г. Чита |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А19-5646/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сороковикова Дмитрия Валерьевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2022 года по делу N А19-5646/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Сороковикова Дмитрия Валерьевича (ОГРНИП: 304383703400043, ИНН: 383700449903) к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства" (ОГРН: 1023801032090, ИНН: 3800000140) о признании незаконным отказа, оформленного письмом N519 от 04.02.2022,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Легенда" (ОГРН 1193850005414, ИНН 3810078850),
при участии в судебном заседании:
от ИП Сороковикова Д.В.: Миронова А.А.- представитель по доверенности от 12.11.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сороковиков Дмитрий Валерьевич (далее - заявитель, ИП Сороковиков Д.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства" (далее - ответчик, ФКУ Упрдор "Прибайкалье", Управление) в выдаче согласия, содержащего технические требования и условия на строительство (реконструкцию) в придорожной полосе примыкания к объекту дорожного сервиса, оформленного письмом N 519 от 04.02.2022.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Легенда" (далее - ООО "Легенда", Общество).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2022 года по делу N А19-5646/2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2022 года по делу N А19-5646/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, незаконный отказ ФКУ Упрдор "Прибайкалье" в выдаче заявителю согласования, содержащего технические условия и требования на реконструкцию в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал", на км 96+400 (слева) примыкания к объекту дорожного сервиса - кафе "Байкальский серпантин" нарушает права и законные интересы ИП Сороковикова Д.В в сфере предпринимательской деятельности, поскольку эксплуатация принадлежащего ему объекта - кафе, являющегося объектом дорожного сервиса, по его назначению, в отсутствие примыкания данного объекта к автомобильной дороге, является невозможным в силу пп. 6,11 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.01.2023.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2023 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Басаева Д. В. на судью Сидоренко В. А.
Ответчик и третье лицо представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, письмом от 30.05.2018 N 518 ГУ "Управление автомагистрали Красноярск-Иркутск" (правопредшественник ответчика) согласовало ИП Сороковикову Д.В размещение придорожного кафе на 97 км + 000 м автодороги Иркутск-Чита, при соблюдении изложенных в письме условий, в том числе: предусмотреть и оборудовать переходно-скоростные полосы и площадку под стоянку автотранспорта в асфальтобетоне; установить дорожные знаки, сигнальные столбики, горизонтальную дорожную разметку, а также предоставить на согласование рабочий проект (т. 1 л.д.43-44).
02.07.2001 года между ГУ "Управление автомагистрали Красноярск-Иркутск" и ИП Сороковиковым Д.В. были заключены договоры N 6 на размещение примыкания подъезда к федеральной автомобильной дороге Иркутск-Чита на 97 км+ 000-м от придорожного кафе и на инженерно-техническое сопровождение работ по разработке технических условий на размещение объекта дорожного сервиса в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования, проведению экспертизы проектной документации на указанный объект, осуществлению технического надзора за соблюдением технических условий на проектирование, строительство и эксплуатацию (т. 1 л.д. 55-58, 59- 61 (соответственно)).
Рабочий проект "Устройство переходно-скоростных полос и придорожного кафе на 96+250 федеральной автомобильной дороги М-55 "Байкал"" был согласован Управлением ГИБДД по Иркутской области (письмо от 19.04.2007 года N 22/33-1529) (т.1 л.д. 78-106, 107).
Письмом ФГУ Упрдор "Прибайкалье" от 01.06.2007 N 122 указанный рабочий проект был согласован при соблюдении ряда условий в том числе: при сдаче придорожного кафе в эксплуатацию в состав комиссии включить представителя ФГУ "Управления автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск ФДА" (т. 1 л.д.108).
Письмом ФГУ Упрдор "Прибайкалье" от 30.11.2006 N 2632 продлен срок действия согласования N 518 от 30.05.2001 до 30.05.2007 при соблюдении технических условий вышеуказанного согласования.
