г. Владимир |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А43-11543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.04.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.02.2023 по делу N А79-11543/2022,
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВИП-технологии" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - Спирин П.А. по доверенности от 14.11.2022 N 62-Д сроком действия 6 месяцев (специалист); Чеботаев А.Д. по доверенности от 14.03.2023 N8-Д сроком действия 6 месяцев, диплом.
Общество с ограниченной ответственностью "ВИП-технологии", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным отделом в Чувашской Республике-Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) в ходе внеплановой документарной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВИП-технологии" (далее - Общество), проведенной в период с 09.11.2022 по 09.12.2022 в соответствии с решением руководителя Управления от 31.10.2022 N 223-нд, по согласованию с прокуратурой Чувашской Республики (решение прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 01.11.2022 N 7-1628-2022), выявлены нарушения пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пункта 10 раздела XIV, пункта 9 раздела XVI Приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385, пункта 10 лицензионных требований к лицензии N Л030 -00114-77/00068784 (N 169438), пункта 9 лицензионных требований к лицензии N Л030-00114-77/00068783 (N 169439), пунктов 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538), а именно: осуществление Обществом предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований на оказание телематических услуг связи; на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на территории Чувашкой Республики без реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества, что создает непосредственную угрозу обороне страны и безопасности государства.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении Общества составлен акт от 02.12.2022 N А-52/11/223-нд/215.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административный орган 14.12.2022 составил протокол об административном правонарушении N АП-52/11/353.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 20.02.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявления отказал ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что административное правонарушение, вменяемое Обществу, было выявлено по результатам внеплановой документарной проверки, что подтверждается актом внеплановой документарной проверки от 02.12.2022 N А-52/11/223-нд/215.
Управление считает, что на момент вынесения решения суда (15.02.2023) срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не истек, срок привлечения к ответственности в данном случае истекал 02.03.2023.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит оказание услуг связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество оказывает возмездные услуги связи и является оператором связи, осуществляя деятельность в соответствии:
- с лицензией на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации от 28.11.2018 N 169438,
- с лицензией на оказание телематических услуг связи от 28.11.2018 N 169439.
В силу пунктов 9, 10 лицензионных требований осуществления деятельности в соответствии с вышеуказанными лицензиями лицензиат обязан реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пункту 10 раздела XIV, пункту 9 раздела XVI Приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385, в лицензионные требования входит обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Пунктами 7, 10 Правил N 538 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, и оператора связи.
В ходе проверки административным органом установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в области оказания услуг связи по передаче данных и предоставления телематических услуг связи, что подтверждается бланком-заявкой на оказание услуг связи от 13.11.2019 N 160, договором об оказании услуг связи от 01.01.2022 N 1000117/2022.
Как зафиксировано актом проверки от 02.12.2022 N А-52/11/223-нд/215, Общество по состоянию на 02.12.2022 не реализовало установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требования к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
На дату завершения внеплановой документарной проверки документ, подтверждающий выполнение требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на территории Чувашской Республики по лицензиям N Л030-00114-77/00068784 (N 169438), N Л030-00114-77/00068783 (N 169439), Обществом не представлен, что подтверждается письмом письма Управления Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике от 22.08.2022 N 1/21/3180.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что предпринимательская деятельность и эксплуатация технических средств осуществляется Обществом в отсутствие акта, подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, что является нарушением пункта 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, и создает непосредственную угрозу обороне страны и безопасности государства.
В порядке пункта 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385, необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий для лицензиатов, оказывающих услуги связи, отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.
Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, напротив, в материалы дела не представлены.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола Общество извещалось надлежащим образом (л.д.8).
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, отказывая в привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Суд первой инстанции исходил из даты получения административным органом письма Управления Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике от 22.08.2022 N 1/21/3180.
Однако, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу абзаца 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом указанный день определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Повторно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, учитывая характер допущенного нарушения (длительное непрекращающееся осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), суд апелляционной инстанции установил, что в рассматриваемом случае днем обнаружения административного правонарушения следует считать 02.12.2022 (дата составления акта проверки).
Следовательно, последним днем срока давности привлечения к административной ответственности является 02.03.2023.
Письмо Управления Федеральной службы безопасности по Чувашской Республике от 22.08.2022 N 1/21/3180 не содержало все сведения о совершенном Обществом правонарушении, а указывало лишь на необеспечение требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Выводы суда первой инстанции об ином исчислении срока давности привлечения к административной ответственности являются ошибочными.
Вместе с тем, на дату принятия судом апелляционной инстанции судебного акта по настоящему делу трехмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности истек.
Срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В этой связи оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.02.2023 по делу N А79-11543/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11543/2022
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "ВИП-технологии"
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд