город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2023 г. |
дело N А32-36332/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Сидоренко К.С. по доверенности от 13.01.2023,
от Азово-Черноморского ТУ Федерального агентства по рыболовству - представителей Важинской Е.В. по доверенности от 22.02.2023, Колоевой Ю.П. по доверенности от 22.02.2023,
от ИП Быценко В.И. - представителя Бухтияр С.Г. по доверенности от 15.10.2020, Быценко В.И.,
от АО"Кореновскрыба" - представителей Трифонова А.В. по доверенности от 11.10.2020, Горяева Д.В. по доверенности от 24.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, индивидуального предпринимателя Быценко Василия Ивановича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2023 по делу N А32-36332/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лада"
к ответчикам Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, индивидуальному предпринимателю Быценко Василию Ивановичу
при участии третьих лиц: Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, акционерному обществу "Кореновскрыба"
о признании недействительным аукциона,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лада" (далее - ООО "Агрофирма "Лада", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - управление), индивидуальному предпринимателю Быценко Василию Ивановичу (далее - ИП Быценко В.И., предприниматель) о признании недействительными результатов аукциона по лоту N 3 "Участок реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский с географическими координатами (1) 45°31'00" СШ; 39°14'11" ВД... (61) 45°30'55" СШ; 39°14'15" ВД на территории Кореновского района (190,0 га)", общей площадью 190 га (номер извещения N 170620/3409806/01 с последующим изменением номера извещения на 190820/3409806/01); применении последствия признания недействительными торгов (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2023 заявленные требования удовлетворены. Судом признаны недействительными аукцион, проведенный 20.08.2020 в отношении лота N 3 "Участок реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский с географическими координатами (1) 45°31'00" СШ; 39°14'11" ВД... (61) 45°30'55" СШ; 39°14'15" ВД на территории Кореновского района (190,0 га)", общей площадью 190 га (номер извещения N 170620/3409806/01 с последующим изменением номера извещения на 190820/3409806/01), а также договор пользования рыбоводным участком от 31.08.2020 N 1081/А-747, заключенный между Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ИП Быценко В.И.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 31.01.2023 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что приказ Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 15.07.2020 N 307 поступил в управление с нарушением сроков, предусмотренных действующим законодательством. Отмена проведения аукциона является правом, а не обязанностью организатора аукциона. Спорный участок предоставлен в совместное пользование, в связи с чем нарушений не допущено. Победитель торгов не сможет без причинения негативных последствий экологии возвратить рыбоводный участок в первоначальное состояние.
Предприниматель также обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец не имеет права на оспаривание торгов, поскольку не принимал в них участие. Решением УФАС от 06.08.2020 N 18834/04 жалоба истца признана необоснованной, в связи с чем торги являются состоявшимися. Истцом не указано, какие его права и законные интересы были нарушены проведенным аукционом. Спорный участок предоставлен в совместное пользование, в связи с чем нарушений не допущено.
В отзывах на апелляционные жалобы управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края явку представителей не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы.
Ответчик ИП Быценко В.И. и его представитель огласили доводы апелляционной жалобы предпринимателя.
Представитель истца против доводов апелляционных жалоб возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком" проведены торги в форме аукциона на рыбоводные участки.
Извещение и документация об аукционе на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным во внутренних водах Российской Федерации, на территории Краснодарского края утверждены приказом Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17.06.2020 N 248 и размещены на сайте www.torgi.gov.ru 17.06.2020.
Согласно пункту 3.5 документации об аукционе заявки на участие в аукционе (форма согласно приложению N 2 к документации об аукционе) принимаются: с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00 (МСК), в пятницу - с 09:00 до 16:45 (МСК). Дата начала приема заявок: "18" июня 2020 г. 09:00 (МСК). 24.06.2020 - заявки не принимаются. 01.07.2020 - заявки не принимаются. 18.07.2020 - заявки принимаются с 11:00 до 15:00. Дата окончания приема заявок: "18" июля 2020 г. 15:00 (МСК).
Информация об аукционе на право заключения договора пользования рыбоводным участком, в том числе протокол аукциона, содержащий сведения о победителе торгов, размещена на сайте: www.torgi.gov.ru (извещение N 19820/3409806/01 - в отношении лота N 3).
В соответствии с пунктом 9 аукционной документации начало рассмотрения заявок об участии в аукционе осуществляется Комиссией организатора аукциона по адресу организатора аукциона: г. Ростов-на-Дону, Береговая ул., 21 в. Дата начала рассмотрения заявок - "20" июля 2020 г. в 09:00 (МСК).
В соответствии с пунктами 106, 109 постановления N 450 срок рассмотрения заявок об участии в аукционе не может превышать 10 рабочих дней со дня окончания срока их подачи.
Протокол рассмотрения заявок об участии в аукционе размещается организатором аукциона на официальном сайте в течение 1 рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Протокол рассмотрения заявок от 22.07.2020 заседания комиссии Азово-Черноморского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству по проведению торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком опубликован на сайте: www.torgi.gov.ru 22.07.2020.
Согласно пункту 10 аукционной документации аукцион проводится 23.07.2020 в 12:00 по МСК.
По лоту N 3 (Участок реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский на территории Кореновского района (190,0 га) торги приостанавливались в связи с рассмотрением жалобы в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на неправомерные действия организатора торгов - управления, допущенные при организации и проведении аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком. Решением антимонопольного органа от 06.08.2020 жалоба признана необоснованной, в связи с чем, аукцион по лоту N 3 состоялся 20.08.2020, по результатам которого победителем признан ИП Быценко В.И.
По итогам торгов с ИП Быценко В.И. заключен договор от 31.08.2020 N 1081/А-747.
ООО Агрофирма "Лада", посчитав указанный аукцион нарушающим его права и законные интересы, как пользователя участка реки с целью забора воды, обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении торгов является элементом организации торгов, как способа заключения договора, и отвечает признакам односторонней сделки (статьи 154, 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Требуя признания публичных торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными. Признание торгов недействительными должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 и от 29.01.2013 N 11604/12).
В соответствии с положениями статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного Кодекса.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологически ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия (часть 2 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу данного закона на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Договор пользования рыбоводным участком заключается с рыбоводным хозяйством, указанным в части 1 данной статьи, в течение двух лет после дня вступления в силу названного закона (части 2 статьи 21 Закона N 148-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 148-ФЗ по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 148-ФЗ существенными условиями договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются: стороны и предмет договора; срок договора; местоположение и площадь рыбоводного участка; видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка; основания и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка; сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры; мероприятия, которые относятся к рыбохозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством; обязательства рыбоводного хозяйства осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов; обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры; ответственность сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком" (далее - Правила N 450) Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству принято решение о проведении аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным во внутренних водах Российской Федерации, на территории Краснодарского края, для осуществления пастбищной аквакультуры, одним из которых был лот N 3 - рыбоводный участок, расположенный на участке реки Левый Бейсужек в границах хутора 4 Пролетарский Кореновского района Краснодарского края.
По результатам проведенного 20.08.2020 аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным во внутренних водах Российской Федерации, на территории Краснодарского края победителем по лоту N 3 (рыбоводный участок, расположенный на участке реки Левый Бейсужек в границах хутора Пролетарский Кореновского района Краснодарского края) признан ИП Быценко В.И.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, общество указало, что приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 15.07.2020 N 307 спорный водный участок был исключен из перечня рыбоводных участков, в связи с чем аукцион не мог быть проведен на основании Правил N 450.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в обоснование исковых требований и возражений, установив факт исключения спорного водного участка из числа перечня рыбоводных участков, суд первой инстанции признал заявленные обществом требования обоснованными.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддерживает позицию суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что истец не имеет права на оспаривание торгов, поскольку не принимал в их участие.
