г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А56-31863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца (заявителя): Мальков Я.А. по доверенности от 05.04.2023
от ответчика (должника): Мелентьева К.С. по доверенности от 18.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4725/2023) ООО "РИА "Панда" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56-31863/2022 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "РИА "Панда"
к государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхование РФ Филиал N 30
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИА "ПАНДА", адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, ул. Железноводская, дом 17/5, лит. Д, ОГРН 1027806083117 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) от 14.01.2022 N 256362 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и N 4 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 20.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, конкурсным управляющим Общества был представлен максимально возможный и исчерпывающий комплект документов, в то время как Фондом не указано, какие документы не были представлены заявителем. Также Общество считает, что в нарушение статьи 49 АПК РФ судом первой инстанции необоснованно не были приняты уточнения требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, и заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев заявленное Обществом ходатайство об отложении судебного заседания, апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для его удовлетворения. В силу указанной нормы отложение является правом, а не обязанностью суда. В данном случае судом апелляционной инстанции не установлено объективных препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Представитель Фонда доводы жалобы отклонил и заявил ходатайство о замене Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Апелляционный суд, рассмотрев заявленное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Правопреемником Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31284/2018 от 21.11.2018 в отношении ООО "РИА "ПАНДА" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Нехина Анна Александровна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2020 ООО "РИА "Панда" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Нехину Анну Александровну.
Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2022 конкурсным управляющим ООО "РИА "ПАНДА" утверждена Нехина Анна Александровна.
06.09.2021 конкурсным управляющим ООО "РИА "ПАНД" было получено уведомление Фонда о том, что по данным Фонда числится задолженность Фонда перед Обществом в размере 3 886 411 руб., возникшая в результате превышения суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов, которую нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов с января 2021 года.
Для своевременного перечисления задолженности, Фонд в указанном уведомлении просил Общество представить в срок до 30.09.2021 заявление и комплект документов, в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 N 951н.
Конкурсный управляющий Общества в письме от 22.09.2021, ссылаясь на большой объем документов, просит продлить срок предоставления пакета документов до 31.12.2021.
06.10.2021 конкурсным управляющим в адрес Фонда было направлено заявление для возмещения средств на выплату страхового обеспечения с приложениями N 1 и N 2 (справка-расчет, расшифровка расходов).
В связи с получением заявления Общества, Фондом проведена камеральная проверка, в ходе которой, требованием от 15.10.2021 N 256362 Фонд обязал Общество в течение 10 дней со дня вручения настоящего требования представить документы, подтверждающие правильность и обоснованность произведенных расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отраженных в приложении N 2 к заявлению (л.д. 53).
По результатам проверки Фондом 24.11.2021 составлен Акт N 256362 и 14.01.2022 приняты решения N 4 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и N 256362 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которыми, не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 4 910 133,88 руб. и отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 3 886 411 руб.
Считая данные решения Фонда недействительными, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности совершения оспариваемых действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который их совершил.
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе, заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (п. п. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н утвержден перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения Фондом социального страхования о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Таким образом, обязанность Фонда по зачету произведенных страхователем расходов возникает в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем документов, определенных Перечнем.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов. Указанному праву страховщика корреспондируется обязанность страхователя предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (подпункт 6 пункта 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Подпунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованный лицам, произведенным страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами.
При рассмотрении обращения страхователя за выделением средств на выплату страхового обеспечения на основании пункта 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы, в этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В данном случае, как следует из материалов дела, Фондом в ходе проведения камеральной проверки, страхователю была предоставлена возможность представить документы в подтверждение правильности и обоснованности произведенных расходов.
При этом Фондом установлено, что согласно сведениям, отраженным в расчетах по страховым взносам за период 2017-2020 общая сумма расходов на социальное обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, составила 7 904 367,67 руб.
Однако в рамках проведенной камеральной проверки предусмотренная пунктом 4 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обязанность Обществом не исполнена, запрашиваемые Фондом документы в целях проверки обоснованности произведенных расходов не представлены.
Таким образом, заявителем в рамках камеральной проверки не подтверждены расходы, произведенные в целях социального страхования - не представлены документы, подтверждающие расходы на социальное обеспечение в соответствии сведениям, отраженным в расчетах по страховым взносам.
Согласно пункту 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
Ввиду нарушения Обществом приведенных выше норм, Фонд правомерно отказал Обществу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 3 886 411 руб., в связи с чем, оснований для признания принятых Фондом решений недействительными, не имеется.
При этом, Общество не лишено права, обратиться повторно в Фонд с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, предоставив полный пакет документов.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в непринятии в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений заявленных требований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из представленного в материалы дела ходатайства от 05.12.2022, следует, что Общество дополнительно просило обязать Фонд принять решение о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. В то время, как по смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 309-КГ16-4912, от 28.12.2017 N 310-КГ17-19983).
Апелляционная инстанция считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (статья 270 АПК РФ) судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56-31863/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31863/2022
Истец: ООО "РИА "ПАНДА"
Ответчик: ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхование РФ Филиал N30
Третье лицо: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Нехина А.А., Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области