г. Челябинск |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А76-22301/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биянковский щебеночный завод" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2022 по делу N А76-22301/2022.
В судебном заседании, проводимом посредством использования системы вэб-конференции, приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Биянковский щебеночный завод" - Сахарова О.В. (предъявлены паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом);
от заинтересованного лица - Министерства экологии Челябинской области - Фильченко О.Е. (предъявлены служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023 N 5, диплом), Силивонец Т.А. (предъявлены служебное удостоверение, доверенность N42 от 30.03.2023);
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Гумбейский щебеночный завод" - Сахарова О.В. (предъявлены паспорт, доверенность от 28.11.2022, диплом).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Биянковский щебеночный завод" - Романова Т.П., заявившая ходатайство о проведении судебного заседания посредством осуществления веб-конференции, данной технической возможностью к дате судебного заседания не воспользовалась. Судом установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудио-сигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю заявителя обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля.
Общество с ограниченной ответственностью "Биянсковский щебеночный завод" (далее - заявитель, общество "БЩЗ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству экологии Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения о присвоении производственной площадке N 1 (основное производство и карьер) по адресу: Россия, Челябинская область, Агаповский район, с. Новобурановка, ул. Заводская, 53 II категории объекта НВОС, принятого в результате рассмотрения заявки общества "БЩЗ" от 02.03.2022 N 6471432 об актуализации сведений, выраженного в свидетельстве от 06.04.2022 N 6471432; возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявки общества "БЩЗ" от 02.03.2022 N 6471432 и присвоения объекту общества "БЩЗ", производственной площадке N 1 (основное производство и карьер) по адресу: Россия, Челябинская область, Агаповский район, с. Новобурановка, ул. Заводская, 53 III категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, начиная с 06.04.2022 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гумбейский щебеночный завод" (далее - ООО "ГЩЗ").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2022 (резолютивная часть решения объявлена 06.12.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано. Обществу "БЩЗ" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на необоснованность позиции Министерства об ошибочном присвоении спорному объекту негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) III категории, поскольку обществом в 2021 года заявка подавалась дважды и критерий в достаточной степени обоснован. Судом первой инстанции не учтено, что в заявке от 13.04.2021 основаниями для актуализации сведений об объекте НВОС указаны: изменение адреса юридического лица и изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды, что соответствовало перечню оснований, установленных пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Апеллянт отмечает, что 02.03.2022 в связи с ООО "БЩЗ" подано заявление на актуализацию сведений об объекте НВОС без изменения его категории. Однако по результатам рассмотрения названного заявления Министерством самостоятельно произведено изменение категории объекта с присвоением II категории. Кроме того, судом также не учтено, что основной площадке общества БЩЗ" присвоена III категория НВОС.
Таким образом, по мнению апеллянта, спорный объект НВОС относится к III категории, его отнесение Министерством ко II категории НВОС неправомерно. В частности апеллянт отмечает, что общество "БЩЗ" осуществляет переработку горной массы, при этом общество не является недропользователем на указанном объекте и не осуществляет на нем деятельность по разработке недр и добыче полезных ископаемых, следовательно и не образует отходов, связанных с недропользованием. В деятельности общества "БЩЗ" вскрышные породы отсутствуют, месторождение полностью вскрыто, объекты размещения отходов на баланс заявителя не передавалось, данные обстоятельства подтверждаются актами движения и остатков горной массы за 2022 год, а также утвержденным в 2018 году проектом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов для Гумбейского щебеночного комплекса - филиала ООО "Энерго-Альянс", в котором отсутствуют соответствующие отходы.
Общество также отмечает, что осуществляет на спорном объекте НВОС переработку щебня в гранодиорит, технология переработки предусматривает отсутствие отходов - уловленная пыль гранодиорита подмешивается в песок и реализуется потребителям. Доказательств осуществления обществом деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся хранения отходов IV и V классов опасности, в материалы дела не представлено.
