город Омск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А81-11935/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-929/2023) Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2022 по делу N А81-11935/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1068901001102, ИНН 8901017533, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улиц Карла Маркса, дом 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 13), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (ОГРН 1148900000369, ИНН 8901998519, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Кирпичная, дом 12); муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" (ОГРН 1028900555265, ИНН 8902008394, адрес: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Гагарина, дом 28), акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" об оспаривании предупреждения от 06.10.2022 N089/01/15-867/2022,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - до и после перерыва Хаджирадовой Елены Александровны по доверенности от 12.05.2022 N 32;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - до и после перерыва Мухаметханова Марата Марсильевича по доверенности от 10.01.2023 N 2;
от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" - до и после перерыва Долговой Анны Игоревны по доверенности от 07.11.2022 N 19;
от муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" - до и после перерыва Ломакиной Натальи Васильевны по доверенности от 26.01.2023 N 3;
от акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод" - после перерыва Киреевой Марины геннадьевны по доверенности от 06.025.2023
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Ямало-Ненецкое УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Фонд капитального ремонта), муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" (далее - Учреждение), акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - АО "ЩЛЗ").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2022 по делу N А81-11935/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что потребность в проведении Департаментом предварительного отбора подрядных организаций, для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на замену (ремонт, модернизацию) лифтов отсутствует.
Фонд капитального ремонта в письменном отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента,
В материалы дела от Ямало-Ненецкого УФАС России поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
АО "ЩЛЗ", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В судебном заседании представители Департамента, Фонда капитального строительства, Учреждения, поддержав доводы апелляционной жалобы, указали на незаконность оспариваемого предупреждения.
Представитель Ямало-Ненецкого УФАС возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 30.03.2023, объявлен перерыв до 15 час. 30 мин. 06.04.2023.
Информация о перерыве размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле и дополнительно представителя АО "ЩЛЗ".
За время перерыва в судебном заседании от АО "ЩЛЗ" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу Департамента. Ямало-Ненецким УФАС России представлены дополнения к отзыву на апелляционную жалобу Департамента. Департаментом представлены письменные возражения на доводы антимонопольного органа.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы учетом представленных дополнений.
Представители Фонда капитального ремонта и Учреждения также поддержали правовую позицию Департамента.
Представители антимонопольного органа и АО "ЩЛЗ" возразили на доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзывы на жалобу, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Ямало-Ненецкое УФАС России поступила жалоба АО "ЩЛЗ" от 08.09.2022 N 5360 на бездействие Департамента, выразившееся в непроведении предварительного отбора подрядных организаций, для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на замену (ремонт, модернизацию) лифтов.
В жалобе АО "ЩЛЗ" указало, что в соответствии с пунктами 6, 7 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 Положения N 615 (не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего Положения (Положение вступило в силу 15.07.2016).
После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра, не реже одного раза в квартал.
Последний предварительный отбор квалифицированных подрядных организаций по предмету: "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов N 28-ПО/2020" был объявлен 06.10.2020, который завершился 03.11.2020. После проведения данной процедуры Департаментом государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа не объявлялось ни одного отбора по указанному предмету.
Указанное обращение рассмотрено антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора. Потенциальный участник электронного аукциона проводимого в соответствии с Положением N 615, должен обладать специальной правоспособностью - быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации.
АО "ЩЛЗ" включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа по предмету: "выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов" - реестровая запись в ЕИС N 00505100088020190053, период включения в сводный реестр 06.11.2019 - 07.11.2022.
Сведения об АО "ЩЛЗ" с 08.11.2022 будут исключены из реестра квалифицированных подрядных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа.
Учитывая, что Департаментом в установленный Положением N 615 срок, не проведен предварительный отбор подрядных организаций по предмету: "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов N 28-ПО/2020", антимонопольный орган пришел к выводу, что АО "ЩЛЗ" не имело возможности принять участие в предварительном отборе подрядных организаций и в дальнейшем участвовать в электронных аукционах, проводимых Фондом капитального ремонта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
При наличии хозяйствующего субъекта (АО "ЩЛЗ"), имеющего намерение быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций, Ямало-Ненецкое УФАС России пришло к выводу, что бездействие Департамента, выразившееся в непроведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приводит к препятствованию деятельности АО "ЩЛЗ", ограничению, устранению и недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке, и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Департаменту на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом выдано предупреждение от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022 о необходимости прекращения бездействия, приводящего к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, путем исполнения обязанности, предусмотренной пунктами 6, 7 Положения N 615, в части проведения предварительного отбора подрядных организаций, для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на замену (ремонт, модернизацию) лифтов.
