г. Тула |
|
7 апреля 2023 г. |
Дело N А68-6811/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волошиной Н.А., судей Мосиной Е.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровниковой В.А., при участии в судебном заседании: от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Синтез" Захарова А.Н. - Мальцева А.Н. (доверенность от 01.12.2022), от Хохловой А.А. - Жестерева М.О. (доверенность от 18.07.2022), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хохловой Анны Анатольевны на определение Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2022 по делу N А68-6811/2021 (судья Шиндин М.В.), вынесенное по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Синтез" (ОГРН 1157154014412, ИНН 7130029645) Захарова Александра Николаевича о выдаче исполнительного листа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Синтез" (далее - ООО "Синтез") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 12.04.2022 (резолютивная часть объявлена 05.04.2022) заявление ООО "Синтез" о признании несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения на четыре месяца (до 05.08.2022). Временным управляющим ООО "Синтез" утвержден Захаров Александр Николаевич.
Решением суда от 15.08.2022 (резолютивная часть объявлена 08.08.2022) ООО "Синтез" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Захаров Александр Николаевич.
22.08.2022 конкурсный управляющий Захаров А.Н. обратился в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа по настоящему делу на принудительное исполнение решения суда от 15.08.2022, в котором просил принудительно истребовать (понудить к действиям) у генерального директора ООО "Синтез" Хохловой Анны Анатольевны сведения об имуществе ООО "Синтез", в том числе имущественных прав, а также бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника за последние три года до введения процедуры банкротства.
24.11.2022 от конкурсного управляющего в материалы дела поступило уточненное заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда от 15.08.2022, в котором конкурсный управляющий просит принудительно истребовать (понудить к действиям) у генерального директора ООО "Синтез" Хохловой Анны Анатольевны бухгалтерскую и иную документацию ООО "Синтез", печати, штампы, материальные и иные ценности.
В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий ссылается на то, что решением Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-6811/2021 от 08.08.2022 ООО "Синтез" признано банкротом, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим ООО "Синтез" утвержден Захаров Александр Николаевич. Решением от 08.08.2022 суд обязал руководителя должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности конкурсному управляющему. Конкурсным управляющим в адрес генерального директора должника исх. N 4 от 19.08.2022 был направлен запрос о предоставлении сведений и передаче документов относительно деятельности должника. Однако, генеральный директор ООО "Синтез" Хохлова А.А. до настоящего времени не исполнила требование конкурсного управляющего о предоставлении ему документов, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, а также бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника. Указывает, что не предоставление генеральным директором ООО "Синтез" Хохловой А.А. конкурсному управляющему необходимой ему информации нарушает права арбитражного управляющего в сфере экономической деятельности, создает препятствия при осуществлении возложенных на него обязанностей, в том числе обязанностей по анализу финансово-хозяйственной деятельности должника, по проверке наличия либо отсутствия признаков преднамеренного банкротства должника, по оспариванию сделок, совершенных должником, принятию мер по сохранности имущества должника, выявлению кредиторов должника.
Уточнение заявленных требований принято судом к рассмотрению в порядке ст.49 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2022 заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Синтез" (ОГРН 1157154014412, ИНН 7130029645) Захарова Александра Николаевича удовлетворено. Суд определил выдать исполнительный лист следующего содержания: "Руководителю должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Хохлова Анна Анатольевна обратилась с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой, просит отменить обжалуемое определение, вынести по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления конкурсного управляющего. Мотивируя позицию, заявитель жалобы указывает, что все документы были преданы конкурсному управляющему по акту.
В адрес Двадцатого арбитражного апелляционного суда от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Синтез" Захарова Александра Николаевича поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает, что апелляционная жалоба Хохловой Анны Анатольевны не подлежит удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, конкурсный управляющий Захаров А.Н. обратился в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа по настоящему делу на принудительное исполнение решения суда от 15.08.2022, в котором просил принудительно истребовать (понудить к действиям) у генерального директора ООО "Синтез" Хохловой Анны Анатольевны сведения об имуществе ООО "Синтез", в том числе имущественных прав, а также бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника за последние три года до введения процедуры банкротства.
От конкурсного управляющего в материалы дела поступило уточненное заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда от 15.08.2022, в котором конкурсный управляющий просит принудительно истребовать (понудить к действиям) у генерального директора ООО "Синтез" Хохловой Анны Анатольевны бухгалтерскую и иную документацию ООО "Синтез", печати, штампы, материальные и иные ценности.
В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий ссылается на то, что решением Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-6811/2021 от 08.08.2022 ООО "Синтез" признано банкротом, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим ООО "Синтез" утвержден Захаров Александр Николаевич. Решением от 08.08.2022 суд обязал руководителя должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности конкурсному управляющему. Конкурсным управляющим в адрес генерального директора должника исх. N 4 от 19.08.2022 был направлен запрос о предоставлении сведений и передаче документов относительно деятельности должника. Однако, генеральный директор ООО "Синтез" Хохлова А.А. до настоящего времени не исполнила требование конкурсного управляющего о предоставлении ему документов, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, а также бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника. Указывает, что не предоставление генеральным директором ООО "Синтез" Хохловой А.А. конкурсному управляющему необходимой ему информации нарушает права арбитражного управляющего в сфере экономической деятельности, создает препятствия при осуществлении возложенных на него обязанностей, в том числе обязанностей по анализу финансово-хозяйственной деятельности должника, по проверке наличия либо отсутствия признаков преднамеренного банкротства должника, по оспариванию сделок, совершенных должником, принятию мер по сохранности имущества должника, выявлению кредиторов должника.
Уточнение заявленных требований принято судом к рассмотрению в порядке ст.49 АПК РФ.
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил, что бывшим руководителем должника не исполнена в полном объеме обязанность по передаче печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника, документации должника конкурсному управляющему.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд области руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника возложена на руководителя общества Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) в силу наделения руководителя общества его полномочиями.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Закона N 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган отвечает за сохранность документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
Часть 1 статьи 29 Закона N 14-ФЗ также возлагает на экономических субъектов обязанности по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
В силу пункта 3 статьи 17 Закона N 14-ФЗ руководитель организации несет ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Согласно приказу от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения" документы о приемке выполненных работ (акты, справки, счета) хранятся организацией в течение пяти лет после истечения срока действия договора.
В силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника. Данной обязанности руководителя должника корреспондирует право временного управляющего, предусмотренное пунктом 1 статьи 66 Закона о банкротстве, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, а также, предусмотренная пунктом 1 статьи 67 Закона о банкротстве обязанность временного управляющего провести анализ финансового состояния должника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника). Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность руководителя должника передать документы и ценности носит безусловный характер и должна быть исполнена вне зависимости от того, обращался ли с соответствующим запросом в его адрес конкурсный управляющий или нет.
Решение суда от 15.08.2022 оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 (резолютивная часть от 24.11.2022).
Судом установлено, что резолютивная часть решения суда от 15.08.2022 о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства содержит указание на обязание руководителя должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Факт наличия либо отсутствия документов должника, обязанность хранения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью, с достоверностью может быть установлен лишь в процедуре конкурсного производства, так как в силу разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума ВАС РФ N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" с даты введения наблюдения на руководителе должника лежит обязанность по предоставлению временному управляющему должника перечня имущества должника и заверенных копий документов, отражающих экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, в то время как обязанность по передаче подлинных документов возлагается на руководителя должника с даты открытия конкурсного производства, согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве.
Суд также исходит из положений пункта 2 статьи 129, пункта 1 статьи 131, статьи 142 Закона о банкротстве, согласно которым именно в рамках конкурсного производства принимаются меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, формируется конкурсная масса, а также осуществляется расчет с кредиторами должника.