В материалы дела также поступили дополнения к апелляционной жалобе от 02.03.2023 исх. N б/н, в которых общество ссылается на несоответствие изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. Апеллянт отмечает, что Министерством не представлено доказательств о соответствии площадки критерию, предусмотренному подпунктом 23 пункта 2 Критериев. Кроме того, соответствующий довод опровергается Проектом "Техническое перевооружение проекта карьера при разработке Гумбейского месторождения гранодиоритов", согласно пункту 3.2.1 которого в проектных контурах разработка вскрышных пород производиться не будет. Судом также не учтено, что заявитель на спорном объекте добычу полезных ископаемых не осуществлял, а только перерабатывал их, в свою очередь третье лицо не только осуществляет только добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Министерство представило в материалы дела отзыв от 27.03.2023 N 62/2023, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 29.05.2019 Гумбейский щебеночный комплекс - филиал общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Альянс" обратился с заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, указав в ней декларируемую II категорию негативного воздействия.
В соответствии с действующими на тот момент нормами Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029 и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства от 23.06.2018 г. N 572 (далее - Правила), Министерство рассмотрело данную Заявку. По результатам рассмотрения объекту - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) Гумбейского щебеночного комплекса - филиал общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Альянс" присвоен код ОНВОС: 75-0274-003075-П, присвоена II-я категория негативного воздействия на окружающую среду (пп. "ч" п. 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий отнесения объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029).
04.02.2021 Гумбейский щебеночный комплекс - филиал общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Альянс" обратилось в Министерство с Заявлением о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об ОНВОС, содержащихся в государственном реестре, в части изменения адреса (места нахождения) юридического лица, изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды. В частности в Заявлении юридического лица была указана декларируемая III категория негативного воздействия для объекта - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53). Данное Заявление направлено на доработку.
12.05.2021 Министерством рассмотрено Заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об ОНВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, в части изменения адреса (места нахождения) юридического лица, изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды. По результатам рассмотрения данного Заявления ОНВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) Гумбейского щебеночного комплекса - филиал общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоАльянс", как указал представитель Министерства, ошибочно была присвоена III категория негативного воздействия.
02.03.2022 общество "БЩЗ" направлено в Министерство Заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об ОНВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, в связи с изменением юридического лица. По результатам рассмотрения данного Заявления помимо замены юридического лица, была исправлена ошибка по изменению категории ОНВОС, допущенная при актуализации сведений ранее.
Не согласившись с указанным решением о присвоении производственной площадке N 1 (основное производство и карьер) по адресу: Россия, Челябинская область, Агаповский район, с. Новобурановка, ул. Заводская, 53 II категории объекта НВОС, принятого в результате рассмотрения заявки общества "БЩЗ" от 02.03.2022 N 6471432 об актуализации сведений, выраженного в свидетельстве от 06.04.2022 N 6471432, общество "БЩЗ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспариваемого решения Министерства требованиям, предусмотренным действующим законодательством, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым решением.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 69 Закона N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1).
В силу пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила N 572).
Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил N 572). По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20, 25 Правил N 572).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункты 29, 32 Правил N 572).
В силу подпункта 9.3 пункта 9 Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 N 366, к функциям Министерства отнесено ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Таким образом, оспариваемые действия совершены Министерством в пределах его компетенции.
Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что 29.05.2019 Гумбейский щебеночный комплекс - филиал общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Альянс" обратился с Заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, указав в ней декларируемую II категорию негативного воздействия.
На момент возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, которым утверждены критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии).
Подпунктом "ч" пункта 2 Критериев к критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, отнесено осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности; хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более); обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час); обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки); захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год).
Из материалов дела следует, что именно по указанному критерию Министерство отнесло спорный объект заявителя ко II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Впоследствии 04.02.2021 Гумбейский щебеночный комплекс - филиал общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Альянс" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об ОНВОС, содержащихся в государственном реестре, в части изменения адреса (места нахождения) юридического лица, изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды.
При этом в заявлении юридического лица была указана декларируемая III категория негативного воздействия для объекта - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53). Данное Заявление направлено Министерством на доработку.
12.05.2021 Министерством по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ОНВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) Гумбейского щебеночного комплекса - филиал общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Альянс" была присвоена III категория негативного воздействия.
Согласно позиции Министерства присвоение спорному объекту НВОС III категории негативного воздействия является ошибкой.