Ввод в эксплуатацию нежилого здания - кафе на земельном участке 3000 кв.м. осуществлён 15.12.2009.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:25:000098:85, площадью 2 794 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, в районе "Серпантина" (97 км автодороги М-55 "Байкал" Иркутск-Чита), и расположенное на нем нежилое здание-кафе (кадастровый номер 38:25:000098:72), площадью 319,9 кв.м. зарегистрировано за Сороковиковым Д.В. 14.10.2013 года (свидетельство о государственной регистрации права N 38АЕ210777 от 14.10.2010 и N 38АЕ210778 от 14.10.2013 (соответственно)).
13.10.2021 ФКУ Упрдор "Прибайкалье" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым с требованием об обязании ИП Сороковикова Д.В. провести работы по устранению устроенного примыкания (съезда) к указанному выше объекту дорожного сервиса; осуществить демонтаж примыкания (съезда), расположенного в пределах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита на км 96+400 (слева). Делу присвоен номер - А19-21191/2021.
Согласно доводам заявителя 12.01.2022 года предприниматель во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области от 16.12.2021 года по делу N А19- 21191/2021, которым сторонам было предложено урегулировать спор мирным путем, обратился к ФКУ Упрдор "Прибайкалье" с заявлением о выдаче согласия в письменной форме, содержащее технические требования и условия на строительство (реконструкцию) в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р258 "Байкал", на км 96+400 (слева) примыкания к объекту дорожного сервиса - кафе "Байкальский серпантин".
Письмом от 04.02.2022 года N 519 ФКУ Упрдор "Прибайкалье" в выдаче согласия в письменной форме, содержащее технические требования и условия на строительство (реконструкцию) примыкания к объекту придорожного сервиса, заявителю отказало.
Полагая, что вышеуказанный отказ, выраженный в письме от 04.02.2022 N 519, является незаконным, нарушающим права и законные интересы ИП Сороковикова Д.В., последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 257-ФЗ строительство примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным Законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Согласно части 2 названной выше статьи в случае строительства примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить примыкание.
В силу части 5.1 статьи 20 Закона N 257-ФЗ согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 данной статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство примыканий.
Таким образом, в силу вышеперечисленных требований законодательства получение согласия владельца автомобильной дороги является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 38:25:000098:85 и расположенное на нем здание кафе, принадлежащее на праве собственности Сороковикову Д.В., примыкают к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал" ИркутскУлан-Удэ-Чита (далее - ФАД Р-258 "Байкал") на км 96+400 (слева).
Участок ФАД Р-258 "Байкал" на км. 83+950 -км 100+000 (Иркутская область, Слюдянский район) находится в собственности Российской Федерации и закреплен за Управлением на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.06.2021 г N КУВИ-002/2021-73068038.
Земельный участок с кадастровым номером 38:25:030597:3 для размещения вышеуказанного участка автомобильной дороги находится в собственности Российской федерации и предоставлен Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Целями деятельности Управления, являются обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности.
Предметом деятельности Управления, является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также искусственных сооружений на них.
12.01.2022 года предприниматель обратился в ФКУ Упрдор "Прибайкалье" с заявлением о выдаче согласия в письменной форме, содержащее технические требования и условия на строительство (реконструкцию) в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 "Байкал", на км 96+400 (слева) примыкания к объекту дорожного сервиса - кафе "Байкальский серпантин".
Письмом от 04.02.2022 года N 519 ФКУ Упрдор "Прибайкалье", сославшись на невозможность обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения, соответствующих технических регламентов (ГОСТ Р 58653-2019, ГОСТ 33475-2015, СП 34.13330.2021), в выдаче согласия предпринимателю отказало.
В соответствии с п. 15 ст. 3 N 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Вопросы обеспечения автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам регламентируются ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ.
Согласно ч. 1 указанной статьи размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
В соответствии со ст. 22 N 257-ФЗ обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (ч.3). Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходноскоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (ч.6). Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч.10). Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) (ч. 11).
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.12).