Более того, надлежащее исполнение либо не исполнение обязанности по передаче временному управляющему бухгалтерской документации и копий документов, отражающих хозяйственную деятельность должника при введении наблюдения, не отменяет обязанность руководителя должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передать последнему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.
Таким образом, обязанность по передаче бухгалтерской и иной документации должника, а также печатей, штампов, материальных и иных ценностей, должна быть исполнена руководителем должника в процедуре конкурсного производства.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 3 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве).
Ссылаясь на то, что решением суда от 15.08.2022 на руководителя должника возложена обязанность в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему, вместе с тем указанная обязанность руководителем не исполнена, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение судебного акта.
Согласно части 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим арбитражным судом.
В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Согласно статье 320 АПК РФ и пункту 6 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Из приведенных норм следует, что исполнительный лист для принудительного исполнения судебного акта выдается в том случае, если сам судебный акт содержит предписание лицу совершить какие-либо действия.
Как следует из содержания решения суда от 15.08.2022, резолютивная его часть содержит указание руководителю должника на необходимость передачи конкурсному управляющему бухгалтерских и иных документов, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника.
Суд области пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеются основания для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение руководителем должника требований статьи 126 Закона о банкротстве, поскольку в решении суда содержится обязанность руководителя должника передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Возражения учредителя и бывшего руководителя должника ООО "Синтез" Хохловой А.А. об исполнении обязанности по передаче документации, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему со ссылками на представленные копии актов приема-передачи документов N 1 и N 2 от 22.07.2022, акта приема-передачи документации от 09.09.2022, письменные пояснения по предоставлению бухгалтерской и иной документации должника, печатей, материальных и иных ценностей от 09.09.2022 были отклонены судом области.
По актам приема-передачи документов N 1 и N 2 от 22.07.2022 документы, которые в этих актах указаны, передавались генеральным директором ООО "Синтез" Хохловой А.А. временному управляющему Захарову А.Н. в процедуре наблюдения в копиях.
В силу статьи 64 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения на руководителе должника лежит обязанность по предоставлению временному управляющему должника перечня имущества должника и заверенных копий документов, отражающих экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, в то время как обязанность по передаче подлинных документов возлагается на руководителя должника с даты открытия конкурсного производства, согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве.
Кроме того, надлежащее исполнение либо не исполнение обязанности по передаче временному управляющему бухгалтерской документации и копий документов, отражающих хозяйственную деятельность должника в процедуре наблюдения, не отменяет обязанность руководителя должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего передать последнему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы, материальные и иные ценности должника, то есть в процедуре конкурсного производства обязанность по передаче бухгалтерской и иной документации должника, а также печатей, штампов, материальных и иных ценностей, должна быть исполнена руководителем должника. Обязанность руководителя должника передать документы и ценности носит безусловный характер.
Суд области указал, что представленный учредителем и бывшим руководителем должника ООО "Синтез" Хохловой А.А. акт приема-передачи документации от 09.09.2022 не является основанием для отказа в удовлетворении требований конкурсного управляющего о выдаче исполнительного листа, учитывая, что в ходе судебного разбирательства конкурсный управляющий настаивал на том, что в нарушение положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве бывшим руководителем ООО "Синтез" Хохловой А.А. не исполнена обязанность по передаче печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника, документации должника конкурсному управляющему в полном объеме, что препятствует конкурсному управляющему в реализации мер, предусмотренных Законом о банкротстве.
Из совокупного толкования положений части 1 статьи 16 и части 2 статьи 318 АПК РФ следует, что решение арбитражного суда является обязательным и подлежит исполнению органами, организациями и лицами, которым оно адресовано, при этом в случае неисполнения судебного акта возможно принудительное исполнение на основании выдаваемого судом исполнительного листа.