Между тем, в пункте 44 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
С иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо. В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов. Ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными по общему правилу являются организатор торгов и/или привлекаемые им специализированные организации и лицо, выигравшее публичные торги. Перечень оснований для признания публичных торгов недействительными, приведенный в пункте 449 Гражданского кодекса, не является исчерпывающим (пункты 70, 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает право на оспаривание публичных торгов с наличием нарушенных прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим иском.
Из материалов дела следует, что 17.06.2020 на основании приказа N 248 на сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано объявление о проведении открытого аукциона на право заключения договора пользования рыбоводными участками, организатором торгов является Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства (номер извещения N 170620/3409806/01 с последующим изменением номера извещения на 190820/3409806/01). В соответствии с аукционной документацией, лотом N 3 является "Право на заключение договора пользования рыбоводным участком на Участке реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский с географическими координатами в соответствии с аукционной документацией". Датой и временем проведения аукциона установлено: 23.07.2020 12:00.
Материалами дела подтверждается, что на этом же участке реки ООО "Агрофирма "Лада" производит забор воды на основании решения Министерства природных ресурсов о предоставлении водного объекта в пользование от 07.05.2020 N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00.
В обоснование нарушенных прав общество указывает, что проведение аукциона с целью предоставления указанного участка реки для рыбоводной деятельности повлечет возникновение конфликтной ситуации, поскольку производство товарной рыбы ограничено сложившимися условиями использования участка реки ООО "Агрофирма "Лада". Забор воды из реки и рыбоводная деятельность являются взаимоисключающими, о чем было сообщено учреждению письмом от 25.06.2020 с просьбой об отмене спорного аукциона.
26.06.2020 ООО "Агрофирма "Лада" обратилось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с мотивированным заявлением об исключении рыбоводного участка N 10.18 на реке Левый Бейсужек в районе х. Пролетарский на территории Кореновского района по причине проведения истцом на основании имеющихся разрешений на данном участке реки дноуглубительных работ и наличие действующих водозаборов.
На дату обращения с данным заявлением об исключении рыбоводного участка спорный участок реки не был предоставлен в установленном порядке в пользование по договору пользования рыбоводным участком иным пользователям, что подтверждается объявлением о проведении открытого аукциона.
Таким образом, ООО "Агрофирма "Лада" законно воспользовалось предоставленным правом направить свои предложения об исключении участка N 10.18 из перечня рыбоводных участков, ввиду необходимости предотвращения возможности причинения урона объектам аквакультуры (рыбе), и возникновения конфликтной ситуации.
Ссылка предпринимателя на то обстоятельство, что постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2023 по делу N А32-29320/2022 прекращено право пользования истца спорным водным объектом, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный судебный акт принят после вынесения решения суда по настоящем делу, а заинтересованность истца в оспаривании торгов проверяется судом на момент его обращения в суд за судебной защитой.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления общества, министерством 29.06.2020 принято решение о включении вопроса об исключении рыбоводного участка N 10.18 в повестку заседания комиссии, ранее назначенной на 09.07.2020.
В целях соблюдения требований пункта 6 Правил, министерство перенесло дату проведения заседания комиссии на 15.07.2020 и разместило 29.06.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https:// msh.krasnodar.ru в разделе: /деятельность/, /направление деятельности/, /рыбохозяйственный комплекс/, /отдел аквакультуры/, определение границ рыбоводных участков/, /заседание межведомственной комиссии от 15.07.2020/ обновленное извещение о проведении комиссии и границы рыбоводных участков предлагаемых для рассмотрения на комиссии.
Информация о переносе даты проведения заседания комиссии (письмо от 02.07.2020 N 206-04-07-6735/20) направлена в адрес управления 03.07.2020 на адрес электронной почты: uprav-ter@yandex.ru и akvakxiltura@rostov-fishcom.ru.
