10 апреля 2023 г. |
Дело N А83-19980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2023.
В полном объёме постановление изготовлено 10.04.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе - Ляхова Л.Ю., представитель по доверенности от 18.01.2023 N 91-03/123;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - Ляхова Л.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2023 N 182,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по делу N А83-19980/2020, по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе
к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, кадастрового инженера Лавринец Юлии Дмитриевны
об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - ответчик) с исковым заявлением к Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, в котором просит суд:
- исправить реестровую ошибку, а именно исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 90:13:010105:3594, расположенного по адресу: Республика Крым, район Советский, пгт. Советский, ул. Дзержинского, с кадастровым номером 90:13:000000:2859, расположенного по адресу: Республика Крым, район Советский, пгт. Советский, пер. Северный.
- установить границы земельного участка площадью 233853 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет, с кадастровым номером 90:13:000000:2110 по следующим координатам, указанным в исковом заявлении.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2022 года по делу N А83-19980/2020 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок предоставлялся для размещения железной дороги, а не для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, следовательно, переданный из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность на основании Распоряжения N 680-р (согласно приложению к Распоряжению N 680-р), земельный участок площадью 233911 га с кадастровым номером 90:13:000000:2110, не относится к федеральной собственности в полном объеме. Таковым может быть признан лишь земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта. По мнению суда, только земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, может быть отнесен к объекту федеральной собственности. Однако, учитывая основания и предмет исковых требований, в рамках настоящего спора истец претендует на весь земельный участок, указанный в государственном акте от 17.02.2000 года N 003181. Ничто не препятствует заинтересованному лицу организовать формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов (сооружений) железнодорожного транспорта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора.
Так, апеллянт ссылается на наличие прав истца на земельный участок с кадастровым номером 90:13:000000:2110, а также на указание его границ в соответствующем государственном акте. Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 680-р 28.06.2016 года земельный участок с кадастровым номером 90:13:000000:2110, расположенный по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет, общей площадью 233 911 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: железнодорожный транспорт, был безвозмездно передан из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность.
Согласно Распоряжению Совета Министров Республики Крым N 680-р от 28.06.2016 года, Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД") поручено провести государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110, расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет.
ФГУП "КЖД" было подано заявление N 91-0-1-35/3011/2020-12000 о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, в связи с необходимостью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110, расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет.
11.05.2020 года было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка N 11/2020-52194.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта послужил тот факт, что при проведении пространственного анализа Межевого плана, представленного с заявлением N 91-0-1-35/3011/2020-12000 и кадастровым номером 90:13:000000:2110, выявлено, что в результате загрузки координат, уточняемый земельный участок пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: КМЗУ 90:13:010105:3594 (1), КМЗУ 90:13:000000:2859 (3), КМЗУ 90:13:010105:3594 (3).
Земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет состоит на кадастровом учёте, как ранее учтённый объект недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 90:13:000000:2110.
Собственники налагающихся земельных участков: Администрация Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, кадастровый номер 90:13:010105:3594, адрес: Республика Крым, р-н Советский, пгт. Советский, ул. Дзержинского; Администрация Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, кадастровый номер 90:13:000000:2859, адрес: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, пер. Северный.
Истец указывает, что фактически границы земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110 и налагающимися земельными участками с кадастровыми номерами: 90:13:010105:3594, 90:13:000000:2859 не пересекаются и не являются смежными земельными участками. Возникшее наложение является следствием реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в базе ЕГРН.
Согласно заключению кадастрового инженера Лавринец Юлии, межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110, расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет, в соответствии с его фактическим расположением.
В результате межевания границ земельного участка площадь ранее учтенного земельного участка изменилась и составляет 233853 кв. м. Изменение площади уточненного земельного участка обусловлено тем, что часть земельного участка образована в составе земельного участка с КН 90:13:000000:2981, расположенного по адресу Республика Крым, р-н. Советский, пгт. Советский, ул. Матросова, являющегося собственностью Муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым, N 90:13:000000:2981 - 90/090/2019-l от 26.11.2019. Уменьшение площади согласовано с собственником земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110, посредством подписания акта согласования.
Предельные минимальные и максимальные размеры площади земельного участка для вида разрешенного использования "Железнодорожный транспорт" - не установлены.
Граница земельного участка определялась исходя из документа определяющего местоположение границ земельного участка при его образовании, а именно: исходя из Государственного акта на право постоянного пользования землей I-КМ N 003181 от 17.02.2000 года, Выписки из ЕГРН на земельный участок N 99/2019/270274536 от 02.07.2019 года.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110 по границе от н1 до н14, от н20 до н105, от н106 до н1 - не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования. По границе от н14 до н20, от н161 до н161, н165 до н165, н169 до н169, н173 до 73, н177 до н177, н181 до н 181, н185 до н185, н190 до н190 - не подлежит согласованию, так как указанная граница была согласована ранее и при проведении кадастровых работ не изменилась, т.е. местоположение границ не уточнялось в ходе ведения кадастровых работ, по границе от н105 до н106 - согласовано в индивидуальном порядке с собственником земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2109.