В соответствии с ч. 5 ст. 25 N 257-ФЗ приказом Министерства транспорта РФ от 18.08.2020 г. N 313 утвержден Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения (далее приказ N 313), согласно которого при использовании полосы отвода запрещается (п. 10) загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода автомобильных дорог; использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса вод; создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Пунктом 22 приказа N 313 установлено, что реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам федерального значения допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, на выполнение указанных работ, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия (норма, аналогичная требованию ч. 11 ст. 22 N 257-ФЗ).
Довод заявителя о том, что ГОСТ Р 58653-2019 в данном случае не применим, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Область применения ГОСТ Р 58653-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования" (введен в действие 01.03.2020 г.) определена в п.1 настоящего ГОСТа: устанавливает требования к геометрическим элементам регулируемых и нерегулируемых пересечений и примыканий автомобильных дорог общего пользования в одном уровне и предназначен для использования при подготовке проектной документации строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования (далее -автомобильные дороги), расположенных вне пределов населенного пункта, а также при подготовке проектной документации капитального ремонта, за исключением случаев, когда выполнение требований настоящего стандарта приводит к необходимости изменения границ полосы отвода автомобильной дороги.
Разделом 13 указанного ГОСТа определены требования в части объектов дорожного и придорожного сервиса:
примыкания подъездов к объектам дорожного и придорожного сервиса устраивают в соответствии с ГОСТ 33062.
въезд и выезд объекта дорожного или придорожного сервиса принимают как одно примыкание к автомобильной дороге.
геометрические параметры въезда и выезда объекта дорожного или придорожного сервиса следует принимать согласно 6.2.8 (Ширина полос движения для поворота). Параметры полос разгона и торможения следует принимать согласно 6.3 (Полосы для поворотов направо).
при расположении объекта дорожного или придорожного сервиса с одной стороны дороги полосу для левого поворота следует устраивать согласно 6.4 (Полосы для поворота налево). При невозможности устроить полосу для поворота налево для подъезда к объекту дорожного или придорожного сервиса в случаях, установленных 6.4.2, поворот налево к объекту дорожного или придорожного сервиса следует запрещать с использованием дорожных знаков и разметки согласно ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290.
при совмещении примыкания второстепенной автомобильной дороги и размещения объекта дорожного или придорожного сервиса следует размещать въезд и выезд к объекту дорожного или придорожного сервиса на второстепенной дороге на расстоянии от примыкания согласно ГОСТ Р 52398.
примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса не допускается.
"ГОСТ 33062-2014. "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса" (введен в действие Приказом Росстандарта от 14.08.2015 N 1163-ст) распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования, с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Разделом 5 ГОСТ 33062-2014 установлены требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования. Размещение и эксплуатация объектов дорожного и придорожного сервиса должны осуществляться при соблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, установленных законодательством государств (5.1.6). Согласно п. 5.1.11 объекты дорожного и придорожного сервиса должны быть обеспечены безопасным и удобным доступом с устройством переходно-скоростных полос.
Согласно СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" настоящий свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенных вне границ населенных пунктов. Требования настоящего свода правил не распространяются на городские улицы и дороги, улицы и дороги сельских поселений, временные дороги, парковые дороги, дороги промышленных предприятий и автозимники.
Таким образом, доводы заявителя о том, что земельный участок на котором расположен объект заявителя (кафе) расположен в границах Култукского муниципального образования верно отклонен судом, так как данные объект расположен не на городской (сельской) улице и дороге, временной дороге, парковой дороге, дороге промышленных предприятий и автозимнике, следовательно требования названного СП в данном случае подлежат применению.
Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются как ошибочные, основанные на неверном толковании вышеуказанных положений.
Согласно пункту 6.74 СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" переходно-скоростные полосы проектируют на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
Переходно-скоростные полосы у объектов дорожного и придорожного сервиса и площадок для кратковременной остановки транспортных средств следует принимать (приложение Е)
типа В.1 - для разгона; типа С.1 - для торможения.
Длины переходно-скоростных полос следует принимать по таблицам 6.7, 6.8 и 6.10.