Управление письмом от 13.07.2020 N 9528 уведомило министерство о невозможности участия его представителей в заседании комиссии, назначенном на 15.07.2020, и об отсутствии замечаний и предложений по вопросам повестки заседания комиссии.
15.07.2020 на заседании комиссии принято решение об исключении рассматриваемого рыбоводного участка из перечня границ сформированных рыбоводных участков.
Решение комиссии послужило основанием для издания министерством приказа от 15.07.2020 N 307 "О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 "Об утверждении перечня рыбоводных участков, расположенных во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории Краснодарского края" (далее - Приказ).
Приказ направлен в адрес управления 16.07.2020 (письмом от 15.07.2020 N 206-04-08-7170/20) на адрес электронной почты: akvakultura@rostov-fishcom.ru.
Министерство 17.07.2020 разместило на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https:// msh.krasnodar.ru в разделе: /деятельность/, /направление деятельности/, рыбохозяйственный комплекс/, /отдел аквакультуры/, /определение границ рыбоводных участков/, /заседание межведомственной комиссии от 15.07.2020/ информацию, предусмотренную пунктом 13 Правил.
Управление письмом от 17.07.2020 N 9816 запросило у министерства информацию о ранее осуществляемой деятельности по выращиванию объектов аквакультуры на рыбоводных участках, утвержденных приказом.
Таким образом, управление подтвердило факт получения письма министерства от 15.07.2020 N 206-04-08-7170/20 о направлении копии приказа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что управление обладало достаточным временем для принятия решения об отмене аукциона по лоту N 3, дата проведения которого была назначена на 23.07.2020, в связи с отменой определения границ рыбоводного участка N 10.18 (пункт 91 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450.
По смыслу абзаца 4 пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации N 1183 информация о дате заседания комиссии, об инициативе органа государственной власти, а также о предложениях, поступивших в орган государственной власти, размещается органом государственной власти на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 15 календарных дней до дня заседания комиссии.
Подпунктом 2 пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации N 1183 предусмотрена процедура отмены границ рыбоводного участка в случае изменения границ рыбоводных участков, не предоставленных в установленном порядке в пользование по договору пользования рыбоводным участком.
Материалами дела подтверждается, что процедура согласования и уведомления об исключении участка из числа рыбоводных министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края соблюдена.
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству письмом от 17.07.2020 N 9816 подтвердило факт ознакомления с приказом. Однако зная о том, что рыбоводный участок исключен из перечня рыбоводных, управление провело аукцион по правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком".
Доводу управления о том, что приказ министерства от 15.07.2020 N 307 поступил в управление с нарушением сроков, предусмотренных действующим законодательством, дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Так, из материалов дела следует, что 23.06.2020 министерство направило письмо руководителю управления исх. N 206-04-07-6351/20 о проведении заседания комиссии, в котором указано, что на заседании планируется рассмотреть вопросы: исключения рыбоводных участков; определение границ рыбоводных участков. В письме также указан адрес, по которому нужно пройти и ознакомиться с описанием границ и схем рыбоводных участков.
Письмом от 02.07.2020 исх. N 206-04-07-6735/20 министерство уведомило управление о переносе даты заседания комиссии на 15.07.2020.
В ответ на вышеуказанные письма 13.07.2020 управление предупредило министерство о невозможности присутствия сотрудников на заседании комиссии в связи со служебными обстоятельствами. При этом управление указало, что замечания и предложения по заявленным в повестке дня вопросам отсутствуют.
Министерство 16.07.2020 направило в управление приказ от 15.07.2020 N 307 "О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279, приложение которого в пункте 6 содержит информацию об исключении рыбоводного участка N 10.18 муниципального образования Кореновский район.
