город Омск |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А46-11515/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1502/2023) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2022 по делу N А46-11515/2022 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, адрес: 350002, город Краснодар, улица Имени Леваневского, дом 185) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Омскэлектро" (ОГРН 1135543015145, ИНН 5506225921, адрес: 644027, город Омск, улица Лизы Чайкиной, 8), о признании недействительным распоряжения от 26.04.2022 N 475 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050206:12193,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города - Морозова Юлия Александровна (удостоверение N 663/22 действительно до 18.10.2027);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 26.04.2022 N 475 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050206:12193 в Советском административном округе г. Омска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерного общества "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2022 по делу N А46-11515/2022 требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным распоряжение от 26.04.2022 N 475 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050206:12193 в Советском административном округе г. Омска.
В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент предоставить АО "Тандер" в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:050206:12193, площадью 2 445 кв.м., расположение которого установлено относительно ориентира: Омская область, г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 27, корп. 1, с видом разрешенного использования: торговые комплексы и центры, сроком на 49 лет, в течение 30 дней с момента вступления решения арбитражного суда в силу.
Кроме того, с заинтересованного лица в пользу заявителя были взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что на участке расположен объект капитального строительства (сооружение электроэнергетики), принадлежащий АО "Омскэлектро", а также реконструируемый объект капитального строительства, расположенный по адресу: 644053, Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Нефтезаводская, дом 27, корпус 1 - 2-этажное нежилое здание площадью 1 487,4 кв.м. (далее - реконструируемый объект). Департамент указывает, что реконструируемый объект учтен в ЕГРН как одноэтажное нежилое здание из смешанных материалов с кадастровым номером 55:36:050206:3422, площадью 1 284,4 кв.м. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдавалось разрешение на строительство выставочного комплекса проектной площадью объекта 1 284,4 кв.м. 31.12.2015 АО "Тандер" было выдано разрешение от 31.12.2015 N 55-ш55301000-2944-2015 на реконструкцию объекта капитального строительства с наименованием "Двухэтажное нежилое здания непроизводственного назначения, предназначенного для эксплуатации в качестве магазина товаров повседневного спроса, на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 27-1" общей площадью объекта 1 487,4 кв.м. со сроком действия до 31.12.2016. Срок действия разрешения на реконструкцию указанного объекта не продлевался, разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось.
Кроме того, Департамент ссылается на то, что вид разрешенного использования участка - торговые комплексы и центры (код 4.2) для размещения объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5 000 кв.м., не соответствует фактическому виду разрешенного использования участка - магазины (код 4.4), предусматривающий размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м. Департамент также обращает внимание на то, что заявителем не было представлено в материалы дела доказательства включения НТО, размещенных на участке, в схему. Нормативно отказ Департамент обосновывает положениями подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Тандер" просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
АО "Тандер", АО "Омскэлектро", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя подателя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Здания с кадастровым номером 55:36:050206:3422, площадью 1 284,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 27, корп. 1, завершение строительства 2011 год, поставлено на кадастровый учет 19.06.2012 (т.1 л.д.45-47).
Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050206:12193, площадью 2 445 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, САО, ул. Нефтезаводская, д. 27, корп. 1, с видом разрешенного использования: торговые комплексы и центры (далее - участок) (т.1 л.д. 101-104).
Между Департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Столичная" как собственником данного здания на основании распоряжения от 18.05.2012 N 1973-р и от 04.06.2013 N 2434-р был заключен договор аренды от 01.07.2013 N Д-С-14-10136, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает сроком с 04.06.2013 по 05.05.2018 земельный участок с кадастровым номером 55:36:050206:12193, площадью 2 445 кв.м. Часть земельного участка площадью 1 413 кв.м. зарезервирована для государственных нужд (т.1 л.д. 95-99).
Соглашением от 18.10.2013 к договору аренды N Д-С-14-10136 в связи с передачей прав на здание выбывший арендатор общество с ограниченной ответственностью "Столичная" был заменен на общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс на Лицкевича" (т.1 л.д. 105-106).