При этом судом первой инстанции в результате сопоставительного анализа заявки о постановке спорного объекта НВОС на учет и последующего заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений о спорном объекте НВОС установлено, что при актуализации сведений фактически увеличилось количество источников на объекте, а также изменены некоторые характеристики источников загрязнения, однако характеристики технологических процессов в целом остались прежними.
Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым можно изменить данные по уже учтенному объекту, а именно:
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае основания для актуализации сведений, предусмотренные пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, в отношении спорного объекта НВОС отсутствовали.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ранее возможность актуализации сведений (исправления ошибки) без подачи заявки юридическим лицом отсутствовала. Возможность изменения присвоенной категории объекту по уровню НВОС при изменении критериев отнесения ОНВОС к объектам I, II, III, IV категорий стала доступна лишь с 01.09.2022.
Так, с сентября 2022 с момента вступления Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 г. N 830, в случае непоступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, заявления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уведомление о необходимости корректировки категории объекта.
Из материалов дела следует, что 02.03.2022 обществом "БЩЗ" направлено в Министерство заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об ОНВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, в связи с изменением юридического лица, по результатам рассмотрения которого помимо замены юридического лица, Министерством была исправлена ошибка по изменению категории ОНВОС, допущенная при актуализации сведений ранее.
Согласно пункту 2 Правил государственный учет объектов ведется в форме ведения государственного реестра. При этом, пунктом 5 Правил установлено, что государственный реестр включает в себя, в том числе, следующие сведения: _б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта; в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Следовательно, при рассмотрении заявки Министерство, кроме прочего, учитывало ОКВЭД и вид деятельности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя о том, что спорный объект НВОС относится к III категории, его отнесение Министерством ко II категории НВОС неправомерно. В частности апеллянт отмечает, что общество "БЩЗ" осуществляет переработку горной массы, при этом общество не является недропользователем на указанном объекте и не осуществляет на нем деятельность по разработке недр и добыче полезных ископаемых, следовательно и не образует отходов, связанных с недропользованием, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены на основании следующего.
Согласно сведениям Выписки из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "БЩЗ" является: "08.11 Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев". В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев включает добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства и изготовления памятников, такого как мрамор, гранит, песчаник и т.д.; дробление и измельчение декоративного и строительного камня; добычу, дробление и измельчение известняка; добычу гипса и ангидрита; добычу мела и некальцинированного доломита.
Согласно информации из заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об ОНВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, от 02.03.2022 к осуществляемым технологическим процессам отнесено, в том числе проведение взрывных работ (Источник N 6069.2), работа спецтехники, буровые работы (Источник N 6069), в связи с чем можно сделать вывод об осуществлении ООО "БЩЗ" хозяйственной деятельности по добыче на производственной площадке. А значит, в результате хозяйственной деятельности ООО "БЩЗ" непременно образуются отходы производства, такие как, например, отходы добычи декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (ФККО 2 31 100 00 00 0), пыль газоочистки щебеночная (ФККО 2 31 112 05 42 4), пыль вскрышных пород при добыче известняка, доломита и/или мела (ФККО 2 31 111 11 42 5), отходы проведения вскрышных работ (ФККО 2 00 100 0000 0), рыхлые вскрышные породы в смеси практически неопасные (ФККО 2 00 120 99 40 5), относящиеся к IV и V классу опасности, и другие.
В соответствии с пунктом 3.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства относятся к отходам производства.
В данном случае общество "БЩЗ" производит продукцию Гранодиорит 4 млн.т в год, то есть при осуществлении хозяйственной детальности общество осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся хранения отходов IV и V классов опасности.
Согласно общедоступным сведениям, расположенным на сайте Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области: для ОНВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский рн, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) имеется лицензия на добычу строительного камня ЧЕЛ 80333 ТЭ, а также лицензия на геологическое изучение (поиск и оценка) ЧЕЛ 81161 ТП, глубокие горизонты Гумбейского месторождения (ниже отметки +340 м), в 1,0 км юго-восточнее с. Новобурановка (данные по состоянию на 01.10.2022).
