город Ростов-на-Дону |
|
13 апреля 2023 г. |
дело N А32-44059/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Сулименко О.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от ООО МПП "ЖКХ": представителя Луговского А.В. по доверенности от 28.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования Красноармейского района, автономной некоммерческой организации "Зеленая станица"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 декабря 2022 года по делу N А32-44059/2022
по иску администрации муниципального образования Красноармейского района
к обществу с ограниченной ответственностью многопрофильному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" Красноармейского района,
при участии третьих лиц: автономной некоммерческая организации "Зеленая станица", федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Полтавская", Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Прокуратуры Краснодарского края,
об обязании прекратить деятельность,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Красноармейский район (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью многопрофильному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" Красноармейского района (далее - ООО МПП "ЖКХ", ответчик) об обязании прекратить незаконную деятельность полигона твердых коммунальных отходов, принадлежащего ответчику, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, примерно в 1500 метрах по направлению на северо-запад от ориентира Краснодарский край, Красноармейский район, станица Полтавская, 700 метров на северо-запад от ориентира станицы Полтавская, осуществляемую на земельных участках с кадастровыми номерами 23:13:1201000:1543, 23:13:1201000:263, 23:13:1201000:1559, 23:13:1201000:1582 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 74-81)).
Исковые требования мотивированы тем, что в отношении полигона санитарно-защитная зона не установлена; сброс загрязняющих веществ осуществляется в оросительный канал, что может приводить к заражению риса, возделываемого с использованием данного канала. Земельные участки, на которых расположен полигон, эксплуатируются ответчиком с существенными нарушениями природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах. Также происходит загрязнение смежных земель.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АНО "Зеленая станица", ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз", Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора, ООО "Зерновая компания "Полтавская", Министерство топливноэнергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Прокуратура Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2022 отклонены ходатайства АНО "Зеленая станица" об истребовании у Управления Роспотребнадзора по КК результатов проверки, проведённой в отношении ответчика в сентябре 2022 года, о назначении судебной экспертизы. В удовлетворении исковых требований отказано.
В части отказа в удовлетворении ходатайств АНО "Зеленая станица", суд указал, что результат проверки не будут иметь значения для правильного разрешения спора. Заявителем не подготовлено в надлежащей форме ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, не внесены денежные средства на депозитный счёт суда, достаточные для оплаты проведения судебной экспертизы.
Отказывая в удовлетворении иска, суда первой инстанции указал, что разрешённый вид использования земельных участков, на которых расположен полигон, позволяют ответчику осуществлять деятельность по организации полигона. Полигон включён в схему обращения с отходами, является объектом конечного размещения отходов для Красноармейского, Крымского, Славянского районов Краснодарского края, остаточная вместимость полигона не исчерпана. Прекращение деятельности спорного полигона повлечет нарушение принципов рационального использования земельных ресурсов и создаст дискриминационные условия, необоснованно ограничивая доступ общества, имеющего соответствующую лицензию, с установленными тарифами, к деятельности в области с обращения с отходами, что не соответствует положениям Закона N 89-ФЗ и 135-ФЗ, а также поставит в зависимость строительство нового полигона. При этом территориальной схемой строительство новых объектов размещения отходов не предусмотрено. Прекращение деятельности спорного полигона, приведет к нарушению потоков отходов на территории Краснодарского края со стороны населения и организаций и, как следствие, к возникновению новых стихийных свалок, которые влекут за собой нарушение санитарных норм и правил, будут наносить вред окружающей среде и нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду и увеличит нагрузку на полигон, установленный в качестве альтернативного Территориальной схемой, - Темрюкский (МУП МО ТР "Универсал"). В материалах дела отсутствуют доказательства неустранимости нарушений при эксплуатации объекта ответчиком.
Суд указал, что ответчик не осуществляет сброс сточных вод в оросительный канал, и сам канал не используется в поливе риса, доказательств обратного суду не представлено.
Проект санитарно-защитной зоны для спорного полигона получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 05.05.2022 года N 25.KK.03.000. T.001344.05.22, на основании которого решением Роспотребнадзора России от 14.06.2022 N 320- РС33 была установлена санитарно-защитная зона для объекта "Полигон твердых коммунальных отходов с реконструкцией КПО в Красноармейском районе Краснодарского края, Полтавское сельское поселение".
