г. Воронеж |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А48-10010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2023 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Потаповой Т.Б.,
судей Безбородова Е.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кретовой А.И.,
при участии:
от ООО "Коллекторское агентство "АНТАРЕС", иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Коллекторское агентство "АНТАРЕС" на определение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2023 по делу N А48-10010/2021(4)
по заявлению ООО "Коллекторское агентство "АНТАРЕС" в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Чернышова Владимира Николаевича о признании требований кредиторов общим обязательством супругов,
УСТАНОВИЛ:
Чернышов Владимир Николаевич (далее - должник) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просил признать его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 09.11.2021 заявление должника принято к производству, возбуждено производство по делу.
Определением суда от 21.12.2021 заявление Чернышова В.Н. признано обоснованным, в отношении должника введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Мальцев Антон Андреевич.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.06.2022 Чернышов В.Н. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализация имущества должника сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Мальцев А.А.
В дальнейшем ООО "Коллекторское бюро "Антарес" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просило признать обязательство общим по кредитному договору N 0536043904 от 27.11.2020 в размере 40 962,69 руб., а также привлечь Чернышову (Сухорукову) Елену Николаевну (далее - Чернышова Е.Н.) к участию в деле о банкротстве Чернышова В.Н.
Определением суда от 02.08.2022 по указанному заявлению назначено судебное разбирательство; Чернышова Е.Н. привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2023 в удовлетворении заявленных требований ООО "Коллекторское бюро "Антарес" отказано.
Не согласившись с вынесенным определением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Коллекторское бюро "Антарес" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнительных пояснений), в которой просит обжалуемое определение отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы, представители иных лиц не явились.
В материалы дела от ООО "Коллекторское бюро "Антарес" поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В приобщении представленных в суд апелляционной инстанции ООО "Коллекторское бюро "Антарес" документов судебной коллегией отказано на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отсутствием доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 АПК РФ, пункт 29 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), а также общедоступности судебной практики.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
По общему правилу, в конкурсную массу гражданина-должника включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 1 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" следует, что в деле о банкротстве гражданина учитываются как требования кредиторов по личным обязательствам самого должника, так и требования по общим обязательствам супругов. Погашение этих требований за счет конкурсной массы осуществляется в следующем порядке. Сначала погашаются требования всех кредиторов, в том числе кредиторов по текущим обязательствам, из стоимости личного имущества должника и стоимости общего имущества супругов, приходящейся на долю должника. Затем средства, приходящиеся на долю супруга должника, направляются на удовлетворение требований кредиторов по общим обязательствам (в непогашенной части), а оставшиеся средства, приходящиеся на долю супруга должника, передаются этому супругу (пункты 1 и 2 статьи 45 СК РФ).
Вопрос о признании обязательства общим разрешается арбитражным судом в деле о банкротстве по ходатайству кредитора при установлении его требования (пункт 2 статьи 213.8, пункт 4 статьи 213.19, пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве). К участию в таком обособленном споре привлекается супруг должника, который обладает правами ответчика. Если кредитор, заявляя в деле о банкротстве требование, не ссылался на наличие общего обязательства супругов, вследствие чего арбитражный суд установил требование как личное, то впоследствии такой кредитор вправе обратиться с заявлением о признании его требования общим обязательством супругов; соответствующее заявление подлежит разрешению по правилам пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве с участием супруга должника (абзац второй пункта 6 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан").
В силу пункта 2 статьи 45 Семейного кодекса РФ взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи.
Исходя из совокупного толкования приведенных норм, для возложения на супругу должника - Чернышову Е.Н. солидарной обязанности по возврату заемных средств обязательство должно являться общим, то есть, исходя из пункта 2 статьи 45 Семейного кодекса РФ, возникнуть по инициативе обоих супругов в интересах семьи, либо являться обязательством одного из супругов, по которому все полученное было использовано на нужды семьи. Следовательно, юридически значимым обстоятельством по настоящему обособленному спору является установление цели получения должником денежных средств от кредитора и их использования на нужды семьи.
Несмотря на то, что пунктом 2 статьи 35 Семейного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 253 Гражданского кодекса РФ установлена презумпция согласия супруга на действия другого супруга по распоряжению общим имуществом, действующее законодательство не содержит положения о том, что такое согласие предполагается также в случае возникновения у одного из супругов долговых обязательств с третьими лицами.
Более того, по смыслу пункта 1 статьи 45 Семейного кодекса РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга, допускается существование у каждого из супругов собственных обязательств.
С учетом правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 03.03.2015 N 5-КГ14-162, в случае заключения одним из супругов договора займа или совершения иной сделки, связанной с возникновением долга, такой долг может быть признан общим лишь при наличии обстоятельств, вытекающих из пункта 2 статьи 45 Семейного кодекса РФ, бремя доказывания которых лежит на стороне, претендующей на распределение долга.
Исходя из специфики дел о банкротстве (конфликт между кредиторами и должником ввиду недостаточности средств, конкуренция кредиторов, высокая вероятность злоупотребления правом) в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 1446/14 изложен правовой подход о справедливом распределении судом бремени доказывания, которое должно быть реализуемым.
Из определения ВС РФ от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 следует, что бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора, которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, если кредитор приводит достаточно серьезные доводы и представляет существенные косвенные свидетельства, которые во взаимосвязи позволяют признать убедительным его аргумент о предоставлении денежных средств на нужды семьи, то в силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания личного характера данного обязательства переходит на супругов.
Существуют объективные основания для возложения на супругов, возражающих против обращения взыскания на общее имущество или против признания обязательства общим, бремени опровержения общего характера обязательства, поскольку в силу доверительных, личных и, как правило, закрытых от третьих лиц внутрисемейных отношений, носящих лично-доверительный характер, пояснить обстоятельства и представить доказательства того, что денежные средства, полученные от кредитора одним из супругов (или обоими), израсходованы на личные нужды или на нужды семьи могут лишь сами супруги.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.01.2022 на основании договора цессии N 153/ТКС от 27.01.2022 ООО "Коллекторское бюро "Антарес" приобрело у АО "Тинькофф Банк" право требования возврата денежных средств в сумме 40 962,69 руб., возникшее из договора о предоставлении кредита N 0536043904 от 27.11.2020.
Общая сумма задолженности составила 40 962, 69 руб., в том числе, 36 451,74 руб. - основной долг, 4 268,51 руб. - проценты, в составе основной задолженности, 242,44 руб. - штрафы.
Определением суда от 16.05.2022 требование ООО "Коллекторское бюро "Антарес" в размере 40 962,69 руб. признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов Чернышова В.Н. в составе третьей очереди.
Обращаясь с настоящим заявлением, ООО "Коллекторское бюро "Антарес" указало на наличие оснований для признания требований по уплате задолженности общим обязательством супругов.
Арбитражный суд Орловской области, признавая необоснованными доводы заявителя о том, что денежные средства были потрачены на нужды семьи, верно исходил из того, что кредитный договор не является целевым, обязательство не обеспечено залогом совместно нажитого имущества супругов; заявителем не представлены достоверные и относимые доказательства, свидетельствующие о расходовании кредитных денежных средств одного из супругов именно на общие нужды семьи.
Судом области обращено внимание на то, что тот факт, что кредитный договор заключен в период брака, не может служить безусловным доказательством расходования заемных денежных средств на нужды семьи, расчет задолженности не является достоверным доказательством в обоснование позиции. Иных доказательств суду не представлено.
Приведенные выше обстоятельства ООО "Коллекторское бюро "Антарес" документально не опровергнуты; вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, доказательств обратного не представлено, как не представлено и доказательств приобретения супругами за счет кредитных средств какого-либо имущества для семейных нужд.
Представленные заявителем апелляционной жалобы сведения о расходных операциях по кредитной карте должника сами по себе не подтверждают, что в результате данных расходов были удовлетворены именно нужды (интересы) семьи, а не лично самого должника. Факт возникновения обязательства по инициативе обоих супругов в интересах семьи также не доказан (статьи 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, установив, что в процессе рассмотрения настоящего спора не доказано наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Семейного кодекса РФ, для признания задолженности перед ООО "Коллекторское бюро "Антарес" общим долгом супругов, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях доводы, по сути, сводящиеся к тому, что задолженность перед ООО "Коллекторское бюро "Антарес" является для супругов Чернышовых общей, подлежат отклонению по основаниям, изложенным выше, как необоснованные и не подтвержденные документально.
Долг считается индивидуальным, пока не будет доказано, что денежные средства по нему были потрачены на нужды семьи - при этом бремя доказывания возлагается на лицо, требующее признания долга общим.
В рассматриваемом случае надлежащие доказательства, подтверждающие доводы кредитора, в материалах обособленного спора отсутствуют, следовательно, доводы апелляционной жалобы не влияют на правомерность выводов суда первой инстанции.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на иные правовые подходы, судебные акты, принятые по другим делам, не принимаются, поскольку они вынесены с учетом конкретных фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 25.01.2023 по делу N А48-10010/2021(4) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Б. Потапова |
Судьи |
Е.А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-10010/2021
Должник: Чернышев В. Н., Чернышева Е. Н., Чернышов Владимир Николаевич
Кредитор: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ООО "КОЛЛЕКТОРСКОЕ БЮРО "АНТАРЕС", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СОДЕЙСТВИЕ", Мальцев Антон Андреевич, Сектор опеки и попечительства Администрации Залегощенского района Орловской области, ФНС России УФНС России по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-968/2023