Указанное предупреждение подлежало исполнению не позднее 07.11.2022.
Департамент, посчитав предупреждение Ямало-Ненецкого УФАС от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022 незаконным и необоснованным, обратился с соответствующим заявлением в суд.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 21.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляют региональные операторы - юридические лица, создаваемые субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда.
В силу части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением N 615, региональный оператор определяет подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем проведения аукциона в электронной форме, являющегося конкурентным способом определения подрядной организации, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.
Под реестром квалифицированных подрядных организаций понимается сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная Положением N 615 информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона (пункт 2 Положения N 615).
В силу пункта 2 Положения N 615 органом по ведению реестра является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
На территории ЯНАО функции органа по ведению реестра в силу Постановления Правительства ЯНАО от 22 октября 2013 N 889-П "О департаменте государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа" возложены на Департамент.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 615 предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Согласно пункту 7 Положения N 615 по итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.
В пункте 8 Положения N 615 установлены предметы электронного аукциона, по которым должен проводиться предварительный отбор подрядных организаций, в том числе: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов (пункт "г")
Пунктом 6 раздела II Положения N 615 установлено, что предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.
При рассмотрении жалобы АО "ЩЛЗ" Ямало-Ненецким УФАС установлено, что предварительный отбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ на "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов N 28-ПО/2020" проводился Департаментом в октябре-ноябре 2020 (извещение в ЕИС N от 06.10.2020 N 28/ПО-2020). Итоги данного предварительного отбора подрядных организаций подведены 16.11.2020.
Установив, что Департаментом в установленный Положением N 615 срок, не проведен предварительный отбор подрядных организаций по предмету: "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов N 28-ПО/2020", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Ямало-Ненецким УФАС правомерно выдано оспариваемое предупреждение N 089/01/15-867/2022, поскольку обязанность проводить предварительные отборы квалифицированных подрядных организаций ежеквартально не ставится в зависимость ни от наличия финансирования, ни от наличия (отсутствия) потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда необоснованным исходя из следующего.
Вопреки доводам Ямало-Ненецкого УФАС России, поддержанным судом первой инстанции, пунктом 6 Положения N 615 обязанность проведения предварительных отборов по каждому предмету, предусмотренному пунктом 8 Положения N 615, не установлена.
В рассматриваемом случае бездействие Департамента, выразившееся в непроведении в установленный Положением N 615 срок отбора подрядных организаций по предмету: "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов N 28-ПО/2020", не может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции и не нарушает прав и законных хозяйствующих субъектов (юридических лицх, индивидуальных предпринимателей), в том числе АО "ЩЛЗ", оказавшихся в равных условиях вне реестра квалифицированных подрядных организаций, учитывая, что предварительный отбор подрядных организаций по предмету, указанному в подпункте "г" пункта 8 Положения N 615 за счёт средств собственников Департаментом не проводился и не проводится с 2020 года ввиду отсутствия такой необходимости.
Закупка предварительного отбора подрядных организаций, для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на замену (ремонт, модернизацию) лифтов, в которой мог бы принять участие АО "ЩЛЗ", Департаментом не поводилась и потребность в проведении такой закупки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствует, следовательно, формирование и ведение на возмездной основе реестра квалифицированных подрядных организаций нельзя признать целесообразным и обоснованным.
Так, в соответствии с пунктом 5.1 Порядка формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2014 N 733-П, в целях определения очередности проведения капитального ремонта, а также учета и оценки технического состояния многоквартирных домов до и после проведения капитального ремонта осуществляется мониторинг технического состояния многоквартирных домов.
Спорный предмет предварительного отбора "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов" (подпункт "г" пункт 8 Положения N 615), включает в себя оценку технического состояния многоквартирных домов.
Оценка технического состояния многоквартирных домов осуществляется на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 05.02.2014 N 79-П "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее -Порядок N 79-П).
Согласно пункту 1.3 Порядка N 79-П объектами мониторинга технического состояния являются многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 29.12.2014 N 1136-П.
В силу пунктов 3.1, 2.4 Порядка N 79-П мониторинг осуществляется один раз в год, субъектами мониторинга являются управляющие организации; товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные кооперативы; органы местного самоуправления городского или муниципального округа.
В рамках мониторинга проводится оценка технического состояния многоквартирных домов (раздел 2 Порядка N 79-П).
Закупки для оценки технического состояния многоквартирных домов на территории ЯНАО не проводятся, так как в рамках мониторинга проводится оценка технического состояния (раздел 2 Порядка N 79-П), данная функция обеспечивается субъектами мониторинга технического состояния многоквартирных домов на безвозмездной основе.
Таким образом, необходимости в проведении предварительных отборов по предмету, предусмотренному подпунктом "г" пункта 8 Положения N 615, не имелось, поскольку часть предмета предварительного отбора "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома" осуществляется в ЯНАО без использования финансовых средств (безвозмездно) в рамках мониторинга, который осуществляется в рамках постановления Правительства ЯНАО N79-П, а по другой части спорного предмета предварительного отбора "разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" закупки, комиссионные отборы осуществляются согласно порядку отбора подрядных организаций в рамках постановления Правительства ЯНАО N 506, за счет средств государственной поддержки.
Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки капитального ремонта, утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2016 N 519-П, в числе которых указана разработка проектной и (или) сметной документации (раздел 9), включающая: 9.1. Разработку проекта и (или) разработки сметы. 9.2. Инженерные изыскания. 9.3. Составление дефектной ведомости. 9.4. Проведение проверки на предмет достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта или проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области ценообразования и сметного нормирования.
Источники финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе предусмотрены региональным краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на 2020 - 2022 годы, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2019 N 1041-П.
Частью 5 статьи 13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2014 N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон ЯНАО N 11-ЗАО) установлено, что порядок отбора получателей государственной поддержки капитального ремонта и определения объема софинансирования проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома утверждается постановлением Правительства автономного округа.
Порядок отбора подрядных организаций и организаций, осуществляющих строительный контроль, для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которые финансируются за счет средств государственной поддержки, утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 N 506-П (далее - Порядок N 506-П).
Согласно пункту 1.1 Порядка N 506-П данный правовой акт распространяется на правоотношения, связанные с отбором подрядных организаций в целях заключения с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в случае, если капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется с предоставлением мер государственной поддержки, без использования средств фонда капитального ремонта, сформированного на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе".
Порядок N 506-П предусматривает одну часть конкурса - комиссионный отбор, под которым понимается форма конкурса, победителем которого признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения гражданско-правового договора (пункт 1.2).
Заказчиком, организатором комиссионного отбора выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, организация, осуществляющая оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (пункт 1.2).
Предметом комиссионного отбора является право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту, на осуществление строительного контроля за проведением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включенного в Программу, Краткосрочный план (пункт 1.2).
Согласно разделу 2.1 Порядка N 506-П заказчик осуществляет следующие функции: принимает решение о проведении комиссионного отбора и несет расходы по его организации; издает распорядительный документ о проведении комиссионного отбора; составляет и утверждает документацию по проведению комиссионного отбора, определяет условия (сроки выполнения работ, критерии оценки предложений участников комиссионного отбора, место и сроки проведения комиссионного отбора и др.); обеспечивает участникам комиссионного отбора возможность посещения объекта комиссионного отбора; по результатам комиссионного отбора составляет протокол; заключает в срок, установленный документацией, договор с победителем, определенным по итогам комиссионного отбора.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что постановлением Правительства ЯНАО N 506-П от 27.06.2013 регулируется следующая часть закупочной процедуры- заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, является неверным.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1144-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса" утверждена программа и установлен порядок предоставления субсидии.
Приложением N 2.10 указанной программы утверждён порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктом 1.7 приложения N 2.10 к государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса" установлено, что привлечение товариществами собственников жилья либо жилищными, жилищно-строительными кооперативами, управляющими организациями, организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - управляющие организации), подрядных организаций (исполнителей работ) для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств субсидии осуществляется в соответствии с Порядком отбора подрядных организаций и организаций, осуществляющих строительный контроль, для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории автономного округа, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО N 506-П.
Поскольку предварительный отбор это часть процедуры закупки (пункт 2 Положения N 516), соответственно потребность в проведении предварительного отбора ставится в зависимость от потребности самой закупки.
По смыслу Положения N 615, целью предварительного отбора является принятие участия организаций в конкретных аукционах, проводимых по определенному предмету, с целью обеспечения проведения закупок, заключения договоров, а поскольку аукционы на право оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, не будут проводиться в рамках Положения N 615, нормы Закона о защите конкуренции не нарушены.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что действия уполномоченного органа по ведению реестра необоснованно ограничен доступ к участию в отборе или созданы преимущественные условия кому-либо из участников.
При таких обстоятельствах оспариваемое предупреждение от 06.10.2022 N 089/01/15-867-2022 необоснованно возлагает на Департамент обязанность проведения предварительных отборов подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2022 по делу N А81-11935/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Департамента.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и апелляционной жалобы не распределяются, поскольку согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2022 по делу N А81-11935/2022 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11935/2022
Истец: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги", Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе", АО "Щербинский лифтостроительный завод", Хаджирадова Елена Александровна