Уточняемый земельный участок пересекается с границами следующих земельных участков: 90:13:010105:3594, 90:13:000000:2859, которые содержат кадастровую ошибку в описании местоположения в базе ЕГРН.
Устранение пересечения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110 и границ участков третьих лиц в рамках выполнения кадастровых работ не представляется возможным.
Для осуществления кадастрового учета изменений участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110, расположенного по адресу: Республика Крым, Советский район, Советский поселковый совет, необходимо удалить из ЕГРН координатное описание границ земельных участков с кадастровыми номерами: 90:13:010105:3594, 90:13:000000:2859.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и г. Севастополе в Арбитражный суд Республики Крым в суд с данными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года, статьи 304, 305 ГК РФ).
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету. Иск о правах на недвижимое имущество является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и принадлежности его частей.
Из материалов дела следует, что основания заявленных исковых требований по настоящему делу - это реализация прав Росимущества в отношении земельного участка с кадастровым номером с КН 90:13:000000:2110, с учётом того, что истец считает его земельным участком, указанным в Государственном акте на право постоянного пользования землей I -КМ N 003181 от 17.02.2000 года.
Апелляционным судом установлено, что согласно государственному акту серии I -КМ N 003181 от 17.02.2000 года на право постоянного пользования землей, Советским сельским Советом народных депутатов Советского района Автономной Республики Крым предоставлено государственному предприятию "Приднепровская железная дорога" в постоянное пользование 23,3911 гектаров земли для размещения железной дороги.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что земельный участок на момент возникновения указанных правоотношений находился в собственности территориальной громады и был предоставлен для "размещения железной дороги". При этом участок был предоставлен именно для указанной цели, а не для эксплуатации сооружений (объектов) железнодорожного транспорта.
При этом, правовой режим указанных земель различный, поскольку в последнем случае правовой статус земель зависит от прав гражданских на соответствующие объекты. До вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 года N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности".
Пунктами 3 и 4 Заключительных и переходных положений Закона N 5245 установлено, что землями коммунальной собственности соответствующих территориальных общин считаются: а) земельные участки: - на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной общины; - находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций; б) все остальные земли, расположенные в границах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящего раздела.
В государственной собственности остаются: а) расположенные в границах населенных пунктов земельные участки: на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности; находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук; которые относятся к землям обороны; б) земельные участки, используемые Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины; в) земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы; г) все остальные земли, расположенные за границами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего раздела.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым; 4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, согласно существующему в Республике Крым порядку распределения земель, земли, расположенные в границах соответствующих населенных пунктов, являются муниципальной собственностью.
Из материалов дела усматривается, что Заключением эксперта от 24.08.2022 года N 2172/6-3 по результатам проведенной федеральным бюджетным учреждением "Крымская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации экспертизы, установлено, что фактические площади земельных участков с кадастровыми номерами: КМЗУ N 90:13:010105:3594 (1) - 3 674 кв. м., КМЗУ N 90:13:000000:2859 (2) - 9 689 кв. м., соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Определить фактическую площадь земельного участка с кадастровым номером 90:13:000000:2110 не представляется возможным ввиду отсутствия фактических границ земельного участка в натуре (на местности).
Границы земельного участка с кадастровым номером КМЗУ N 90:13:000000:2110 налагаются на границы земельных участков с кадастровыми номерами КМЗУ N 90:13:010105:3594, КМЗУ N 90:13:000000:2859.
Площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 90:13:000000:2110 и N 90:13:010105:3594 составляет 31 кв.м., площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 90:13:000000:2110 и 90:13:000000:2859 составляет 189 кв.м.
С учётом выше изложенного, а также то, что земельный участок предоставлялся для размещения железной дороги, а не для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что переданный из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность на основании Распоряжения N 680-р (согласно приложению к Распоряжению N 680-р), земельный участок площадью 233911 га с кадастровым номером 90:13:000000:2110, не относится к федеральной собственности в полном объёме, поскольку таковым может быть признан лишь земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта.
Как правильно указал суд первой инстанции, только земельный участок, необходимый для эксплуатации сооружений железнодорожного транспорта, может быть отнесён к объекту федеральной собственности.
Однако, учитывая основания и предмет исковых требований, в рамках настоящего спора истец претендует на весь земельный участок, указанный в государственном акте от 17.02.2000 года N 003181.
В тоже время, ничто не препятствует заинтересованному лицу организовать формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов (сооружений) железнодорожного транспорта.
Учитывая заключение эксперта от 24.08.2022 года N 2172/6-3, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 года по делу N А83-19998/2020.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2022 года по делу N А83-19980/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19980/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Лавринец Юлия Дмитриевна, МИЗО РК, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ФГУП Республики Крым "Крымская железная дорога", ФБУ Крымская ЛСЭ Минюста России