С принятым судебным актом не согласились администрация и АНО "Зеленая станица", в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
В отношении указанных лиц дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией были предоставлены в аренду ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района четыре земельных участка для размещения отходов по договорам N 1300005742 от 02.11.2016 (земельный участок 23:13:1201000:1543, 700 метров на северо-запад от ст. Полтавская), N 1300005040 от 11.12.2013 (земельный участок 23:13:1201000:263, 1 500 метров на северо-запад от ст. Полтавская), N 1300005764 от 11.05.2017 (земельный участок 23:13:1201000:1559, 1 200 метров на северо-запад от ст. Полтавская), N 1300006234 от 17.05.2018 (земельный участок 23:13:1201000:1582, 1 000 метров на северо-запад от ст. Полтавская).
В соответствии с государственным актом на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 223000264 Красноармейскому многоотраслевому предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МП "ЖКХ" Красноармейского района) постановлением главы администрации Красноармейского района Краснодарского края Лях В.В. от 12.02.1993 N 150, передан земельный участок 12,51 га для производственной базы.
В соответствии с экспликацией земель, переданных МП "ЖКХ" Красноармейского района в постоянное (бессрочное) пользование, переданы "другие земли" площадью 12,51 га (площадь указана в графе "других земель"). Экспликация также содержит графы "сельскохозяйственных угодий" с разбивкой по использованию, земель, занятых "лесом, кустарниками", "под водой". Однако в данных графах стоит прочерк.
Согласно государственному акту на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 223000264 MII "ЖКХ" Красноармейского района передан земельный участок 12,51 га из "других земель".
Как указывает истец, государственный акт на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 223000264 указывает на то, что в 1993 году земельный участок с кадастровым номером 23:13:1201000:263, в границах которого в настоящее время и осуществляется деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прием и хранение отходов), не относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии проведены работы по формированию и установлению на местности границ земельного участка с кадастровым номером 23:13:1201000:263 площадью 92 685 кв.м., на основании государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей КК-2 N 223000264.
Решением Комитета имущественных отношений администрации муниципального образования Красноармейский район от 20.12.2006 N 2053/3 утверждены границы земельного участка с кадастровым номером 23:13:1201000:263, указана категория земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, указан вид разрешенного использования - эксплуатация мусоросвалки.
С 2006 года и до настоящего момента земельный участок имеет индивидуально определенные характеристики, в том числе принадлежность к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В настоящее время на северо-запад от ориентира станицы Полтавской Красноармейского района на земельных участках с кадастровыми номерами 23:13:1201000:1543, 23:13:1201000:263, 23:13:1201000:1559 расположен введенный в эксплуатацию в 1993 году действующий полигон твердых коммунальных отходов.
Земельные участки с кадастровыми номерами:
- 23:13:1201000:1543, площадью 69 279 кв.м., адрес по договору аренды:
700 метров на северо-запад от ориентира станица Полтавская, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: полигоны твердых бытовых отходов, предоставлен в аренду ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района, договор аренды от 02.11.2016 N 1300005742, сроком до 01.11.2064, договор аренды заключен на основании постановления администрации Полтавского сельского поселения Красноармейского района от 03.08.2016 N 491 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, 700 метров на северо-запад от станицы Полтавская", протокола проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды от 21.10.2016;
- 23:13:1201000:263, площадью 92 685 кв.м., адрес по договору аренды: примерно 1 500 метров от ориентира станица Полтавская по направлению на северо-запад, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: эксплуатация мусоросвалки, предоставлен в аренду ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района, договор аренды от 27.08.2018 N 1300006281, сроком до 27.08.2067, договор аренды заключен на основании постановления администрации муниципального образования Красноармейский район от 25.04.2018 N 667 "О предоставлении ООО "МП "ЖКХ" Красноармейский район земельного участка в аренду";
- 23:13:1201000:1559, площадью 74 504 кв.м., адрес по договору аренды:
400 метров на северо-запад от станицы Полтавская, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: полигоны твердых бытовых отходов, предоставлен в аренду ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района, договор аренды от 11.05.2017 N 1300005764, сроком до 11.05.2025, договор аренды заключен на основании постановления администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от 20.03.2017 N 371 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, 400 метров на северо-запад от станицы Полтавской", протокола проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды от 28.04.2017;
- 23:13:1201000:1582, площадью 27 293 кв.м., адрес по договору аренды:
300 метров на северо-запад от станицы Полтавской, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: специальная деятельность, предоставлен в аренду ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района, договор аренды от 17.05.2018 N 1300006234, сроком до 17.11.2026, договор аренды заключен на основании постановления администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от 22.12.2017 N 2531 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, 300 метров на северо-запад от станицы Полтавской", протокола проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды от 03.05.2018.
