г. Чита |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А58-5394/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Титан Автотрейд" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2023 года по делу N А58-5394/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Титан Автотрейд" (ОГРН 1102538004645, ИНН 2538139099) к Правительству Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401063287, ИНН 1435111685) о признании незаконным отрицательного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский - левый приток р. Иенгра", утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2022 года N 377-р,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1141447014026, ИНН 1435288844),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Титан Автотрейд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Правительству Республики Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Правительство) о признании незаконным отрицательного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский - левый приток р. Иенгра", утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2022 года N 377-р.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - третье лицо, Министерство Арктики).
Решением суда от 10 января 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке, указав, что решение о намечаемой хозяйственной деятельности принято до принятия Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 N 820-З N 537- IV; заключение не утверждено в установленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Правительство заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание по причине отсутствия авиарейсов и отклонении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, и явка его представителей в судебное заседание не признана обязательной, на основании частей 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
28 июля 2014 года Якутнедра выдало ООО "Титан Автотрейд" лицензию ЯКУ N 03940 БЭ на право пользования недрами на разведку и добычу россыпного золота на месторождении руч. Волковский (левый приток р. Иенгра).
Решением аукционной комиссии и распоряжением Якутнедра от 10 марта 2006 года N 11-р ООО "Восток-Аурум", как победителю аукциона, выдана лицензия на право пользования недрами ЯКУ 02416 БЭ руч. Волковский (приложение N 7 к лицензии ЯКУ N 03940 БЭ от 28 июля 2014 года), которая в последующем на основании приказа от 04 июля 2014 года N 176 переоформлена на ООО "Титан Автотрейд" (приложение N 2 к лицензии ЯКУ N 03940 БЭ от 28 июля 2014 года) и в установленном порядке продлевалась. В настоящее время действие лицензии продлено до 31 декабря 2023 года.
07 мая 2020 года между ООО "Титан Автотрейд" (Заказчик) и Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (Уполномоченный орган) заключен договор на организацию проведения этнологической экспертизы материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера N 17-ЭЭ.
В соответствии с пунктом 1.1 договора уполномоченный орган обязуется организовать проведение этнологической экспертизы по заявлению Заказчика на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский (лев. пр. р. Иенгра) на территории МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)", а Заказчик обязуется принять работу уполномоченного органа и оплатить сбор в соответствии с пунктом 2.1. настоящего договора.
Объектом этнологической экспертизы является проектная документация "Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский (лев. пр. р. Иенгра) на территории МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)" (пункт 1.2 договора).
Результатом выполнения работы является заключение, подготовленное Экспертной комиссией этнологической экспертизы, содержащее обоснованные выводы в соответствии с пунктом 17 раздела III постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2011 года N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора по окончании работ уполномоченный орган представляет Заказчику заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера по проектной документации "Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский (лев. пр. р. Иенгра) на территории МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с условиями договора ООО "Титан Автотрейд" оплатил сбор в размере 746 664, 83 руб.
На основании государственного контракта на оказание услуг по проведению этнологической экспертизы проектной документации "Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский (лев. пр. р. Иенгра) на территории МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)" от 17 июля 2020 года N 11-ОК, заключенного между Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (Заказчик) и ООО "Агротехнологии Севера" 13 августа 2020 года экспертной организацией подготовлено и подписано сводное положительное экспертное заключение N 11-ОК/17.07.2020.
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2011 года N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов" по итогам экспертизы материалов по реализации Экспертная комиссия этнологической экспертизы сделала следующие выводы: оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС), исконную среду обитания и социально-культурное развитие коренных малочисленных народов в зоне деятельности проекта на территории Нерюнгринского района в результате хозяйственной деятельности ООО "Титан Автотрейд" по разведке и добыче полезных ископаемых не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера; намечаемая хозяйственная деятельность в составе проектной документации на территории Нерюнгринского района в результате хозяйственной деятельности ООО "Титан Автотрейд" по разведке и добыче полезных ископаемых недопустима для реализации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). На основании указанных выводов, Экспертная комиссия этнологической экспертизы вынесла отрицательное заключение: о несоответствии материалов и документации намечаемой хозяйственной деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации; о недопустимости воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов намечаемой хозяйственной деятельности и о невозможности ее реализации.
Отрицательное экспертное заключение утверждено распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2022 года N 377-р.
28 апреля 2022 года письмом N 20/1362-МА Министерство Арктики направило вышеуказанное утвержденное заключение этнологической экспертизы в адрес Заказчика, приложив акт сдачи-приемки выполненных работ.
Общество, не согласившись с отрицательным заключением Экспертной комиссии этнологической экспертизы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое отрицательное заключение соответствуют закону и не нарушает права заявителя, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 97 Земельного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Статьей 11 Федерального закона от 07 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее Закон N 49-ФЗ) определено, что правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов. Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования (статья 13 Закона N 49-ФЗ).
Аналогичные положения установлены в статье 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года 370-З N 755-III "О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Статьей 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N 82-ФЗ) предусмотрено право малочисленных народов, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, в том числе участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз.
В Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 N 132-р, в ряду принципов устойчивого развития малочисленных народов называются необходимость участия представителей и объединений малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Пунктом 3 статьи 6 Закон N 82-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона правовое регулирование указанных отношений может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 49-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2018 года 2043-З N 1645-V "Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)" в случае осуществления деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера недропользователи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) о гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера обеспечивают сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов. Влияние проектов освоения, переработки и транспортировки природных ресурсов в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на традиционный образ жизни указанных народов изучается посредством проведения этнологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе.
Понятие этнологической экспертизы дано в пунктом 6 статьи 1 Закона N 82-ФЗ и определено как научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
Отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС (Я) об этнологической экспертизе).
Этнологическая экспертиза основывается на следующих принципах: предотвращение потенциальной опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения этнологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов; комплексность оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов намечаемой хозяйственной и иной деятельности и его последствий; достоверность и полнота информации, представляемой на этнологическую экспертизу; независимость экспертов этнологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области этнологической экспертизы; научная обоснованность, объективность и законность заключений этнологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников этнологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество этнологической экспертизы (статья 4 Закона РС (Я) об этнологической экспертизе).
В соответствии со статьей 5 Закона РС (Я) об этнологической экспертизе организация проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, находящихся в зоне влияния намечаемой хозяйственной и иной деятельности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы.
Порядок проведения этнологической экспертизы устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 5 Закона РС (Я) об этнологической экспертизе).
Заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов (часть 3 статьи 5 Закона РС (Я) об этнологической экспертизе).
Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (ч. 8 ст. 5 Закона РС (Я) об этнологической экспертизе).
Этнологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов (часть 9 статьи 5 Закона РС (Я) об этнологической экспертизе).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2011 года N 428 "О Порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" (далее - постановление Правительства РС (Я) N 428) утверждены "Положение о порядке организации и проведения этнологической экспертизы" и "Положение об Экспертной комиссии этнологической экспертизы", а также в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы было определено Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
Оспариваемое отрицательное заключение составлено в соответствии с положениями Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и постановления Правительства РС (Я) от 06 сентября 2011 года N 428 "О Порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", которым утверждены "Положение о порядке организации и проведения этнологической экспертизы" и "Положение об Экспертной комиссии этнологической экспертизы".
Суд первой инстанции, правильно истолковав нормы постановления Правительства РС (Я) от 06 сентября 2011 N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", пришел к правильному выводу о том, что утверждение положительного или отрицательного заключения входит в полномочия Экспертной комиссии, а не группы, в связи с чем срок действия договора истек с момента утверждения заключения этнологической экспертизы, а именно с момента утверждения распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 N 377-р, которым утверждено оспариваемое отрицательное заключение Экспертной комиссии.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя о том, что общество не является субъектом этнологической экспертизы на основании следующего.
Одним из принципов проведения этнологической экспертизы, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РС (Я) "Об этнологической экспертизе", является обязательность проведения этнологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.
Установив, что 28 июля 2014 года Якутнедра выдало ООО "Титан Автотрейд" лицензию ЯКУ N 03940 БЭ на право пользования недрами на разведку и добычу россыпного золота на месторождении руч. Волковский (левый приток р. Иенгра), и ранее решением аукционной комиссии и распоряжением Якутнедра от 10 марта 2006 года N 11-р ООО "Восток-Аурум", как победителю аукциона, выдана лицензия на право пользования недрами ЯКУ 02416 БЭ руч. Волковский (приложение N 7 к лицензии ЯКУ N 03940 БЭ от 28 июля 2014 года), которая в последующем на основании приказа от 04 июля 2014 года N 176 переоформлена на ООО "Титан Автотрейд", суд первой инстанции правильно указал, что у ООО "Титан Автотрейд" решение о начале работ по данной лицензии возникло в 2014 году по факту выдачи лицензии.
Согласно части 3 статьи 5 Закона РС (Я) "Об этнологической экспертизе" Заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов.
Согласно статье 1 Закона РС (Я) "Об этнологической экспертизе" намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования малочисленных народов, за исключением работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) в пределах геологических отводов на срок действия соответствующей лицензии, но не более 5 лет, осуществляемых в соответствии с абзацем пятым статьи 7 и пунктом 9 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
Ввиду того, что общество осуществляет свою деятельность на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега, который согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р входит в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализация проекта заявителя подпадает под воздействие Закона РС (Я) "Об этнологической экспертизе".
Надлежащая оценка дана судом первой инстанции и приведенные в апелляционной жалобе доводам заявителя о несоответствии оспариваемого заключения требованиям Закона от 14 апреля 2010 года N 820-З N 537-IV, которые не нашли своего подтверждения.
Материалами дела подтверждается, что экспертное заключение оформлено в установленном порядке, рассмотрено на заседании Экспертной комиссии этнологической экспертизы, по итогам которого за его утверждение проголосовало 13 членов комиссии (из 20), содержит все необходимые выводы и заключения, которые в достаточной степени мотивированы и обоснованы.
Судом первой инстанции обращено внимание на то, что в оспариваемом заключении указано о том, что в связи с неоднократными фактами нарушений экологического законодательства несколько раз поднимался вопрос о приостановлении лицензии, но лицензия ООО "Титан Автотрейд" не приостановлена; результаты анкетирования свидетельствуют о развитом экологическом этикете местного населения, о сохранности традиционных обычаев и обрядов; несмотря на то, что хозяйственная деятельность ООО "Титан Автотрейд" не оказывает прямого влияния на социокультурную ситуацию МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), на исконную среду обитания коренного малочисленного народов Севера может быть оказано негативное влияние вследствие нанесения экологического ущерба; 09 сентября 2021 года по итогам рабочего совещания по вопросам взаимодействия ООО "Титан Автотрейд" с МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" Обществу рекомендовано не допускать сброс неочищенных технологических и поверхностных вод в ручей Волховский, а также на водосборную территорию данного водотока, разработать проект (дополнение к техническому проекту разработки месторождения) по ведению технологического процесса добычи россыпного золота с учетом требований указанных выше, разработать проект дополнения к техническому проекту разработки месторождения) по ведению технологического процесса добычи россыпного золота, согласовать с органами Роспотребнадзора предельно допустимые сбросы, совместно с МО "Иенгринский эвенкийский национальный наслег" рассмотреть возможность строительства нового подземного водозабора и установки оборудования водоочистки для действующих скважин с. Иенгра.
Вместе с тем, на момент рассмотрения заключения на заседании Экспертной комиссии этнологической экспертизы вышеуказанные пункты не исполнены, но ООО "Титан Автотрейд" вправе представить материалы на повторную этнологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
При установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое отрицательное заключение соответствуют закону и не нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2023 года по делу N А58-5394/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5394/2022
Истец: ООО "Титан Автотрейд"
Ответчик: Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)