г. Хабаровск |
|
07 апреля 2023 г. |
А04-8491/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление"
на решение от 19.01.2023
по делу N А04-8491/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК Амурблагуправление" (ОГРН 1142801000946, ИНН 2801192795)
о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Благовещенска (Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "УК Амурблагуправление" (Общество) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести знаки адресации на здании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 24, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 N 58/70 (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, в иске - отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле третьих лиц без вынесения отдельного определения, чем нарушены нормы процессуального права; возражения собственников помещений в МДК относительно замены адресных табличек; неподсудность настоящего спора арбитражному суду при привлечении к участию в деле третьих лиц граждан-собственников помещений; отсутствие доказательств несоответствия установленного знака адресации на спорном МКД Правилам благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска.
Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным.
Стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 N 58/70 утверждены Правила благоустройства, по условиям которых знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на сооружении, фасаде здания, многоквартирного дома и индивидуального домовладения. Требования к размещению знаков адресации определяются настоящими Правилами и Порядком, утвержденным администрацией города Благовещенска (пункт 16.6.1 Правил).
Согласно пунктам 16.6.4 и 16.6.5 Правил благоустройства конфигурация, размеры, изготовление и установка знаков адресации должны соответствовать унифицированным формам и требованиям, утвержденным администрацией города Благовещенска. Размещение, надлежащее содержание, ремонт и замена объектов и знаков адресации обеспечиваются лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, организациями, осуществляющими управление (обслуживание) многоквартирными домами.
Правообладатели зданий и сооружений должны выполнять декоративную вечернюю подсветку фасадов зданий и сооружений, расположенных в примыкании к центральным улицам города, а также имеющих важное градостроительное значение (на территориях, прилегающих к общественным местам, у въезда на территорию города и других местах, формирующих облик города). Монтажные работы по выполнению декоративной вечерней подсветки фасадов зданий и сооружений осуществляются после согласования эскизного проекта подсветки с администрацией города Благовещенска (пункты 16.7.1, 16.7.2 Правил благоустройства).
Форма, размеры и требования к знаку адресации установлены постановлением администрации города Благовещенска от 27.07.2009 N 132 "Об упорядочении размещения указателей наименований улиц и номерных знаков зданий на территории муниципального образования города Благовещенска" (Постановление N 132).
Постановлением N 132 также утверждено Положение о размещении указателей наименования улиц и номерных знаков зданий (Положение), пунктом 6.6 которого предусмотрено, что требования по изготовлению и размещению указателей наименований улиц и номерных знаков зданий в форме коробов с подсветкой распространяют свое действие на все объекты недвижимости, за исключением индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных жилых домов с количеством квартир менее 10.
Управление общим имуществом в многоквартирном доме, расположенному по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 24, осуществляет ООО "УК Амурблагуправление", что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ГИС ЖКХ.
Письмом от 18.03.2022 N 02-19/2875 управляющей компании рекомендовано обновить указатели улиц и номерные знаки, расположенные на обслуживаемом здании.
Письмом от 01.09.2022 N 03-19/9625 администрация потребовала от управляющей компании обновить знаки адресации на здании.
Администрацией 23.09.2022, 26.09.2022, 12.01.2023 проведено обследование фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Благовещенск, ул. Горького, 24, в результате которого выявлено несоответствие размещенных на фасаде дома знаков адресации требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 N 58/70.
Поскольку требования муниципального акта и претензионного письма обществом не выполнены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N 131-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Пунктом 10 части 1 статьи 16.2 Закона N 131-ФЗ предусмотрено аналогичное регулирование по вопросам местного значения внутригородского района.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок (часть 1 статьи 45.1, пункты 2 и 6 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 46 Закона N 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения; 3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, статья 45.1 Закона N 131-ФЗ регламентирует содержание правил благоустройства территории муниципального образования, которые могут регулировать, в частности, вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности (пункт 1).
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
В порядке реализации полномочий по решению вопросов местного значения решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 N 58/70 утверждены Правила благоустройства территории города Благовещенска, устанавливающие единые нормы и требования в сфере благоустройства территории, в том числе и к знакам адресации (пункт 16.6.).
Ответчик осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме, расположенному по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 24.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Как указано в подпункте "ж" пункта 2 раздела I постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (Постановление N 491), в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно подпункту 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Таким образом, поскольку информационные указатели относятся к элементу благоустройства и входят в состав общего имущества собственников МКД, ООО "УК Амурблагуправление", осуществляя управление МКД, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с частью 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Доказательств выполнения обязанности по обеспечению спорного объекта знаками адресации в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 N 58/70, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Доказательств отмены Правил благоустройства, утвержденных решением Благовещенской городской думы 18.07.2019, материалы дела также не содержат.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, установив наличие у ответчика обязанности по приведению в соответствие с едиными требованиями Правил благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска знаков адресации на МКД, отсутствие доказательств исполнения указанных требований, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Так, суд первой инстанции, учитывая необходимость соблюдения принципа исполнимости судебного акта, в отсутствие возражений ответчика, верно установил срок исполнения обязательства в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения, сочтя данный срок разумным и не нарушающим права сторон.
Довод заявителя жалобы о наличии возражений собственников относительно замены адресных табличек не принимается.
Согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.).
В силу пункта 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить внешнее благоустройство зданий и территорий, в том числе размещение указателей наименования улицы, переулка, площади и пр. на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой. Ремонт указателей, перечисленных в пункте 3.5.1, и флагодержателей должны проводить организации по содержанию жилищного фонда по мере необходимости.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, внешнее благоустройство зданий и территорий, содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, содержание общего имущества, элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Таким образом, указанный вид работ входит в Минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества собственников МКД.
Действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях - незамедлительно. Приведенные нормы направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2021 N 309-ЭС20-20751).
Следовательно, исполнение обязанности по обеспечению надлежащего состояния и содержания фасада МКД не ставится в зависимость от принятия собственниками помещений МКД соответствующего решения.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не принимается в связи со следующим.
В силу положений статьи 51 АПК РФ лицо может вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Таким лицом может являться предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Из материалов дела не следует, что решение по данному делу принято в отношении прав и обязанностей граждан-собственников помещений в спорном МКД, при этом судом обоснованно принято во внимание, что именно ответчик как управляющая компания является уполномоченным лицом на представление интересов собственников помещений.
Довод жалобы о том, что судом не вынесено отдельное определение об отказе в привлечении собственников помещений в качестве третьих лиц, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, поскольку отсутствие отдельного определения не является безусловным основанием для отмены решения суда (часть 3 статьи 270 АПК РФ). При этом, суд первой инстанции в своем решении указал мотивы, по которым отказал в удовлетворении ходатайства.
Кроме того, согласно части 3.1 статьи 51 АПК РФ отказ во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство.
В настоящем случае такое ходатайство заявлено ответчиком, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы признается несостоятельным.
Поскольку судом первой инстанции обоснованно отказано в привлечении к участию в деле третьих лиц граждан-собственников помещений МКД, оснований для изменения подсудности не имеется.
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств несоответствия установленного знака адресации на спорном МКД Правилам благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе фотоматериалами.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2023 по делу N А04-8491/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8491/2022
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: ООО "УК Амурблагуправление"