Исполнение судебного акта является одной из гарантий реализации права на справедливое и эффективное судебное разбирательство и должно осуществляться под непосредственным контролем суда, а стадия исполнения судебных актов является одной из стадий судопроизводства, таким образом, отказ в выдаче исполнительного листа не может соответствовать задачам судопроизводства и не предусмотрен положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ (пункт 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Таким образом, выдача исполнительного документа на вступивший в законную силу судебный акт от 15.08.2022, обязывающий бывшего руководителя должника передать конкурсному управляющему бухгалтерские и иные документы, печати, штампы, материальные и иные ценности должника, по мнению суда области действующему законодательству не противоречит.
В этой связи, суд области пришел к выводу, что оснований, препятствующих в выдаче исполнительного листа, у суда не имеется.
Действующее законодательство определяет порядок и сроки принудительного исполнения судебного акта. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта. Предусмотренный законом срок для предъявления исполнительного листа к исполнению установлен для реализации права взыскателя на принудительное исполнение исполнительного листа посредством органов принудительного исполнения судебных актов.
При этом вступивший в законную силу судебный акт может быть исполнен не только принудительно, но и добровольно.
Учитывая изложенное, суд области пришел к выводу, что заявление конкурсного управляющего ООО "Синтез" Захарова А.Н. о выдаче исполнительного листа подлежит удовлетворению.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда области ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, решением суда от 15.08.2022 (резолютивная часть объявлена 08.08.2022) ООО "Синтез" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Захаров Александр Николаевич.
19.08.2022 конкурсным управляющим в адрес руководителя должником Хохловой А.А. был направлен запрос о предоставлении бухгалтерской и иной документации должника (ОРИГИНАЛЫ), печати, штампы, материальные и иные ценности, а также следующую информацию и документы:
1. Сведения о структуре управления ООО "СИНТЕЗ", подписанные руководителем, а также:
1) Сведения об адресах фактического места нахождения органов управления ООО "СИНТЕЗ";
2) Учредительные документы ООО "СИНТЕЗ" со всеми изменениями и дополнениями с соответствующими отметками органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;
3) Копия информационного письма органа государственной статистики о присвоении ООО "СИНТЕЗ" кодов по общероссийским классификаторам, заверенную руководителем и главным бухгалтером;
4) Протоколы, решения и другие акты органов управления, участников (учредителей) ООО "СИНТЕЗ" и сведения об аффилированных лицах за период с 23.07.2018 года по настоящее время включительно;
5) Копии выданных и действующих доверенностей;
6) Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;
7) Протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;
8) Трудовые книжки сотрудников;
9) Трудовые договоры и контракты с сотрудниками;
10) Сведения о порядке функционирования службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов.
2. Бухгалтерскую отчетность (бухгалтерские балансы со всеми приложениями) за период с 23.07.2018 по настоящее время, а также:
1) Расшифровку статей бухгалтерской отчетности (поквартально):
· 1130 (ранее 120) (основные средства),
· 1150 (ранее 140) (долгосрочные финансовые вложения),
· 1210 (ранее 210) (запасы),
· 1230 (ранее 240) (дебиторская задолженность),
· 1250 (ранее 260) (денежные средства),
· 1240 (ранее 250) (краткосрочные финансовые вложения),
· 1410 (ранее 510) (долгосрочные займы и кредиты),
· 1510 (ранее 610) (краткосрочные займы и кредиты),
· 1520 (ранее 620) (кредиторская задолженность);
2) Сведения о наличии (отсутствии) потенциальных оборотных активов к возврату;
3) Перечень имущества, приобретенного или отчужденного в период с 23.07.2018 г. до момента получения настоящего запроса;
4) Перечень кредиторов (с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения, акты сверки при наличии) на момент получения запроса;
5) Перечень дебиторов (с указание сумм задолженности по каждому дебитору и срока наступления их исполнения, сведения о сроках исковой давности предъявления требований) на момент получения запроса;
6) Отчеты по оценке бизнеса, имущества, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии;
7) Приказы и положения об учетной политике ООО "СИНТЕЗ" за период с 123.07.2018 года по настоящее время;
8) Пояснительные записки к бухгалтерской отчетности;
9) Инвентаризационные ведомости, акты и описи ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время;
10) Справки о задолженности ООО "СИНТЕЗ" перед бюджетами и внебюджетными фондами с разбивкой по уровням бюджета (местный, региональный, федеральный) за период с 23.07.2018 года по настоящее время;
11) Акты сверок ООО "СИНТЕЗ" с Федеральной налоговой службой Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования за период с
23.07.2018 года по настоящее время;
12) Акты и заключения налоговых, аудиторских и иных проверок за период с 23.07.2018 года по настоящее время;
13) Акты переоценки внеоборотных активов ООО "СИНТЕЗ" за период 23.07.2018 года по настоящее время;
14) Иные документов, подтверждающих показатели бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках (договоры, акты, ценные бумаги и др.).
