г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А42-4583/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Шишков А.А. (доверенность от 17.05.2022)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2022 по делу N А42-4583/2021,
принятое по иску ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к МУП "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск
3-е лицо: федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к муниципальному унитарному предприятию "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск (далее - МУП "Североморскводоканал", Предприятие) об обязании произвести корректировку начислений ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ за предоставленные в общежития, расположенные по адресам: ул. Кирова, д. 14 и ул. Фулика, д. 9 в городе Североморске, услуги по водоснабжению и водоотведению за март и апрель 2021 года. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс").
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2022 Предприятие обязано произвести корректировку начислений Учреждению за предоставленные в общежития, расположенные в городе Североморске по адресам: улица Кирова, дом 14; улица Фулика, дом 9 (далее соответственно - Общежития 14 и 9), услуги водоснабжения и водоотведения за март - апрель 2021 года.
Не согласившись решением суда первой инстанции, с апелляционной жалобой обратилось МУП "Североморскводоканал", в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 решение от 31.05.2022 отменено, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2023 отменено постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А42-4583/2021, дело направлено на новое рассмотрение по существу в апелляционный суд.
Предприятия представило письменные пояснения, с учетом постановления кассационной инстанции, просит удовлетворить апелляционную жалобу.
Учреждение представило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании, состоявшемся 05.04.2023, явку представителей обеспечил ответчик.
Представителем ФГБУ "ЦЖКУ" было заявлено об участии в судебном заседании путем организации онлайн конференции. В удовлетворении указанного ходатайства судом было отказано, так как ходатайство подано ответчиком в неверной форме, не позволяющей суду удовлетворить либо отклонить ходатайство с помощью системы "Мой Арбитр".
Иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 14.09.2017 N 3-УЖФ/54/СФ (далее - Договор N 3-УЖФ/54/СФ) управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (заказчик; далее - Министерство) передало Учреждению (управляющей организации) в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (приложение N 1 к Договору N 3-УЖФ/54/СФ).
Согласно указанному перечню Учреждению в управление переданы, в том числе Общежития 14 и 9.
Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Учреждение (управляющая организация) заключили Договор, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать управляющей организации холодную воду, осуществлять прием сточных вод, а управляющая организация обязалась оплачивать принятую холодную воду и услугу по водоотведению.
Перечень домов, в отношении которых заключен Договор, содержится в приложении N 1, согласно которому объектами по Договору являются, в том числе Общежития 14 и 9.
Порядок оплаты установлен в разделе 3 Договора.
В марте - апреле 2021 года Предприятие в рамках Договора оказало услуги водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем дополнительным соглашением от 12.02.2020 N 23 к Договору N 3-УЖФ/54/СФ из перечня объектов жилищного фонда, переданных Учреждению, с 17.02.2020 исключены, в том числе Общежития 14 и 9.
Приказом государственной жилищной инспекции Мурманской области от 27.02.2020 N 107 "О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области" из реестра лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Учреждение, исключены сведения, в том числе об Общежитиях 14 и 9.
Приказами директора Департамента военного имущества Министерства от 12.10.2020 N 2326 и от 29.01.2021 N 222 прекращено право оперативного управления федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации соответственно на Общежития 9 и 14, такое право закреплено за ФГАУ "Росжилкомплекс".
Распоряжением начальника ФГАУ "Росжилкомплекс" от 24.02.2021 N 19 предписано обеспечить прием в непосредственное обслуживание силами ФГАУ "Росжилкомплекс" с 01.03.2021, в том числе Общежитий 14 и 9.
По актам приема-передачи общежития от 01.03.2021 федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Общежития 14 и 9 переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс".
В письме от 01.03.2021 N 370/У/13/2/456 Учреждение, сославшись на акты приема-передачи общежития от 01.03.2021, просило Предприятие исключить Общежития 14 и 9 из перечня объектов по Договору.
В письме от 19.03.2021 N 923 Предприятие указало перечень документов, необходимых для заключения договора ресурсоснабжения с организацией, предоставляющей коммунальные услуги. Кроме этого, в данном письме Предприятие указало, что до внесения в реестр органом государственного жилищного контроля лицензиата, являющегося новой управляющей компанией Общежитий 14 и 9, Договор с Учреждением как управляющей компанией не может быть расторгнут.
Так как Общежития 14 и 9 из объектов Договора не исключены, при этом переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", Учреждение обратилось в суд с иском, уточнив который просило обязать Предприятие произвести корректировку начислений Учреждению за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в Общежитиях 14 и 9 в марте - апреле 2021 года.
Установив, что в марте - апреле 2021 года Общежития 14 и 9 находились в оперативном управлении ФГАУ "Росжилкомплекс", с 01.03.2021 Учреждение не осуществляло управление Общежитиями 14 и 9, новой управляющей организацией является ФГАУ "Росжилкомплекс", которое выставляло квитанции жильцам Общежитий 14 и 9, в том числе за март - апрель 2021 года, суд первой инстанции признал требование Учреждение обоснованным и удовлетворил иск.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
По договору горячего или холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (часть 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (часть 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодексом Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодексом Российской Федерации).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодексом Российской Федерации).