До передачи полигона ТКО ст. Полтавской (2011 год), деятельность по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов, размещением, утилизацией отходов и эксплуатацией полигона ст. Полтавской осуществлялась муниципальным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" Красноармейского района.
С 2011 года, на время переходного периода, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на полигон ТКО осуществлялся ООО "Лотос 2010".
Размещение и утилизация отходов, а также эксплуатация полигона осуществлялась ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района.
После присвоения в декабре 2020 года ООО "Экотехпром" статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Крымской зоне деятельности (приказ министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 09.12.2020 N 705), деятельность по сбору и транспортировке ТКО осуществляется региональным оператором.
Администрация считает, что ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района эксплуатирует данные земельные участки с существенными нарушениями требований природоохранного законодательства, санитарного законодательства, а также законодательства о недрах Российской Федерации.
Администрация ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N A32-22741/2021 от 17.03.2022, согласно которому Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю установило допущенное ООО "МП "ЖКХ Красноармейского района" загрязнение почвенного покрова земельного участка с кадастровым номером 23:13:1201000:1308, смежного с земельным участком, на котором размещен полигон с отходами в результате незаконного размещения ТКО. Причинно-следственная связь между действиями ООО "МП "ЖКХ Красноармейского района" и причинением вреда подтверждается материалами административного дела, расчет вреда произведен судом.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 07.10.2022 по делу N 2-1754/2022 по исковому заявлению прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района установлен факт нарушения пунктов 243, 250, 252, 256, 257, 258 СанПиНа 2.1.3684-21.
ООО "МП "ЖКХ" не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов в соответствии с регламентом работы полигона, не осуществляется ежесуточная промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя твердых коммунальных отходов при температуре свыше +5С. Заполнение полигона осуществляется с нарушением послойного чередования твердых коммунальных отходов и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов.
Судом Красноармейского районного суда Краснодарского края установлено, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка деятельности ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов ст. Полтавской, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Администрация указывает на то, что в ходе проверки с привлечением специалиста территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах выявлены нарушения СанПин 2.1.3684-21.
На основании изложенного, администрация, руководствуясь статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступая в защиту публичных интересов муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о запрещении деятельности ответчика.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: подавать в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 12 Закона N 7-ФЗ).
В статье 1 Закона N 7-ФЗ под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность). Негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Вредом окружающей среде является негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление Пленума N 49) разъяснено следующее.
Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (пункт 5 постановления Пленума N 49). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (пункт 25 постановления Пленума N 49). Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность. При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности (пункт 26 постановления Пленума N 49). Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций, но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения. В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства. Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (пункт 27 постановления Пленума N 49).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Требовании истца мотивированы тем, что, по мнению истца, общество деятельностью полигона осуществляет сброс загрязняющих веществ в водный канал (коллектор (канал) К-1-3 от ПК 0 до ПК 150 с кадастровым номером 23:13:0000000:2304, протяженностью 14,83 км), который используется для орошения риса (далее - канал).
Сторонами не оспаривается, что общество осуществляет размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:263.
Как указал истец, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.09.2015 N 731 данный участок включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Кроме того, ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района на основании долгосрочных договоров аренды также является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 23:13:1201000:1543, 23:13:1201000:1559, 23:13:1201000:1582.
Судом первой инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:13:1201000:263 и 23:13:1201000:1543 имеют вид разрешенного использования "Под объектами размещения отходов потребления". Земельные участки с кадастровыми номерами 23:13:1201000:1582 и 23:13:1201000:1559 имеют вид разрешенного использования "Для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения". Указанные земельные участки отнесены к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический надзор).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения обьектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" объекты, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, которая должна быть лицензирована в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежат федеральному государственному экологическому надзору.
Лицензия на размещение отходов на данном объекте выдана федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) лицензия от 25.06.2018 N 02300648.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 11.05.2018 N 23.КК.12.000.M.000110.05.18 данный объект соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.7.1322-03 и СанПиН 2.1.7.1386-03.
Следовательно, режим использования земельных участков разрешает на них размещение полигона.
