город Омск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А46-13640/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-91/2023) Министерства образования Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2022 по делу N А46-13640/2022 (судья Яркова С.В.), принятое по исковому заявлению Министерства образования Омской области (ОГРН 1045504009803, ИНН 5503079856, адрес: 644002, город Омск, улица Красный Путь, дом 5) к частному учреждению дошкольного образования "Детский сад "Арбуз" (ОГРН 1135543005135, ИНН 5507236926, адрес: 644074, город Омск, проспект Комарова, дом 25, корпус 1), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (ОГРН 1045504038140, ИНН 5504097209, адрес: 644010, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 72, корпус 1), о взыскании 16 242 740 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства образования Омской области - Камитов Арман Мухаметкалиевич по доверенности от 29.03.2022 N 8054 сроком действия 3 года,
от частного учреждения дошкольного образования "Детский сад "Арбуз" - Назаров Сергей Константинович по доверенности от 10.10.2022 N 4 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к частному учреждению дошкольного образования "Детский сад "Арбуз" (далее - ответчик, учреждение, ЧУДО "Детский сад "Арбуз") о взыскании средств субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми в размере 2 961 592 руб.; средств субсидии на финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам с целью возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в размере 13 281 148 руб., в общей сумме 16 242 740 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.12.2022 по делу N А46-13640/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Министерство указало на то, что предоставление субсидии на финансовое обеспечение ответчику не может считаться оказанием мер социальной поддержки. Истец настаивает на том, что недостоверную информацию предоставил именно ответчик, а не налоговый орган, что подтверждается письмом УФНС России по Омской области от 01.06.2022, в соответствии с которым по состоянию на 01.03.2021 и на 01.10.2021 у ЧУДО "Детский сад "Арбуз" имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также письмом УФНС России по Омской области от 09.09.2022 N 08-32/14195@, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.07.2020.
Министерство настаивает на том, что представленная ЧУДО "Детский сад "Арбуз" справка N 5304731 является недостоверной, так как содержала указание на отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов при одновременном указании на наличие приложения (приложение присутствует только в случае наличия задолженности); считает, что факт расходования субсидии на финансовое обеспечение по целевому назначению не имеет правового значения применительно к настоящему делу.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву приложены дополнительные доказательства.
Принимая во внимание, что по смыслу части 2 статьи 268 АПК РФ и абзаца 5 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции, представленный ответчиком документ суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, принятия законного и обоснованного судебного акта.
С апелляционной жалобой Министерством заявлено ходатайство о назначении судебной технической экспертизы для определения достоверности справки N 5304731 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Министерством предложено поручить проведение судебной экспертизы эксперту федерального бюджетного учреждения Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России) Баженову Сергею Михайловичу (далее - Баженов С.М.).
Из материалов настоящего дела следует, что Министерством в суде первой инстанции заявлялось аналогичное ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ рассматривается судом, разрешающим дело по существу, исходя из предмета доказывания, имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, совершение данного процессуального действия является правом суда, а не обязанностью. В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос о необходимости разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, за исключением тех случаев, когда назначение экспертизы предписано законом.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных участниками спора доказательств (статьи 64, 66, 71, 168 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в качестве основания для возврата субсидии истцом заявлено о недостоверности предоставленной ответчиком справки N 5304731 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, со ссылкой на сведения, предоставленные УФНС России по Омской области, об ином содержании указанного документа.
Таким образом, установление достоверности названной справки, предоставленной ответчиком в целях получения субсидии, является существенным обстоятельством, требующим применения специальных знаний.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 ходатайство Министерства о назначении судебной технической экспертизы удовлетворено, назначена судебная экспертиза для определения достоверности справки N 5304731 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, ее проведение поручено эксперту ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России Баженову С.М. На разрешение эксперту поставлены следующие вопросы: имеются ли в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов N 5304731 признаки изменения ее первоначального содержания? Если имеются, то какие именно?
Рассмотрение апелляционной жалобы в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда отложено на 06.04.2023.