3. Оригиналы действующих и завершенных договоров ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время с приложением по каждому такому договору документов, подтверждающих исполнение или ход исполнения этих договоров, в т.ч.:
1) договоры аренды, документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
2) договоры займа (по займам, выданным и/или полученным) и платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
3) договоры купли-продажи ценных бумаг (в т.ч. векселей, акций, облигаций), а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении,
акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, а также иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
4) договоры купли-продажи долей, а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
5) договоры уступки прав (требований), а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
6) договоры о переводе долга;
7) договоры, подтверждающие хозяйственную деятельность (поставки, купли-продажи, аренды, займа, лизинга), в подтверждение целевого использования кредитных денежных средств.
8) договоры купли-продажи движимого и недвижимого имущества, а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема- передачи во исполнение указанных договоров, товарные накладные, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
9) договоры мены, а также акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
10) договоры (соглашения) о проведении взаиморасчетов (взаимозачетов требований) и документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;
11) соглашения о прощении долга;
12) договоры о залоге имущества;
13) векселя выписанные, индоссированные, полученные. Основания их выдачи и получения;
14) договоры поручительства за третьих лиц, оплата за третьих лиц, платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении.
4. Сведения, подписанные руководителем, главным бухгалтером или ликвидатором об имуществе (имущественных правах), принадлежащем ООО "СИНТЕЗ", в т.ч.:
1) о наличии (отсутствии) объектов недвижимости, которыми владеет (владело) на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, по договорам аренды, пользования, по другим договорам и основаниям за период с 23.07.2018 года по настоящее время включительно, с указанием по каждому объекту:
· наименования объекта;
· место нахождение объекта (адрес, территориальное расположение);
· площадь здания, сооружения, помещения;
· назначение здания, сооружения, помещения;
· год постройки здания, сооружения, его состояние;
· в начальной и остаточной балансовой стоимости здания, сооружения;
· процента износа;
· планы и кадастровые паспорта земельных участков;
2) Сведения о наличии (отсутствии) транспортных средств, оборудования и другой спецтехники, которыми владеет (владело) ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время включительно, подписанные руководителем и главным бухгалтером, с указанием по каждому из них: наименования, марки, года выпуска, серийного номера, износа (пробега);
3) Сведения о наличии (отсутствии) у ООО "СИНТЕЗ" объектов незавершенного строительства, подписанные руководителем и главным бухгалтером, за период с 23.07.2018 года по настоящее время с приложением сметной документации;
4) Сведения о наличии (отсутствии) объектов непроизводственной сферы ООО "СИНТЕЗ" с указанием расходов на их содержание за период с 23.07.2018 года по настоящее время, подписанные руководителем и главным бухгалтером;
5) Сведения о наличии (отсутствии) других объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы, но отражены в бухгалтерском балансе ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время, подписанные руководителем и главным бухгалтером;
6) Сведения о наличии (отсутствии) имущества ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время, обремененного правами третьих лиц, подписанные руководителем и главным бухгалтером.