Объект отражен в территориальной схеме обращения с отходами Краснодарского края, утвержденной приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.01.2020 N 19 и является объектом конечного размещения отходов для Красноармейского, Крымского, Славянского районов Краснодарского края.
Территориальная схема обращения с отходами является базовым нормативным документом, предусматривающим стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами. Территориальная схема соответствует положениям нормативных правовых актов и утверждена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно территориальной схеме обращения с отходами на территории Краснодарского края объем ТКО, образующихся на территории Красноармейского, Славянского и Крымского районов, составляет 137 291, 2 тонн.
Из материалов дела следует, что в июне 2021 года ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" были проведены инструментальные замеры и выдача технического отчета по определению площади полигона, его фактического заполнения и остаточной вместимости. В соответствии с вышеуказанным техническим отчетом, остаточная вместимость полигона ТКО составляет 903 955, 75 тонн.
Таким образом, прекращение деятельности данного полигона повлечет нарушение принципов рационального использования земельных ресурсов и создаст дискриминационные условия, необоснованно ограничивая доступ общества, имеющего соответствующую лицензию, с установленными тарифами, к деятельности в области с обращения с отходами, что не соответствует положениям Закона N 89-ФЗ и Закона N 135-ФЗ, а также поставит в зависимость строительство нового полигона. При этом территориальной схемой строительство новых объектов размещения отходов не предусмотрено.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 N 8-АПА19-10.
Кроме того, прекращение деятельности спорного полигона, приведет к нарушению потоков отходов на территории Краснодарского края со стороны населения и организаций и, как следствие, к возникновению новых стихийных свалок, которые влекут за собой нарушение санитарных норм и правил, будут наносить вред окружающей среде и нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду и увеличит нагрузку на полигон, установленный в качестве альтернативного территориальной схемой - Темрюкский (МУП МО ТР "Универсал").
Аналогичная позиция была сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2019 N 308-ЭС18-25239 по делу N A63-15992/2017.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с действующим законодательством в процессе осуществления данной экологически опасной деятельности на данном объекте постоянно проводятся соответствующие мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов загрязнения окружающей природной среды, а также ликвидации негативных последствий.
Согласно пункту 26 постановления Пленума N 49 установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований, в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.
Таким образом, прекращение деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее изменить, в результате чего вредоносность будет исключена. Положения пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат указания на временное приостановление деятельности по эксплуатации объекта, а предусматривают бессрочное запрещение такой деятельности. По смыслу этой нормы, нарушения со стороны ответчика должны носить неустранимый характер, создающий опасность причинения вреда в будущем при осуществлении деятельности (в отличие от административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, предусмотренного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалах дела отсутствуют доказательства неустранимых нарушений при эксплуатации объекта ответчиком.
При этом, в случае невыполнения предписаний контрольно-надзорных органов, уполномоченных заниматься охраной окружающей среды, по устранению нарушений, при их устранимости, действующим законодательством предусмотрен иной способ защиты прав, в том числе и неопределенного круга лиц, не в рамках иска на основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, а применением административных мер к организации, не выполняющей требования предписаний об устранении нарушений, включая наказания в виде административного приостановления деятельности (часть 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), которое назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вместе с тем, подобному наказанию ответчик не привлекался, в связи с чем установление запрета на основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является преждевременным.
Правоприменительной практикой установлено, что для обращения в суд с требованием о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства об охране окружающей среды, необходимо одновременное наличие следующих условий: истцом должно быть доказано, что выявленные нарушения носят неустранимый характер; истцом должна быть доказана реальность наступления опасности причинения вреда окружающей среде в будущем (должны быть представлены соответствующие экспертные заключения; в суде заявлено ходатайство о необходимости проведения судебной экспертизы и др.); прекращение соответствующей деятельности не должно противоречить общественным интересам.
В настоящем деле отсутствуют, как в совокупности, так и каждый в отдельности, все три вышеуказанных условия, их наличие не подтверждено материалами дела.
Согласно письму ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" от 22.09.2022 N 583 коллектор (канал) К-1-3 от ПК 0 до ПК 150 с кадастровым номером 23:13:0000000:2304, протяженностью 14,83 км, расположенный по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, прилегающий к полигону ТБО ст. Полтавской, является составной частью Марьяно-Чебургольской оросительной системы федеральной собственности, находится оперативном управлении ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" (регистрационная запись от 17.12.2020 N 23:13:0000000:2304-23/266/2020-2). Вышеуказанный федеральный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1945 и находится на балансе Красноармейского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз".