После получения приказа управление направило запрос в министерство о получении информации, в котором указало, что планирует проведение торгов по вновь образованным участкам, утвержденным приказом от 15.07.2020 N 307, что подтверждает факт ознакомления управления с рыбоводными участками как вновь образованными, так и исключенными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что министерство действовало с учетом действующего законодательства и приняло все возможные меры по извещению управления об изменении перечня рыбоводных участков, расположенных во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края, а управление обладало соответствующей информацией с целью принятия решения об отмене проведения аукциона по лоту N 3, дата проведения которого была назначена на 23.07.2020, в связи с отменой определения границ рыбоводного участка N 10.18 (пункт 91 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450.
Довод управления о том, что отмена проведения аукциона является правом, а не обязанностью организатора аукциона, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 91 Правил N 450 организатор аукциона вправе принять решение об отмене проведения аукциона в сроки, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, в случаях отмены определенных границ рыбоводных участков либо внесения в них изменений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Таким образом, управление обладало достаточным временем на принятие решения об отмене проведения аукциона по лоту N 3, дата проведения которого была назначена на 23.07.2020, поскольку 16.07.2020 управлению было известно об исключение данного участка из числа рыбоводных.
Исходя из пункта 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
При этом, несмотря на то, что на момент направления извещения о проведении аукциона, рыбоводный участок N 10.18 еще не был исключен из числа рыбоводных, сам аукцион проводился после принятия приказа от 15.07.2020 N 307 в отношении участка, исключенного из числа рыбоводных, информация о котором не была раскрыта организатором участникам аукциона, что является недопустимым, противоречащим существу правового регулирования заключения договора на торгах.
Названный приказ принят в пределах компетенции министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, надлежащим образом опубликован, не отменен и в установленном порядке не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Поскольку на дату вступления в силу приказа от 15.07.2020 N 307 договор водопользования не заключен, то его условия должны были соответствовать условиям, установленным данным Приказом, и не нарушать его.
Таким образом, в случае если до момента заключения договора пользования рыбоводным участком будет установлено, что использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено, то организатор аукциона обязан отказаться от проведения аукциона и сообщить о причинах отказа его участникам, а если аукцион уже проведен - направить победителю мотивированный отказ от заключения договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2018 по делу N А32-33809/2017 и от 25.09.2018 по делу N А32-45627/2017.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о том, что спорный участок предоставлен в совместное пользование, в связи с чем нарушений не допущено, также не принимаются судебной коллегией.
Аукцион по лоту N 3 в отношении участка реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский проведен в отношении участка, используемого ООО "Агрофирма "Лада" с целью забора водных ресурсов, без возврата воды (решение Министерством природных ресурсов Краснодарского края от 07.05.2020 N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00), в связи с этим истцом построен стационарный водозабор.
Также во исполнение условий соглашения N 1371 от 23.08.2019, заключенного между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и ООО "Агрофирма "Лада", истцом активно ведутся мелиоративные работы.
При этом в силу части 3 статьи 4 Закона N 148-ФЗ на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются.
Таким образом, договор заключен в нарушении норм специального законодательства, регламентирующего вопросы предоставления рыбоводных участков в пользование.
Довод управления о том, что предприниматель не сможет без причинения негативных последствий экологии возвратить рыбоводный участок в первоначальное состояние, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку зарыбление водного участка произведено предпринимателем после принятия судом первой инстанции обеспечительных мер в виде запрета заключения договора пользования рыбоводным участков N 10/18, в связи с чем, указанные действия являются предпринимательскими рисками ответчика.
С учетом изложенного, судом первой инстанции верно установлено, что допущенные организатором публичных торгов нарушения, являются существенными, в связи с чем торги обоснованно признаны недействительными.
В пункте 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Кодекса.
Учитывая изложенное, договор N 1081/А-747 от 31.08.2020, заключенный между Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ИП Быценко В.И., обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2023 по делу N А32-36332/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36332/2020
Истец: ООО "Агрофирма "Лада"
Ответчик: Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства, Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Быценко В И
Третье лицо: АО "Кореновскрыба", Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7616/2024
15.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6417/2024
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4994/2023
08.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3570/2023
31.01.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36332/20