7) Документы, подтверждающие право на владение, пользование, распоряжение зданиями, сооружениями, помещениями, земельными участками (договоры купли-продажи, аренды, пользования, свидетельства на право собственности, свидетельства о внесении в реестр собственности;
8) Оригиналы технических паспортов транспортных средств, специализированной техники, оборудования;
9) Договоров аренды, пользования, владения, аренды, в том числе по которым транспортные средства, оборудование и другая спецтехника переданы третьим лицам;
10) Документарные и бездокументарные ценные бумаги держателем или эмитентом которых являлось ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время;
11) Отчёты оценщиков по имуществу ООО "СИНТЕЗ".
5. Сведения за период с 23.07.2018 года по настоящее время включительно о наличии (отсутствии) вложений ООО "СИНТЕЗ" в уставные и складочные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ, в том числе акционерных, членстве и ином участии в коммерческих и некоммерческих организациях и т.д., подписанные руководителем и главным бухгалтером. Сведения должны содержать:
· полное наименование юридического лица, а также ИНН/ОГРН;
· организационно-правовая форма юридического лица;
· юридический и фактический адрес;
· фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера, их контактные адреса и телефоны;
· размер доли, номинальную, балансовую, рыночную стоимость вклада ООО "СИНТЕЗ" в капиталы других юридических лиц;
· вид, количество, номинал, общую стоимость акций, принадлежащих ООО "СИНТЕЗ";
краткую характеристику деятельности дочерних и зависимых организаций; сведения об участии ООО "СИНТЕЗ" в органах управления дочерних и зависимых организаций (наименование органа управления, должность, положение представителя предприятия, иная форма участия, количество голосов в данном органе управления, иная информация об участии вашего предприятия в органах управления, в принятии решений и т.д.).
Отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений с 23.07.2018 г.
6. Сведения о зарегистрированных за ООО "СИНТЕЗ" товарных знаках и знаках обслуживания, прав на наименование места происхождения товара, патентах, удостоверяющих приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
7. Сведения о закрытых (открытых) счетах ООО "СИНТЕЗ" в банках и иных кредитных организациях, которые использовались в период с 23.07.2018 года по настоящее время. Сведения должны содержать по каждому счету:
· все реквизиты счета;
· вид счета (рублевый, валютный, расчетный, ссудный, бюджетный и т.д.);
· адреса банков и иных кредитных организаций (а также их филиалов, если счет открыт в филиале),
· фамилии, имена, отчества руководителей (и их филиалов), их контактные телефоны, остатки денежных средств на счетах;
· сведения обо всех арестованных счетах с указанием оснований ареста;
· сведения о картотеках по всем счетам в банках и иных кредитных организациях с указанием реквизитов счета, суммы задолженности, с перечнем всех неоплаченных платежных документов, который должен содержать вид платежного документа, номер, дату, сумму, наименование кредитора.
8. Сведения о работниках ООО "СИНТЕЗ", в т.ч.:
1) Сведения об общей численности работников ООО "СИНТЕЗ" с указанием численности по каждому структурному подразделению за период 23.07.2018 года по настоящее время включительно, подписанные руководителем и главным бухгалтером;
23.07.2018 Сведения по фонду оплаты труда и средней заработной плате ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время включительно, подписанные руководителем и главным бухгалтером;
2) Штатное расписание ООО "СИНТЕЗ" за период с 23.07.2018 года по настоящее время включительно заверенные руководителем и главным бухгалтером;
3) Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по заработной плате, подписанные руководителем и главным бухгалтером.
4) Сведения должны содержать:
· Ф.И.О, место жительства,
· банковские реквизиты сотрудников,
· период образования задолженности,
· суммы задолженности.
5) Сведения о наличии (отсутствии) задолженности ООО "СИНТЕЗ" по увечьям, возмещению морального вреда, по авторским договорам, подписанные руководителем и главным бухгалтером.
