дополнительно к поданным 23.12.2021 документам на электронную почту отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации (arch_tahtamukay@mail.ru) направлено разделы проектной документации названного объекта недвижимости "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".
27 декабря 2021 года в администрацию представлено положительное заключение экспертизы на проектную документацию указанного объекта, подготовленное ООО "КОИН-С".
По результатам рассмотрения заявления застройщика администрация подготовила решение от 30.12.2021 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта.
Отказ мотивирован отсутствием в составе документов раздела решений и мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов к объектам капитального строительства; несогласование застройщиком с уполномоченным органом проведения земляных работ (поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т. д.); отсутствие у ООО "РСО" необходимых мощностей, предусмотренных в проектных решениях по инженерно-техническому обеспечению жилых комплексов (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); невнесение, в случае проектирования новых инженерных сетей, изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение".
Общество, полагая данный отказ незаконными, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение администрации незаконным, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьей 51 Градостроительного кодекса и исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку общество представило все необходимые документы для получения разрешения на строительство объекта. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на администрацию возложена обязанность выдать разрешение на строительство объекта.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иной порядок не предусмотрен данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений (подпункт 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы и сведения, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В части 17 административного регламента, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 N 3026, приведен перечень документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункту 19 данного регламента (в редакции, действовавшей на дату подачи заявлений общества) документы, предусмотренные пунктом 17, могут быть направлены в электронной форме; данная муниципальная услуга предоставляется отделом архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (пункт 12 административного регламента).
На официальном сайте администрации в сети "Интернет" указана электронная почта отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации - arch_tahtamukay@mail.ru.
Уполномоченный орган в установленный срок со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные в материалы дела доказательства их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения от 30.12.2021 N 01-6-6707 об отказе в выдаче обществу разрешения на строительство.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество представило все необходимые документы для получения разрешения на строительство объекта.
Раздел проектной документации объекта недвижимости "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" дополнительно направлен в электронной форме на официальный электронный адрес лица, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Проектными решениями для рассматриваемого объекта обеспечены условия для маломобильных групп населения (выполнены адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы здания, используемые всеми группами населения). Согласно пункту 2.3 градостроительного плана земельного участка N RU 010530420060001-131 2021 г. к иным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства относится следующее требование: "Изменение общего рельефа земельного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи земли, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий". Согласно текстовой части раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" рассматриваемого объекта земельный участок не находятся в зоне опасных геологических процессов. Для отвода поверхностных вод произведена вертикальная планировка и проектируемая сеть ливневой канализации с использованием дождеприемных решеток, в проектируемую КНС.
До строительства очистных сооружений ливневой канализации в а. Новая Адыгея временно предусмотрены дренажные колодцы ливневой канализации. В соответствии с данным разделом принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.) соответствуют правилам землепользования и застройки МО "Старобжегокайское сельское поселение", которыми не предусмотрена обязанность застройщика согласовывать земляные работы с уполномоченным органом. Земляные работы, предусмотренные проектными решениями спорного объекта, не нарушают права собственников смежных земельных участков, а также неопределенного круга лиц. В рассматриваемое дело застройщик представил материалы по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации объекта (договор подряда от 01.12.2021 N 13, заключенный с ООО "КубаньБурВод" (подрядчик) на разработку проектной и рабочей документации для нормативного инженерного обеспечения объекта, соглашение от 10.12.2021 о достигнутых договоренностях с ООО "КубаньБурВод" на выполнение по заданию общества (заказчик) подрядных работ по реконструкции водозабора, КНС, сетей водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в проектной документации объекта предусмотрены проектные решения по водоснабжению водоотведению - разделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения". ООО "РСО" располагает необходимыми мощностями, предусмотренными проектными решениями, по инженерно-техническому обеспечению жилого комплекса (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); имеет возможность осуществить технологическое присоединение к собственным сетям вновь создаваемого объекта, при соблюдении технологических условий. В оспариваемом отказе администрации отсутствует обоснование необходимости внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение" при прокладке новых сетей коммуникаций. Положительным заключением экспертизы проектной документации спорного объекта, подготовленному ООО "КОИН-С" (2021 год), подтверждено ее соответствие результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технических регламентов. Судебные инстанции также приняли в качестве доказательства по делу заключение судебной экспертизы от 06.06.2022 N 22-830, проведенной в рамках дела N А01-504/2022 (объектом экспертного исследования являлась в числе прочих проектная документация спорного объекта), что соответствует положениям статей 75 и 89 Арбитражного процессуального кодекса, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
Арбитражный суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа принять решение, устраняющее допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса). Отказ в удовлетворении этого требования допустим только при установлении обстоятельств, исключающих возможность такого удовлетворения, а ограничение признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган определенных обязанностей - только, когда путем такого признания достигается соответствующая защита.
В силу пункта 4 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28.07.2021 N 490 "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея" (далее - Закон N 490), пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.01.2022 N 4 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству" выдача разрешения на строительство отнесена к полномочиям Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству. Закон от 28.07.2021 N 490 вступил в силу с 1 января 2022 года.
Согласно пункту 2 статьи 5 положения данного Закона не распространяются на правоотношения, связанные с принятием решений, указанных в статье 2, в случае если документы, необходимые для принятия указанных решений, на момент его вступления в силу переданы в уполномоченный орган местного самоуправления для принятия решений.
В этой связи суды обоснованно указали, что нарушенные права общества на получение испрашиваемого разрешения на строительство могут быть эффективно восстановлены путем возложения на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство объекта.
С учетом обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание изложенные в мотивировочной части решения и постановления выводы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суд Северо-Кавказского округа от 03.05.2023 по делу N А01-504/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2023 N 308-ЭС23-13535 отказано в передаче кассационных жалоб комитета и администрации в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Приведенные доводы жалоб признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационным жалобам доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.05.2023 по ходатайству комитета исполнение обжалуемых решения и постановления приостановлено на срок до окончания рассмотрения кассационной жалобы.
Поскольку кассационные жалобы рассмотрены, приостановление исполнения указанных судебных актов, произведенное названным определением, утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса ).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А01-2739/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.05.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До строительства очистных сооружений ливневой канализации в а. Новая Адыгея временно предусмотрены дренажные колодцы ливневой канализации. В соответствии с данным разделом принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.) соответствуют правилам землепользования и застройки МО "Старобжегокайское сельское поселение", которыми не предусмотрена обязанность застройщика согласовывать земляные работы с уполномоченным органом. Земляные работы, предусмотренные проектными решениями спорного объекта, не нарушают права собственников смежных земельных участков, а также неопределенного круга лиц. В рассматриваемое дело застройщик представил материалы по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации объекта (договор подряда от 01.12.2021 N 13, заключенный с ООО "КубаньБурВод" (подрядчик) на разработку проектной и рабочей документации для нормативного инженерного обеспечения объекта, соглашение от 10.12.2021 о достигнутых договоренностях с ООО "КубаньБурВод" на выполнение по заданию общества (заказчик) подрядных работ по реконструкции водозабора, КНС, сетей водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в проектной документации объекта предусмотрены проектные решения по водоснабжению водоотведению - разделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения". ООО "РСО" располагает необходимыми мощностями, предусмотренными проектными решениями, по инженерно-техническому обеспечению жилого комплекса (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); имеет возможность осуществить технологическое присоединение к собственным сетям вновь создаваемого объекта, при соблюдении технологических условий. В оспариваемом отказе администрации отсутствует обоснование необходимости внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение" при прокладке новых сетей коммуникаций. Положительным заключением экспертизы проектной документации спорного объекта, подготовленному ООО "КОИН-С" (2021 год), подтверждено ее соответствие результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технических регламентов. Судебные инстанции также приняли в качестве доказательства по делу заключение судебной экспертизы от 06.06.2022 N 22-830, проведенной в рамках дела N А01-504/2022 (объектом экспертного исследования являлась в числе прочих проектная документация спорного объекта), что соответствует положениям статей 75 и 89 Арбитражного процессуального кодекса, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".
...
С учетом обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание изложенные в мотивировочной части решения и постановления выводы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суд Северо-Кавказского округа от 03.05.2023 по делу N А01-504/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2023 N 308-ЭС23-13535 отказано в передаче кассационных жалоб комитета и администрации в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 августа 2023 г. N Ф08-4963/23 по делу N А01-2739/2022
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12700/2024
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4963/2023
07.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3310/2023
18.01.2023 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2739/2022