Судом первой инстанции принял во внимание пояснения ответчика, согласно которым вода из указанного канала для полива риса не используется. В этой связи, исследований качества воды в канале К-1-3 филиалом не проводится. Сбросной канал K-1-3 предназначен исключительно для сброса воды с рисовых чеков согласно технологии выращивания этой культуры. Оросительных каналов, прилегающих к полигону ТБО от. Полтавской, предназначенных для подачи воды на рисовые чеки, не имеется. Водозабор для полива риса на государственных мелиоративных системах в границах муниципального образования Красноармейский район, осуществляется из р. Кубань на головном сооружении в створе Федоровского гидроузла в рамках решения о водных ресурсах, для орошения земель сельскохозяйственного назначения от 17.06.2016 N 23-02-00.016-P-RUBO-C-2016-03385/00. Также при проектировании Марьяно-Чебургольской оросительной системы предусмотрен при необходимости (в период вододефицита) полив риса повторно используемыми дренажно-сбросными водами посредством НС N 5 А, источником водозабора для которой является сбросной канал К-1-3, а водоприемником - оросительный канал Р-5. Подвешенная площадь к указанной насосной станции составляет 4 300 га, из которых рисом с учетом севооборота ежегодно засевается порядка 2 200 га. Тем не менее, указанная выше насосная станция не эксплуатируется и не используется филиалом в поливе риса с 2003 года, пробные включения насосно-силового оборудования осуществлялись 2015 году. Вода для полива риса в оросительный канал Р-5 подается в вегетационный сезон в требуемом объеме из Магистрального канала. Дополнительной подачи воды из дренажно-сбросной сети К-1-3 для водообеспеченности посевов риса в период вегетации на указанной выше площади не требуется.
В настоящее время прорабатывается вопрос о консервации НС N 5A согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1589 "Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения".
Таким образом, общество не осуществляет сброс сточных вод в данный канал, и сам канал не используется в поливе риса, доказательств обратного истцом суду не представлено.
ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района разработан проект санитарно-защитной зоны для объекта "Полигон твердых коммунальных отходов с реконструкцией КПО в Красноармейском районе Краснодарского края, Полтавское сельское поселение" (далее - проект). На вышеуказанный проект выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 05.05.2022 N 25.KK.03.000. T.001344.05.22.
На основании проекта, а также санитарно-эпидемиологического заключения от 05.05.2022 N 25. КК.03.000. T.001344.05.22 решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.06.2022 N 320-РС33 была установлена санитарно-защитная зона для объекта "Полигон твердых коммунальных отходов с реконструкцией КПО в Красноармейском районе Краснодарского края, Полтавское сельское поселение".
Санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 12 Закона N 52-ФЗ).
На основании пункта 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Таким образом, влияние деятельности ответчика на близлежащие территории оценена компетентными органами при установлении санитарно-защитной зоны.
Суд первой инстанции принял во внимание пояснения третьего лица ООО "Зерновая компания "Полтавская", согласно которым спорный полигон не находится рядом от рисовых чеков, принадлежащих данному обществу, проводятся испытания как зерна, так и воды, земли, по результатам которых нарушений и отклонений от нормы не выявлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционных жалоб о нарушении ответчиком требований природоохранного и санитарного законодательства, законодательства о недрах, факт которых установлен прокуратурой и решениями судов.
Действительно, в рамках дела N А32-22741/2021 Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО "МП "ЖКХ Красноармейского района" о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды в размере 818 400 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 по делу N A32-22741/2021 иск удовлетворен в части, с общества взыскано 774 000 руб. вреда, причиненного окружающей среде (почве), в остальной части в иске отказано.
В рамках данного дела установлено, что в ходе проверки, проводимой с 28.05.2020 по 05.06.2020, выявлено, что общество расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543 по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, станица Полтавская, ул. Просвещения, 105, основным видом деятельности которого является эксплуатация полигона ТКО на основании лицензии N 02300648 от 25.06.2018 (в лицензионном деле имеются два договора аренды земельных участков, эксплуатируемых ООО МП "ЖКХ Красноармейского района" для размещения отходов: договоры N 1300005742 от 02.11.2016 (земельный участок 23:13:1201000:1543, 700 метров на северо-запад от ст. Полтавская) и N 1300005040 от 11.12.2013 (земельный участок 23:13:1201000:263, 1500 метров на северо-запад от ст. Полтавская).