При этом согласно пояснениям представителя Министерства технологический процесс на ОНВОС аналогичен указанному в первой заявке от 29.05.2019 о постановке ОНВОС на государственный учет юридического лица, то есть он не изменился, кроме того, увеличено количество источников на ОНВОС. Изначально ОНВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) при постановке на учет была присвоена II-я категория негативного воздействия на окружающую среду.
Как было указано выше, согласно статьям 1, 4.2, 69, 69.2 Закона N 7-ФЗ, критериями отнесения ОНВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. N 2398, категорирование ОНВОС производится в зависимости от степени воздействия на окружающую среду, по виду хозяйственной деятельности, количеству источников выброса, классу опасности выбрасываемых веществ, объему (массе) вредных веществ I, II класса опасности (классификация высокоопасные).
Согласно заявке, сведений об охране атмосферного воздуха в составе выбросов от Источников N 0008 (РММ/Труба. Кузнечные работы), N ООП (РММ/Труба. Работа аварийной дизельной электростанции 10 кВт (расход ДТ - 1 тонна в год) присутствует Бензапирен (1 класс опасности); Источников N 6103 (РММ/Неорганизованный. Работа сварочного поста и отрезного станка мастерской службы газоочистки), N 6105 (Карьер/Неорганизованный. Работа сварочного поста слесарной мастерской карьера) присутствует Хром (в пересчете на хрома (VI) оксид) (1 класс опасности).
Согласно общедоступным сведениям, представленным на сайте Министерства промышленности и новых технологий Челябинской области, ООО "БЩЗ" числится в реестре предприятий Челябинской области, осуществляющих деятельность по производству строительной продукции (строительный камень).
Принимая во внимание, что при актуализации сведений в 2022 Министерством установлена опечатка в категории объекта НВОС, а именно ранее при актуализации сведений 13.05.2021 была присвоена III-я категория вместо II-ой, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерством правомерно были внесены соответствующие изменения в Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в части изменения категории НВОС.
Доводы апеллянта о том, что недропользователем является третье лицо - ООО "ГЩЗ", у которого заявителем осуществляется закупка горной массы, также не свидетельствуют о неправомерном отнесении Министерством спорного объекта ко II категории НВОС в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что в региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлен ОНВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53), имеющий 111 источников выбросов (согласно сведений программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее - ПТО УОНВОС).
Согласно подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче полезных ископаемых, не указанных в разделе I настоящего документа и не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым, является критерием отнесения ОНВОС также к объектам II категории.
Спорный объект НВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) стоит на учете ОНВОС как единая производственная площадка, технологические процессы на которой включают, в том числе и взрывные работы (источник N 6069.2), и буровые работы (источник N 6069), что подтверждает факт недропользования (добычи) на территории вышеуказанного ОНВОС.
Сведения по наличию источников выбросов на территории ОНВОС обществом "БЩЗ" не актуализировались.
Учитывая, что в реестре объект НВОС - Площадка 1 Основное производство и карьер (Челябинская обл., Агаповский р-н, с. Новобурановка, ул. Заводская, д. 53) числится за обществом "БЩЗ", следовательно, именно общество несет ответственность за эксплуатацию источников негативного воздействия, экологическую документацию на ОНВОС.
Кроме того, как указало Министерство, для Гумбейский щебеночный комплекс - филиал ООО "Энерго-Альянс" Министерством были установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком действия с 09.07.2018 по 08.07.2023.
На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (статья 18 Закона).
Суд первой инстанции верно исходил из того, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ОНВОС объект - Площадка 1 Основное производство и карьер были разработаны, при этом судом учтено, что технологический процесс на ОНВОС аналогичен указанному в первой Заявке от 29.05.2019 о постановке ОНВОС на государственный учет юридического лица, увеличено количество источников на ОНВОС.
С учетом изложенного, оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 АПК РФ, все представленные в материалы дела доказательства с учетом позиции сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Министерства является законным и прав Общества не нарушает.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, судом правомерно отказано в удовлетворении требований заявленных требований.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что ее доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которых не имеется и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2022 по делу N А76-22301/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биянковский щебеночный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-22301/2022
Истец: ООО "БИЯНКОВСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: Министерство экологии Челябинской области
Третье лицо: ООО "Гумбейский щебеночный завод"