Факт оказания Предприятием в марте - апреле 2021 года услуг водоснабжения и водоотведения в отношении Общежитий 14 и 9, установлен судом первой инстанции, следует из материалов дела и сторонами по делу не оспорен.
Удовлетворяя иск об обязании Предприятия произвести корректировку начислений Учреждению за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в Общежитиях 14 и 9 в марте - апреле 2021 года, суд первой инстанции принял во внимание, что в спорный период Общежития 14 и 9 находились в оперативном управлении ФГАУ "Росжилкомплекс", с 01.03.2021 Учреждение не осуществляло управление Общежитиями 14 и 9, новой управляющей организацией являлась ФГАУ "Росжилкомплекс", которое выставляло квитанции жильцам Общежитий 14 и 9, в том числе за март - апрель 2021 года.
В порядке пунктов 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации.
Из смысла пункта 17 Правил N 354, следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях).
Таким образом, указанная обязанность возлагается на управляющую организацию в случае, если она на основании заключенного договора управления осуществляет управление многоквартирным домом.
Отсутствие у истца статуса "управляющей организации" с 27.02.2020 года по правилам, предусмотренным статьей 416 Гражданского кодексом Российской Федерации, влечет прекращение его обязательств по спорному договору в части обеспечения коммунальными услугами потребителей-граждан, проживающих в общежитиях по адресам: Мурманская область, город Североморск, улица Кирова, дом 14, и улица Фулика, дом 9.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ с 01.03.2021 не осуществляет функции по управлению общежитием, в связи с передачей данных функций иной управляющей организации.
Новой управляющей организации - ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России переданы спорные здания (общежития), техническая документация на них и ключи от жилых помещений 01.03.2021, что не оспаривается третьим лицом.
Приказом ГЖИ Мурманской области N 328 от 29.04.2021 здания общежитий, расположенные по адресу: Мурманская область, город Североморск, улица Кирова, дом 14, и улица Фулика, дом 9 полностью исключены из реестра в связи с тем, что здания не являются многоквартирными домами, а имеют статус "общежитие".
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации о назначении жилых помещений в общежитии определено, что специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Решение об изменении статуса общежития уполномочен принимать собственник.
Вместе с тем, в отношении спорных общежитий решение об изменении статуса на многоквартирные дома собственником не принималось.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о наличии у истца обязанности исполнять функции управляющей организации до 28.04.2021.
Государственной жилищной инспекцией Мурманской области было вынесено два приказа о внесении изменений в реестр лицензий, в том числе, от 27.03.2020 N 107, которым в отношении спорных помещений исключены сведения о многоквартирных домах, то есть, они признаны общежитиями, и от 29.04.2021 N 328, которым в отношении лицензиата ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ внесены изменения на осуществление деятельности по управлению МКД, в том числе, спорными помещениями в связи с тем, что они не являются МКД, а имеют статус "общежитие".
Истец фактически утратил право и возможность управления спорными помещениями 01.03.2021 после передачи непосредственно самих помещений, технической документации на них, и ключей новой управляющей организации - ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
Факт передачи документально подтвержден, материалами дела установлен, и не оспаривается сторонами.
Таким образом, с указанной даты недвижимое имущество - спорные помещения переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс".
Как следует из пояснений истца, с момента фактической передачи помещений Учреждение не осуществляло и не могло осуществлять функции управляющей организации спорных помещений.
Более того, истец указал, что ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России с момента передачи помещений осуществлял управление спорными домами, и выставлял квитанции жильцам общежитий, в том числе, за март и апрель 2022 года.
Как следует из квитанций, выставленных за июнь 2021 года, произведен перерасчет за тепловую энергию (подогрев ГВС), холодную воду для ГВС, отопление, холодное водоснабжение и водоотведение за март и апрель 2021 года.
Что свидетельствует о том, что истец не осуществлял в спорный период функции по управлению общежитиями, переданными им 01.03.2021 ФГАУ "Росжилкомплекс".
Размер корректировки начислений за март 2021 года составляет 182 792 руб. 62 коп., за апрель 2021 года - 212 244 руб. 76 коп. с учетом сумм, предъявленных ответчиком в счетах за март - апрель 2021 года.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования об обязании муниципального унитарного предприятия "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск произвести корректировку начислений ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ за предоставленные в общежития, расположенные по адресам: улица Кирова, дом 14, и улица Фулика, дом 9 в городе Североморске Мурманской области, услуги по водоснабжению и водоотведению за март и апрель 2021 года.
С учетом изложеннного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.2022 по делу N А42-4583/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетоврения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4583/2021
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МУП "СЕВЕРОМОРСКВОДОКАНАЛ" ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22274/2022
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22131/2022
10.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22274/2022
31.05.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-4583/2021