Соглашением от 20.01.2014 к договору аренды N Д-С-14-10136 был определен срок действия договора с 04.06.2013 по 05.05.2018 (т.1 л.д. 107).
На основании договора купли-продажи от 12.12.2014 N ОмФ/969/14 к АО "Тандер" перешло право собственности на здание с кадастровым номером 55:36:050206:3422, площадью 1 284,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 27, корп. 1 с 30.12.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.2 л.д. 25).
По договору от 12.12.2014 N ОмФ/970/14 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс на Лицкевича" передал ЗАО "Тандер" право аренды по договору от 01.07.2013 N Д-С-14-10136 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:050206:12193, площадью 2 445 кв.м. с видом разрешенного использования: торговые комплексы и центры (т.1 л.д. 108-111).
Извещением об отказе от договора от 04.09.2020 N Исх-ДИО/8705 Департамент уведомил АО "Тандер" о том, что приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 30.11.2017 "О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линии Омского метрополитена" участок был зарезервирован для государственных нужд Омской области 08.12.2017 сроком на 3 года. Поскольку договор аренды заключается на срок, не превышающий срока резервирования, то в связи с окончанием данного срока арендодатель отказывается от договора с 08.12.2020 (т.1.л.д.94).
18.08.2021 сотрудники Администрации города Омска осуществили обследование земельного участка, о чем был составлен акт N 122-ф. В указанном акте зафиксировано, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:050206:3422, расположенного в границах территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения ОД-1. На земельном участке располагается здание, принадлежащее АО "Тандер", основной вид деятельности которого по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - торговля розничная. В пределах границ участка располагается сооружение электроэнергетики, протяженностью 3680 м. 1980 года постройки.
В акте также зафиксировано нахождение на участке нестационарных торговых объектов, принадлежащих ИП Кулешовой Е.А., ИП Шаяхметовой В.А., ИП Лыковой В.В., ИП Щукановой Я.А.
К акту обследования была приложена схема и фотографии объектов (т.1 л.д.20-41).
06.04.2022 АО "Тандер" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:050206:12193 площадью 2 445 кв.м. без проведения торгов, для эксплуатации объектов торговли на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.36 (т.2 л.д.13-15).
В результате рассмотрения заявления, Департамент вынес распоряжение от 26.04.2022 N 475 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050206:12193 в связи с нахождением на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050206:12193 нестационарных торговых объектов (далее - НТО), размещенных в нарушение требований статьи 39.36 ЗК РФ (т.1 л.д.16).
Полагая распоряжение Департамента недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2022 по делу N А46-11515/2022 требования АО "Тандер" удовлетворены. Означенное решение обжалуется Департаментом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Из материалов настоящего дела следует, что испрашиваемый Обществом земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, в силу чего подача Обществом заявления в уполномоченный орган являются первым этапом предоставления земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 4, 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если:
- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что основанием для оспариваемого отказа послужили выводы Департамента о наличии на участке временных объектов (НТО), в которых осуществляется коммерческая деятельность, право собственности на которые не оформлено, НТО в схеме размещения НТО не значатся.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде Департамент также указал на то, что на испрашиваемом земельном участке, помимо объекта недвижимости Общества, также расположен объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:000000:164710, принадлежащий на праве собственности АО "Омскэлектро".
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН, согласно которой на спорном земельном участке располагается сооружение электроэнергетики, протяженностью 3 680 м., принадлежащее на праве собственности АО "Омскэлектро" (т.2 л.д.9-12).
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Омской области о неправомерности позиции Департамента, поскольку положения подпункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ предусматривают, что требования указанной нормы не распространяются на случаи, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:000000:164710, принадлежащий на праве собственности АО "Омскэлектро", является линейным подземным объектом, относится к категории линейных объектов определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, следовательно, его размещение допускается на основании пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
В свою очередь, НТО, согласно определению, приведенному в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Следовательно, НТО не обладают признаками недвижимого имущества, сведений о праве собственности на данные объекты Департаментом в материалы дела не представлено, соответственно, их наличие на испрашиваемом заявителем земельном участке не относится к случаям, предусмотренным подпунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ, в силу которого Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка в аренду.
