город Омск |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А46-18264/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2200/2023) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение от 26.01.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18264/2022 (судья Шмаков Г.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" (ОГРН 1065506036936) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199) о взыскании 73 419 руб. 48 коп., при участии в деле в качестве третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Аранта" (ОГРН 1186658070631), Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ОГРН 1135543053249),
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Омска Базылюк И.Ю. по доверенности от 17.08.2022 N 24 сроком действия на один год,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" Вебер А.А. по доверенности от 16.11.2022 сроком действия на один год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибжилсервис" (далее - ООО "Сибжилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 73 419 руб. 48 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Аранта" (далее - ООО "Аранта"), Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минэнерго Омской области).
Решением от 26.01.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18264/2022 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ООО "Сибжилсервис" не исполнило обязательства по соглашению, им не достигнут целевой показатель, не предоставлены отчет о достижении показателей результативности, акты выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3. В связи с непредставлением истцом отчетов в соответствии с соглашением, многоквартирный дом 185 по ул. 11-я Линия не вошел в отчет о достижении результата предоставления иного межбюджетного трансферта. Таким образом Департамент произвел возврат иного межбюджетного трансферта в Минэнерго Омской области в части недостижения значения результата его предоставления.
Третьи лица, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования апелляционной жалобы, представитель ООО "Сибжилсервис" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибжилсервис", как организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Омск, ул. 11-я Линия, д. 185 и главным распорядителем бюджетных средств в лице Департамента заключено соглашение от 31.05.2019 N 907-93/2019, предметом которого являлось предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат ООО "Сибжилсервис" (получатель), связанных с проведением капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Омск, улица 11-я Линия, дом 185.
Согласно пункту 2 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю бюджетных средств как получателю средств бюджета города Омска, в размере 10 167 188 руб. 40 коп. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Омска на 2019 год
Субсидия в размере 30 процентов от суммы, определенной соглашением, перечисляется в качестве аванса на расчетный или корреспондентский счет получателя, не позднее 10 рабочего дня с момента заключения соглашения главным распорядителем бюджетных средств. Окончательный расчет осуществляется не позднее 10 рабочего дня с момента окончания проверки предоставленных актов приемки выполненных работ (формы КС-2), справки о стоимости выполненных работ (формы КС-3), подписанных представителем организации, привлеченной главным распорядителем бюджетных средств по договору на осуществление строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута и лицами, уполномоченными действовать от имени получателя, в соответствии с приложением N 1 к настоящему соглашению (пункт 8).
Согласно подпункту 3 пункта 11 соглашения ООО "Сибжилсервис" обязано направить субсидию на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением капитального ремонта фасадов многоквартирных домов и использовать субсидию по целевому назначению.
Во исполнение соглашения ответчиком перечислена на счет истца субсидия в размере 30 процентов от сумм, определенных соглашением, в размере 3 050 156 руб. 52 коп.
В целях исполнения обязательств по соглашению истцом заключен договор подряда с ООО "Аранта". Истец в соответствии с условиями договора предоставил ООО "Аранта" место выполнения работ, условия для подключения к электроснабжению и водоснабжению, а также произвел оплату авансового платежа в размере 3 050 156 руб. 52 коп.
Решением Арбитражным судом Омской области от 05.09.2022 по делу N А46-14226/2021 установлено, что в соответствии с односторонним актом о приемке выполненных работ от 20.12.2019 N 1, справке о стоимости выполненных работ от 20.12.2019 N 1 стоимость выполненных ООО "Аранта" работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Омск, улица 11-я Линия, дом 185, составляет 3 123 576 руб.
Полагая, что у ответчика имеется обязанность по оплате истцу денежных средств в сумме 73 419 руб. 48 коп. (3 123 576 руб. - 3 050 156 руб. 52 коп.), ООО "Сибжилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворение требований иска послужило причиной для подачи Департаментом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, регулируемым поименованным кодексом, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р "О выделении Минстрою России в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области" в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации Минстрою России в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 1 100 000 000 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области на финансовое обеспечение реализации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п утверждена государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области".
11.04.2019 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Омской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области N 069-17-2019-004. Предоставление межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, утвержденным государственной программой Омской области. Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, а также общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Омской области, в соответствии с соглашением составляет в 2019 году не более 1 100 000 000 руб.
Постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1171-п утверждена муниципальная программа города Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами".