Длину участка торможения до остановки следует назначать по таблице 6.10 для расчетной скорости 30 км/ч.
Согласно оспариваемому решению в месте расположения объекта заявителя федеральной автомобильной дороги Р-258 "Байкал" необходимо устройство переходно-скоростных полос, длиной не менее 180 метров для полосы разгона и длиной не менее 80 метров для полосы обгона. При этом, расстояние до путепровода от кафе "Байкальский серпантин" составляет менее 50 метров, в связи с чем устроить переходно-скоростные полосы не представляется возможным.
Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и направлены на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 29 Федерального закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается создавать условия, препятствующие безопасности дорожного движения.
Таким образом, любая предпринимательская или иная экономическая деятельность должна осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, не в ущерб прав и законных интересов граждан, а также интересов общества и государства.
Материалами дела также подтверждено, что ранее ФГУ Упрдор "Прибайкалье" неоднократно направляло в адрес ИП Сороковикова Д.В. письма (от 28.03.2016 г. N 925; от 01.12.2016 г., от 18.07.2018 г. N 1633; от 13.09.2017 г. N 2552; от 11.01.2018 г. N 15; от 05.08.2019 г. N 1907; от 01.04.2020 г. N 802; от 23.04.2021 N 2287) о необходимости приведения примыкания к федеральной автомобильной дороге в нормативное состояние.
Согласно доводам ответчика заявитель вышеуказанные письма оставил без исполнения.
В связи с чем, суд первой инстанции верно посчитал, что невозможность ФГУ Упрдор "Прибайкалье" в настоящее время выдать согласие, содержащего технические требования и условия на строительство (реконструкцию) в придорожной полосе примыкания к объекту дорожного сервиса, вызвана действиями самого заявителя, а именно:
- условия, обозначенные в письме от 30.05.2011 N 518 о согласовании размещения придорожного кафе, предпринимателем ни в срок, указанный в согласовании от 30.05.2011 N 518, ни в срок, указанный в письме от 30.11.2006 N 2632 (о продлении срока действия согласования N 518 от 30.05.2001) не исполнены;
- документы о согласовании границ земельного участка площадью 3000 кв.м., предоставленного в аренду администрацией Култултукского городского поселения, строительства здания кафе, площадью 320 кв.м. на км 97+000 (слева) (96+400, слева) ФАД "Байкал" в Управление не представлены;
- ввод в эксплуатацию нежилого здания - кафе на земельном участке 3000 кв.м. осуществлен без участия представителя ФГУ Упрдор "Прибайкалье". При этом условие об обязательном включении представителем ответчика в состав приемочной комиссии при сдаче придорожного кафе в эксплуатацию, было предусмотрено, в том числе письмом от 01.06.2007 N 1122 (о согласовании рабочего проекта (т. 1 л.д.108)).
Фактически именно невыполнение самим заявителем требований ранее выданного согласования размещения придорожного кафе, ввод объекта в эксплуатацию без участия представителя ФГУ Упрдор "Прибайкалье", а также последующая реконструкция автомобильной дороги, привело к невозможности выдачи ответчиком согласия, содержащего технические требования и условия на строительство примыкания к объекту дорожного сервиса в 2022 году.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое решение не препятствует заявителю в использовании принадлежащего предпринимателю здания кафе, оспариваемое решение касается лишь устройства примыкания к автомобильной дороге федерального значения Р258 "Байкал".
При этом ссылки в апелляционной жалобе на невозможность эксплуатации кафе по его назначению без примыкания данного объекта к автомобильной дороге ничем не подтверждены, вследствие чего подлежат отклонению.
Таким образом, отказ ИП Сороковикову Д.В. в выдаче согласия, содержащего технические требования и условия на строительство (реконструкцию) в придорожной полосе примыкания к объекту дорожного сервиса, оформленного письмом N 519 от 04.02.2022, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2022 года по делу N А19-5646/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5646/2022
Истец: Сороковиков Дмитрий Валерьевич
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Прибайкалье")
Третье лицо: ООО "ЛЕГЕНДА"