6) Сведения о наличии (отсутствии) состав расходов на содержание социальной сферы, на обновление и другие крупные внепроизводственные расходы.
7) Коллективный трудовой договор.
8) Правила внутреннего трудового распорядка.
9.Сведения обо всех делах, находящихся на рассмотрении арбитражных судов, судов общей юрисдикции и третейских судов с участием ООО "СИНТЕЗ" в качестве ответчика, истца, третьего лица, с указанием:
· номера дела;
· наименования и адрес суда, в котором рассматривается дело;
· полного наименования сторон по делу;
· сумм и содержания требований по делу с приложением копий исковых заявлений и имеющихся судебных актов;
· списка судебных актов, которые вступили в силу, исполнительных листов полученных и предъявленных к взысканию в банки или судебным приставам.
10. Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки, в т.ч.:
· о наличии (отсутствии) технологической схемы основного производства до готовой продукции,
· составе производства по цехам,
· характере оказываемых услуг и (или) выполняемых работ,
прейскуранте сбытовых цен;
11. копии действующих лицензий и сертификатов.еквизиты нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, касающихся ООО "СИНТЕЗ", его функций и видов деятельности.
Все имеющиеся материальные ценности, принадлежащие ООО "СИНТЕЗ".
09.09.2022 Хохловой А.А. по акту приема-передачи были переданы конкурсному управляющему ООО "Синтез" Захарову А.Н. : печати должника; уставные документы ; бухгалтерская и налоговая отчётность за 2018 год; выписки по счету должника и платёжные поручения за 2018 год; бухгалтерская и налоговая отчётность за 2019 год; выписки по счету должника и платёжные поручения за 2019 год; расчетные листки по заработной плате; список перечисляемой в банк заработной платы; бухгалтерская и налоговая отчётность за 2020 год, бухгалтерская и налоговая отчётность за 2021 год; выписки по счету должника за 2020-2021 год, счета-фактуры, УПД, товарные накладные за 2018,2019; договоры аренды имущества; договоры денежного займа с Хохловой А.А. и Хохловым М.С. и платежные поручения; договоры залога с приложениями.
Кроме того, конкурсным управляющим 09.09.2022 были получены пояснения от Хохловой АА., о том что согласно представленного запроса:
- сведения, указанные в п.п. 1.5-1.7 отсутствуют,
- п.1.8-1.9- сотрудники отсутствуют, задолженность по заработной плате отсутствует.
- п. 1.10-отсутсвует
-п. 2.10-2.11-в связи с признанием ООО "Синтез" банкротом, данную информацию уполномочен получить конкурсный управляющий
- п.2.12-документы по налоговым проверкам находятся в папках "Отчетности"
- п. 2.13-отсутсвует
-п. 3.3-3.11 - за указанный период отсутствуют
п. 3.13 - 3.14, п.4, п. 5, п. 6, - отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 запроса, представлены сведения о расчетных счетах должника.
В соответствии с п. 8 - на момент получения запроса в ООО "Синтез" сотрудники отсутствуют, задолженность по заработной плате отсутствует. Задолженность по увечьям, возмещению морального вреда, по авторским договорам - за указанный период отсутствует.
Расходы на содержание социальной сферы, на обновление и др. внепроизводственные расходы - за указанный период отсутствуют.
В соответствии с п. 9 - дело N А68-6811/2021.
В соответствии с п.10 - в связи с неисполнением АО СКБ Истрой условий дистрибьюторского договора N 0202/2017Д от 02.02.2017 с 01.07.2019 производственная деятельность ООО "Синтез" остановлена, продукция не производится.
В соответчики с п. 11 - отсутствует.
Также Хохлова А.А. указала, что на балансе должника нет и не было компьютеров, бухгалтерский учет велся сторонней организацией.
В судебном заседании представитель Хохловой А.А. представить сведения о направлении в адрес конкурсного управляющего Захарова А.Н. сведения относительно работников должника (приказы, положения, личные карточки) всего на 555 листах (отправлено почтой 30.03.2023).