При обследовании территории полигона ТКО, эксплуатируемого обществом, привлеченными специалистами ГБУ КК (Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ") по Красноармейскому району были проведены исследования на предмет соответствия фактических, границ тела полигона ТКО границам выделенных для размещения отходов земельных участков, произведен отбор проб на предмет загрязнения и установленные протоколами испытаний (измерений) проб почвы.
В соответствии с техническим заключением от 21.05.2020 фактические границы тела полигона ТКО на 248 кв.м. выходят за границы выделенного для этих целей земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 23:13:1201000:1308.
Пунктом 9 Методики N 238 установлена формула для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления. Расчет по данной формуле производится на основании массы размещенных отходов. Управлением при расчете убытков применены положения пункта 10 Методики N 238, в соответствии с которым исчисляется размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными). Расчет по данной формуле осуществляется с учетом площади участка. Под перекрытием почв надлежит понимать цементирование, бетонирование, устройство грунтовых и прочих искусственных покрытий, рельсовых путей и пр., осуществленные с целью улучшения эксплуатационных свойств поверхности земельного участка.
Иными словами, несанкционированное размещение на земельном участке ТКО не свидетельствует о перекрытии почв и не влечет возможность расчета размера ущерба по пункту 10 Методики N 238.
В данном случае при проведении проверки административным органом выявлено незаконное размещение ТКО на 248 кв.м. на земельном участке, граничащим с полигоном общества, не имеющих твердого покрытия, где находятся ТКО. При таких обстоятельствах у Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю отсутствовали основания для вывода о применимости при расчете пункта 10 Методики N 238.
Таким образом, частично присуждая вред, суд сделал вывод, что Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю не установлен факт причинения вреда недрам, а был установлен выход тела свалки за пределы полигона, в связи с чем был осуществлен расчет компенсации именно за такое нарушение. Таким образом, общество было привлечено к гражданской ответственности в виде компенсации за выход тела свалки за пределы полигона.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 07.10.2022 по делу N 2-1754/2022 по исковому заявлению прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района установлен факт нарушения пунктов 243, 250, 252, 256, 257, 258 СанПиНа 2.1.3684-21. Указанным решением на общество возложена обязанность выполнить конкретный перечень действий и мероприятий для устранений нарушений природоохранного законодательства, что само по себе свидетельствует о том, что допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что нарушения, выявляемые в процессе эксплуатации полигона, являются устранимыми.
Согласно пункту 27 постановления Пленума N 49, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства (статья 65, часть 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд обоснованно отметил, что удовлетворение исковых требований повлечет за собой прекращение деятельности ответчика, который осуществляет в настоящий момент эксплуатацию комплекса по обработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований. Прекращение деятельности объекта в настоящее время повлечет неблагоприятные последствия для сложившихся на территории Краснодарского края потоков отходов и, как следствие, к возникновению новых стихийных свалок, которые влекут за собой нарушение санитарных норм и правил, будут наносить вред окружающей среде и нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, остаточная вместимость полигона ТКО составляет 903 955, 75 тонн, в то время как прекращение деятельности спорного полигона приведет к увеличению нагрузки на полигон, установленный в качестве альтернативного территориальной схемой - Темрюкский (МУП МО ТР "Универсал"). Истцом не представлено доказательств наличия необходимых мощностей для перераспределения нагрузки на действующие полигоны твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не доказана неправомерность осуществления ответчиком деятельности по размещению полигона по захоронению твердых бытовых отходов на спорных земельных участках.
С учетом отсутствия доказательств причинения вреда, возникновения угрозы жизни и здоровью людей деятельностью полигона ООО "МП "ЖКХ" Красноармейского района, оценив соразмерность последствий прекращения деятельности полигона тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для удовлетворения апелляционных жалоб администрации и АНО "Зеленая станица".
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 декабря 2022 года по делу N А32-44059/2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44059/2022
Истец: Администрация МО Красноармейский район, Администрация муниципального образования Красноармейский район
Ответчик: ООО многопрофильное предприятие "ЖКХ" Красноармейского района, ООО МП "ЖКХ" Красноармейского района
Третье лицо: Автономная некоммерческая оранизация "Зеленая станица", АНО "Зеленая Станица", Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, ООО "Зерновая компания "Полтавская", Прокуратура КК, Прокуратура Краснодарского края, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз", Южное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования