г. Москва |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А40-180553/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кухаренко Ю.Н.,
судей Птанской Е.А., Трубицына А.И.,
при ведении протокола помощником судьи Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2023,
дополнительное решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2023
по делу N А40-180553/22,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (ОГРН: 1061001043421, ДИНН: 1001174763)
к ответчику Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261),
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Лебедев Д.В. по доверенности 11.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности за электроэнергию в многоквартирных домах г. Петрозаводск в мае-июне 2022 г. в размере 16 721,53 руб., пени в сумме 863,65 руб. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения размера требований).
Решением суда от 10.02.2023 с Министерства обороны российской федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" взыскано 16.721,53 руб. задолженности и пени в размере 863,65 руб.
Вместе с тем, судом при вынесении судебного акта не был разрешен вопрос по требованиям истца о взыскании суммы неустойки по день фактического исполнения.
Дополнительным решением суда от 10.02.2023 с Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания взыскана неустойка, начисленная на сумму основного дога за период с 23.11.2022 по дату фактического исполнения обязательства.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе на решение и дополнительное решение заявитель указывает на то, что судом первой инстанции оставлен без надлежащей правовой оценки факт того, что в нарушение ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ Истец предъявил исковые требования, минуя управляющую компанию, которая обслуживала указанные жилые дома в спорный период.
Полагает, что судом первой инстанции в нарушение ст. 65 и 71 АПК РФ оставлен без внимания довод Ответчика о том, что документы, представленные Истцом в обоснование представления электрической энергии в многоквартирные дома, подписаны только со стороны Истца.
Считает, что судом первой инстанции нарушена ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, поскольку исковые требования удовлетворены в условиях, когда Истец не имеет право требовать коммунальные платежи за потребление тепловой энергии.
Приводит довод о том, что судом первой инстанции оставлен без надлежащей правовой оценки тот факт, что взыскание пени за просрочку оплаты задолженности при отсутствии доказательств своевременного направления счетов на оплату в адрес Ответчика противоречит требованиям ч. 2 ст. 155 ЖК РФ.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение и дополнительное суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалоб поддерживает в полном объеме.
Истец в заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 137 от 10.10.2006 г. (в редакции Постановления Госкомитета РК по ценам и тарифам от 31.01.2017 г. N 5) Обществу с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (далее - ООО "Энергокомфорт". Карелия", Истец) с 1 сентября 2006 года присвоен статус гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, действующим на территории Республики Карелия, и обеспечивающих электроснабжение потребителей в рамках административных границ г. Петрозаводска и п.Кварцитный Прионежского муниципального района, энергопринимающие устройства которых, технологически присоединены к указанным электрическим сетям, ограниченных точками поставки, указанными в Приложении 2 к названному Постановлению.
На основании вышеуказанного Постановления ООО "Энергокомфорт". Карелия" осуществляет поставку электрической энергии потребителям города Петрозаводска и п. Кварцитный Прионежского муниципального района, в том числе в жилые помещения, находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации (далее -Минобороны РФ, Ответчик).
Согласно имеющейся информации, в том числе из единоличного решения собственников всех жилых помещений в домах со 100 % долей собственности Минобороны РФ от 01.09.2017 г., указанные ниже дома являются собственностью Министерства обороны РФ:
1. г.Петрозаводск, ул. Томицы, д. 7
2. г.Петрозаводск, ул. Томицы, д. 8
Решением Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 20.10.2020 г. N 211/13-12/РИ/3065 по заявлению лицензиата ФГБУ "ЦЖКУ" (ИНН 7729314745) внесены изменения в реестр лицензий Республики Карелия об исключении сведений спорных домов. Далее в спорных МКД не выбран способ управления, в том числе и в марте 2022 г.
18 октября 2021 г. в адрес Министерства обороны РФ был направлен договор энергоснабжения N 100-1-11-00024-01 на подписание.
Подписанный договор в адрес ООО "Энергокомфорт". Карелия" или протокол разногласий от Ответчика не поступали.
Поскольку Минобороны РФ является единоличным собственником вышеуказанных домов, объем электроэнергии, потребленный за спорный период 2022 г. при содержании общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, определен Истцом на основании показаний прибора учета, за расчетный период по формуле, исходя из разницы объёма коммунального ресурса, определённого по показателям коллективного (общедомового) прибора учета за расчётный месяц и объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме. Объем электрической энергии, предъявленный к оплате Минобороны РФ, определен на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, отраженного в сводных актах первичного учета показаний средств измерения электроэнергии по точкам поставки из сети АО "Оборонэнерго".
Тариф (цена) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Карелия на 2022 год утвержден Постановлением Государственного комитета РК по ценам и тарифам от 10.12.2021 г. N 150 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей в Республике Карелия на 2022 г.".
По указанным выше адресам для осуществления расчетов с Минобороны РФ за электрическую энергию, в том числе потребленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме, ООО "Энергокомфорт". Карелия" выставило счета-фактуры N 21346 от 31.05.2022 и N 25476 от 30.06.2022.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по своевременному внесению платы задолженность за электрическую энергию, в том числе, использованную на содержание общего имущества, согласно расчетам, составила 16.721,53 руб.
В нарушение требований ст.ст.153, 154, 155 Жилищного кодекса РФ оплата за электрическую энергию Ответчиком не произведена.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
На основании пункта части 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в случае непосредственного управления многоквартирном доме собственниками помещений, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ст.544 ГК РФ, п.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции отметил, что обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника жилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией
Подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) предусмотрено, что "Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил".
Таким образом, в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
В спорных многоквартирных домах в 29.06.2022 г. избран способ управления и управляющей организацией является ООО "Жилой дом+", но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Положения действующего в указанный период законодательства позволяли Истцу в отсутствие выбранного способа управления в спорных МКД выступать в качестве исполнителя коммунальной услуги, за которой закреплена обязанность производить расчеты размера платы за предоставленную электроэнергию, в том числе и на содержание общего имущества.
Вопреки доводам ответчика, материалами дела подтверждается, что он является собственниками спорных помещений согласно единоличному решению собственника всех жилых помещений в домах со 100 % долей собственности Министерства обороны Российской Федерации от 01.09.2017 г.
Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, статья 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).
При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание общего имущества устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.
Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом, что опровергает утверждение ответчика о том, что он является ненадлежащий ответчик.
С учётом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика задолженности суд первой инстанции удовлетворил в полном объёме.
Истцом также было заявлено требование о взыскании неустойки в сумме 863,65 руб.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1). Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2). Таким образом, неустойка по своей правовой природе является, в том числе мерой ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства.
В соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ за несоблюдение установленных сроков оплаты должники обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Суд первой инстанции, рассмотрев требование истца, посчитал требование о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штраф, пеня), под которой признается определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка, начисленная согласно разделу 12 Регламента финансовых расчетов, участник оптового рынка уплачивает неустойку в размере 2/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму задолженности за каждый банковский день просрочки платежа за нарушение срока оплаты электрической энергии.
В связи с изложенным, учитывая наличие просрочки исполнения обязательств ответчиком, Арбитражный суд Москвы посчитал данное требование подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
В материалах дела находится копия единоличного решения собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации от 01.09.2017 г.
Вышеуказанное решение Ответчиком не оспорено, возражений по данному документу также не представлено. Ответчик также не представил документы, подтверждающие смену собственника.
В силу части 17 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Пунктом 3 Постановления N 1616 установлено, что предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"(далее - Правила N 354).
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 указанных Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В силу пункта 14 Правил N 354 предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителем не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Согласно постановлению Администрации Петрозаводского городского округа от 29.06.2022 N 1930 в соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации для многоквартирных спорных домов управляющей организацией определено ООО УК "Жилой дом +" с даты включения сведений об управлении такими МКД в реестр лицензий Республики Карелия до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не более одного года.
Указанным постановлением на ООО УК "Жилой дом +" не возложена обязанность по обеспечению предоставления коммунальных услуг путем организации заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, при этом Ответчиком не представлено доказательств именно с какой даты включены сведения об управлении спорными МКД в реестр лицензий Республики Карелия (спорный период - май 2022 г. и июнь 2022 г.). Более того, передача ООО УК "Жилой дом +" спорных домов в обслуживание связана с фактическим отсутствием управляющей организации.
Таким образом, не наступили события, указанные в п. 14 Правил N 354. Доказательств иного в материалы дела Ответчиком не представлено, в том числе не представлены счета за оказанные услуги, полученные от ООО УК "Жилой дом +".
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме управляющая организация может выступать с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, в отношении МКД, в которых собственниками не выбран способ управления МКД, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация (далее - РСО).
Статус исполнителя коммунальной услуги данная РСО будет иметь до дня начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья или иным кооперативом, которые заключат соответствующие договоры с РСО.
Кроме того, РСО становится исполнителем коммунальной услуги в отношении многоквартирного дома, в котором по тем или иным обстоятельствам прекращен ранее выбранный способ управления.
В этом случае статус исполнителя коммунальной услуги данная РСО автоматически приобретает со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом, а утрачивает - со дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом.
Министерством обороны РФ, как единоличного собственника спорных МКД, не представлено доказательств управления управляющей организацией, а именно подписанного между Ответчиком и УК договора управления.
Положения действующего в указанный период законодательства позволяли Истцу выступать в качестве исполнителя коммунальной услуги, за которой закреплена обязанность производить расчеты размера платы за предоставленную электроэнергию.
Как указывалось выше, Министерство обороны Российской Федерации является единоличным собственником всего дома, всех квартир. Наниматели в адрес ООО "Энергокомфорт". Карелия" не обращались, Министерство обороны РФ, как собственник помещений, не представил документов, что квартиры были сданы (переданы) в найм.
18 октября 2021 г. в адрес Министерства обороны РФ был направлен договор энергоснабжения N 100-1-11-00024-01 на подписание.
Подписанный договор в адрес ООО "Энергокомфорт". Карелия" или протокол разногласий от Ответчика не поступал.
Таким образом, рассматриваемое дело не затрагивает и не нарушает прав и интересов ООО "Жилой Дом+" и не требует его участия в деле.
Кроме того, Ответчик не заявлял в первой инстанции ходатайство о привлечении ООО "Жилой Дом+".
Факт отсутствия подписанного акта реализации Ответчиком, не говорит о том, что Истец не оказывал услугу по поставке электрической энергии в спорные МКД.
Истцом представлены все первичные документы для расчета объема, потребленной электрической энергии в спорный период: сводный акт первичного учета показаний прибора учета по точкам поставки из сети АО "Оборонэнерго".
Ответчиком не представлено надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих объем потребленной электрической энергии в спорный период по точкам: г.Петрозаводск, ул.Томицы, д.7 и д.8, представленный Истцом.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что, судом первой инстанции нарушена ч.7 ст. 155 ЖК РФ, поскольку исковые требования удовлетворены в условиях, когда Истец не имеет право требовать коммунальные платежи за потребление тепловой энергии".
Однако истец, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии с определенной зоной деятельности (г.Петрозаводск, и п. Кварцитный) осуществляет поставку и сбор платы только по электрической энергии и не касается тепловой энергии.
Истец не требовал коммунальные платежи за потребление тепловой энергии с Ответчика.
Довод Ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что поскольку Истец не направлял платежные документы, то в силу ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, не имеется оснований для взыскания с Ответчика пеней, не соответствует фактическим обстоятельствам делам.
ООО "Энергокомфорт".Карелия" ежемесячно направляет счета-фактуры и акты реализации электрической энергии в адрес Ответчика, что подтверждается копиями почтовых уведомлений (с отметкой о направлении и вручении), которые были представлены вместе с исковым заявлением от 11.08.2022 г. N 1-06/13038.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как уже было отмечено выше Минобороны РФ является собственником жилых домов, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, ул. Томицы, д.7 и д.8, соответственно несет бремя содержания этих домов.
В соответствии с положениями ч.1 ст.155ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки (пеней) произведен Ответчику с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Таким образом, срок исполнения обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги является законодательно установленным и не связан с представлением должнику предусмотренных частью 2 статьи 155 ЖК РФ платежных документов. По истечении указанного срока должник считается просрочившим исполнение.
Кроме того, действуя добросовестно, в целях исполнения своей обязанности по оплате услуг, Ответчик мог сам обратиться к Истцу за получением счетов на оплату.
Ответчик знает объем потребленного ресурса в вышеуказанных домах, рассчитанного по показаниям прибора учета, тариф утвержден, соответственно рассчитать свое потребление и произвести оплату, даже в отсутствие счет-фактуры, ничто не препятствует (Определение Верховного суда РФ от 07.06.2018 г. N 306-ЭС 18-6465, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2020 г. по делу N А67-3676/2019 и др.).
Ответчиком не представлено надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих доказательства, представленные Истцом.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалоб не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2023, дополнительное решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2023 по делу N А40-180553/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180553/2022
Истец: ООО "ЭНЕРГОКОМФОРТ". ЕДИНАЯ КАРЕЛЬСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16630/2023
12.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14058/2023
10.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180553/2022
20.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180553/2022