Предоставление средств Департаменту в 2019 году за счет средств межбюджетного трансферта из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальней ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации осуществлялось в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение функционированиями развития объектов жилищно-коммунального хозяйства" муниципальной программы города Омска на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету N 52701000-1, заключенного 21.05.2019 Минэнерго Омской области и Администрацией города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Положение N 40-п).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 40-п субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Условиями предоставления субсидий являются, в том числе осуществление получателем субсидии деятельности по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов; согласование перечня видов работ и объема затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию за счет субсидий, с департаментом; в случаях проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута наличие прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок (пункт 5 Положения N 40-п).
Пунктом 22 Положения N 40-п предусмотрено, что Департаментом, Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска в обязательном порядке проводятся проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 17 Положения N 40-п фактически осуществленные затраты по капитальному ремонту подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ по капитальному ремонту (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанных лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии, срок предоставления которых устанавливается в соглашении.
Пунктами 20 и 21 Положения N 40-п предусмотрена обязанность получателя субсидий представлять в департамент отчеты об использовании субсидий в течение 10 рабочих дней со дня получения субсидий по установленной форме, а также отчетность о достижении указанных в пункте 13 настоящего Положения показателей по форме и в сроки, установленные в соглашении.
Вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Омской области от 30.11.2020 по делу N А46-24831/2019 договор от 06.06.2019 N 47 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 185 по улице 11-я Линия в г. Омске, по которому ООО "Сибжилсервис" в пользу ООО "Аранта" произведена оплата аванса на сумму 3 050 156 руб. 52 коп. из предоставленной субсидии, расторгнут.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 05.09.2022 по делу N А46-14226/2021 установлено, что стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 185 по улице 11-я Линия в г. Омске, выполненных ООО "Аранта", составляет 3 123 576 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 24.05.2021 по делу N А46-5226/2020 установлено отсутствие нецелевого расходования ООО "Сибжилсервис" бюджетных средств из предоставленной Департаментом субсидии в отношении объекта по адресу: г. Омск, ул. 11-я Линия, дом 185.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу статьи 69 АПК РФ преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом. Преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Обстоятельства, установленные судебными актами по делам N N А46-24831/2019, А46-5226/2020, А46-14226/2021, не подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего дела на основании части 2 статьи 69 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не исполнил обязательства по соглашению, не достиг целевого показателя, не представил отчет о достижении показателей результативности, акты выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, апелляционным судом не принимаются.
Как указано выше, в силу пункта 22 Положения N 40-п Департаментом проводятся проверки соблюдения получателями субсидий порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
В случае нарушения условий предоставления субсидий, выявленных по фактам проверок, проведенных департаментом, департамент в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии (пункт 23 Положения N 40-п).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, контроль над достижением результатов субсидии возложен именно на Департамент. Между тем в рамках настоящего дела ответчиком не представлены доказательства того, что в отношении истца действительно проводились контрольные мероприятия, а равно иные действия, совершение которых является ожидаемым от распорядителя бюджетных средств в рамках осуществления публично-правовых полномочий.
При этом Департамент привлекался судами в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, при рассмотрении арбитражных дел по спорам ООО "Сибжилсервис" и ООО "Аранта" (N N А46-22683/2019, А46-24831/2019, А46-14226/2021) а, следовательно, располагал возможностью представить соответствующие возражения относительно объема и стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 185 по улице 11-я Линия в г. Омске, на стадии рассмотрения упомянутых дел, однако своим правом не воспользовался (статья 9 АПК РФ).
Апелляционный суд отмечает, что работы по капитальному ремонту многоквартирного дома N 185 по улице 11-я Линия в г. Омске, выполнялись в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", муниципальной программы города Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами" и подлежали финансированию за счет бюджетных средств полном объеме.
Поскольку выполненные ООО "Аранта" работы по капитальному ремонту многоквартирного дома N 185 по улице 11-я Линия в г. Омске стоимостью 3 123 576 руб. профинансированы за счет бюджетных средств только в сумме 3 050 156 руб. 52 коп., взыскав с Департамента в пользу ООО "Сибжилсервис" 73 419 руб. 48 коп. (3 123 576 руб. - 3 050 156 руб. 52 коп.), суд первой инстанции принял правомерное решение.
Таким образом, доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что суд первой инстанции, удовлетворив исковые требований ООО "Сибжилсервис", принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Оснований для отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает. Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18264/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18264/2022
Истец: ООО "СИБЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, ООО "Аранта"