Еще одним основанием для отказа в предоставлении земельного участка, указанным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, является нарушение пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, выразившееся в том, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок АО "Тандер" согласно карте (схеме) территориального планирования г. Омска, расположен в зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД-1.
В силу статьи 42 решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны ОД-1 относятся объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2).
При этом зона ОД-1 также предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков и размещение объектов капитального строительства код 4.4 "Магазины".
Действительно, вид разрешенного использования конкретного участка - торговые комплексы и центры (код 4.2), не соответствует фактическому виду разрешенного использования участка - магазины (код 4.4).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 вид разрешенного использования "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" предусмотрен для размещения объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров.
В свою очередь, вид разрешенного использования "Магазины" предусмотрен для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что на земельном участке располагается одноэтажное здание площадью 1 284, 4 кв.м.
Актом обследования зафиксировано, что по техническому паспорту 21.07.2011 здание по наружному обмеру составляет 1 553, 3 кв.м.(строение литера А площадью 1 124,9 кв.м. и крыльцо-отмостка площадью 428,4 кв.м.).
Также в акте обследования указано на то, что на основании проектной документацией N РИЦ-34-290515-0АР", разработанной в 2015 году, заявителем было получено разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства "Двухэтажное нежилое здание" от 31.12.2015 N 55-ш55301000-2944-2015. Ввод объекта в эксплуатацию не был осуществлен.
Фактически нежилое здание представляет двухэтажный объект, в котором размещены несколько организаций, осуществляющих продажу товаров, а также деловые офисы.
Общая площадь возведенного объекта неизвестна.
Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию рассматривается Департаментов как еще одно основание для отказа в предоставлении объекта в аренду.
Однако, суд апелляционной инстанции исходит из того, что несоответствие объекта разрешенной площади является нарушением градостроительного законодательства, но не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду согласно статье 39.16 ЗК РФ.
При этом, как следует из установленных выше судом обстоятельств дела, первым собственником здания с кадастровым номером 55:36:050206:3422, площадью 1 284,4 кв.м., завершение строительства 2011 год, поставленного на кадастровый учет 19.06.2012 было общество с ограниченной ответственностью "Столичная", по заявлению которого и был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участк с кадастровым номером 55:36:050206:12193, площадью 2 445 кв.м. с видом разрешенного использования: торговые комплексы и центры.
Указанный вид разрешенного использования был отражен Департаментом и в заключенном с данным лицом договоре аренды от 01.07.2013 N Д-С-14-10136.
Соглашением от 18.10.2013 к договору аренды N Д-С-14-10136 в связи с передачей прав на здание выбывший арендатор общество с ограниченной ответственностью "Столичная" был заменен на общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс на Лицкевича".
На основании договора купли-продажи от 12.12.2014 N ОмФ/969/14 к АО "Тандер" перешло право собственности на здание с кадастровым номером 55:36:050206:3422, площадью 1 284,4 кв.м.
По договору от 12.12.2014 N ОмФ/970/14 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс на Лицкевича" передал ЗАО "Тандер" право аренды по договору от 01.07.2013 N Д-С-14-10136 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:050206:12193, площадью 2 445 кв.м. с видом разрешенного использования: торговые комплексы и центры.
Таким образом, земельный участок формировался муниципалитетом, предоставлялся непосредственно под эксплуатацию возведенного здания площадью объекта 1 284,4 кв.м. именно с таким видом разрешенного использования, которое перешло к АО "Тандер" лишь в 2014 году с сохранением условий ранее действующего договора аренды.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно пункту 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Следовательно, АО "Тандер", не будучи собственником земельного участка, не имело право самостоятельно изменить разрешенный вид использования участка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не подлежат распределению, поскольку Департамент был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2022 по делу N А46-11515/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11515/2022
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: АО "Омскэлектро", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области