В судебном заседании представитель Хохловой А.А. также пояснил суду, что каких -либо иных документов у бывшего руководителя должником не имеется.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения обязанности по передаче документации в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для удовлетворения заявленного арбитражным управляющим требования суду необходимо установить конкретный перечень истребуемых документов, а также исследовать вопрос фактического их нахождения у лица, требования к которому о возложении обязанности передать документы предъявлены, так как судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не будет обладать признаками исполнимости (статья 16 АПК РФ).
По смыслу указанных правовых норм основанием для удовлетворения соответствующего заявления конкурсного управляющего должника является отказ или уклонение руководителя либо иного лица, у которого фактически находится документация должника, от ее передачи.
В силу п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Как указано в разъяснениях, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
По смыслу указанных норм и разъяснений суд может истребовать документы у руководителя или иного лица лишь в случае подтверждения факта нахождения этих документов у данного лица.
Таким образом, в отношении исполнения обязанности по передаче конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей имущества должника специальное средство защиты, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, может быть использовано арбитражным управляющим в ситуации, когда бывший руководитель должника уклоняется (отказывается) от участия в приемке-передаче.
Доказательств наличия у Хохловой А.А. д каких-либо иных документов, материальных и иных ценностей, которые не были переданы конкурсному управляющему, а также того, что бывший руководитель должника уклоняется (отказывается) от участия в приемке-передаче, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, отсутствуют основания для вывода о том, что ответчик уклоняется от передачи конкурсному управляющему какой-либо документации должника, оставшейся в его распоряжении, материальных и иных ценностей имущества должника, что исключает возможность принятия судебного акта об их истребовании, поскольку делает такой судебный акт неисполнимым.
Вопросы оценки полноты и правильности ведения бухгалтерского учета должника, а также обеспечения сохранности документации должника выходят за пределы заявленных требований в рамках настоящего обособленного спора об истребовании документов и подлежат самостоятельной оценке в ходе судебного разбирательства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (глава III.2 Закона о банкротстве) или о возмещении убытков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае конкурсный управляющий не представил в материалы дела документальные доказательства, свидетельствующие о том, что какие-либо документы должника в настоящее время находятся непосредственно у Хохловой А.А. и что последний отказывается их передавать конкурсному управляющему или намеренно уклоняется от их передачи (ст. 65 АПК РФ). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Принятие судебного акта об истребовании иных документов с бывшего руководителя должника, которых нет физически у него в наличии, делают акт заведомо неисполнимым.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 АПК РФ неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из указанных норм следует, что арбитражным судом должны приниматься только такие судебные акты, которые могут быть реально исполнены, поскольку иначе судебный акт будет не соответствовать ч. 1 ст. 16 АПК РФ и может создать угрозу необоснованного привлечения к ответственности.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П).
Поскольку конкурсный управляющий не представил бесспорных доказательств наличия истребуемых документов у Хохловой А.А. или ее уклонения от их передачи, то оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2022 по делу N А68-6811/2021 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тульской области от 20.12.2022 по делу N А68-6811/2021 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Синтез" (ОГРН 1157154014412, ИНН 7130029645) Захарова Александра Николаевича о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда от 15.08.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Волошина |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6811/2021
Должник: ООО "Синтез"
Кредитор: АО "СКБ" ИСТРА", ООО "Синтез", Цоцорков Димитър Лъчезаров
Третье лицо: Бурехин Александр Сергеевич, УФНС по ТО, Ассоциация Национальная организаця арбитражных управляющих, Жестерев Михаил Олегович, Захаров Александр Николаевич, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, Хохлова А.А.
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5124/2024
17.01.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3454/2023
30.10.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3454/2023
05.09.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5024/2023
29.06.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2381/2023
23.05.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1609/2023
07.04.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-32/2023
30.11.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6871/2022
15.08.2022 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6811/2021