24.03.2023 в Восьмой арбитражный апелляционный суд поступило заключение эксперта от 23.03.2023 N 495/1-3.
Определением от 31.03.2023 в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Лотова А.Н. на судью Шиндлер Н.А., рассмотрение жалобы начато сначала.
УФНС России по Омской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЧУДО "Детский сад "Арбуз" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заключение эксперта, заслушав представителей Министерства, ЧУДО "Детский сад "Арбуз", установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок предоставления субсидии).
В соответствии с Порядком предоставления субсидии одним из требований и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - неисполненная обязанность), на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора (абзац второй подпункта 1 пункта 5.4, подпункт 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии).
На основании заявок ЧУДО "Детский сад "Арбуз" об участии в отборе на предоставление субсидий с приложением предусмотренных Порядком предоставления субсидии документов учреждению Министерством предоставлены субсидии в общей сумме 16 242 740 руб., из которых: на создание дополнительных мест в соответствии с соглашением от 01.06.2021 N 40-2021-01136 в размере 2 961 592 руб.; на финансовое обеспечение в соответствии с соглашением от 14.05.2021 N 8, дополнительным соглашением от 29.11.2021 N 2 в размере 13 281 148 руб.
С заявкой на предоставление субсидии на создание дополнительных мест, а также на финансовое обеспечение ЧУДО "Детский сад "Арбуз" представлена справка N 5304731 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентов) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.03.2021, подтверждающая отсутствие у ЧУДО "Детский сад "Арбуз" неисполненных налоговых обязательств.
С заявкой на предоставление субсидии на финансовое обеспечение ЧУДО "Детский сад "Арбуз" также представлена справкаN 87143 "Об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентов) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов" об отсутствии неисполненной обязанности налогоплательщиком по состоянию на 01.10.2021.
В рамках внутреннего финансового аудита, проведенного Министерством в 2022 году, от УФНС России по Омской области получена информация о том, что по состоянию на 01.03.2021 и на 01.10.2021 у ответчика имелась неисполненная обязанность, и, соответственно, представленные ответчиком справки содержат недостоверную информацию (акт аудиторской проверки от 09.06.2022, письмо УФНС России по Омской области от 01.06.2022).
Таким образом, Министерство пришло к заключению, что ответчиком нарушены требования и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение, установленные абзацем вторым подпункта 1 пункта 5.4, подпунктами 12, 13 пункта 6 Порядка предоставления субсидии:
- отсутствие у образовательной организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- соответствие образовательной организации на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии;
- достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
15.06.2022 Министерство направило в адрес ЧУДО "Детский сад "Арбуз" уведомление об обеспечении возврата субсидии на финансовое обеспечение в размере 13 281 148 руб. (письмо Министерства от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16172), а также уведомление о возврате субсидии на создание дополнительных мест в размере 2 961 592 руб. (письмо Министерства от 15.06.2022 N ИСХ-22/МОБР-16168).
Поскольку спорная субсидия не была возвращена Министерству, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим исковым заявлением.
27.12.2022 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалованное истцом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Критерием оценки добросовестности лица в правоотношениях, в которые оно вступает, является недопустимость реализации им своих прав при обладании им необходимой информацией, из содержания которой в условиях добросовестного поведения можно сделать вывод о предстоящих негативных последствиях как для него самого, так и для третьих лиц.
По правилам пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Из материалов настоящего дела следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ, пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
В силу пункта 2 Порядка предоставления субсидии целью предоставления субсидии является возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - затраты), в соответствии с нормативами обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, установленными Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области", частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации).
Согласно пункту 5.2 Порядка предоставления субсидии отбор проводится на основании запроса предложений (заявок), направленных образовательными организациями для участия в отборе (далее - заявка), исходя из соответствия образовательных организаций категориям отбора, критериям отбора, установленным настоящим Порядком, и очередности поступления заявок.
Подпунктом 1 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии установлены требования к образовательным организациям, которым они должны соответствовать на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, следующим требованиям, в том числе: отсутствие у образовательных организаций неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
Согласно подпункту 6 пункта 5.5 Порядка предоставления субсидии в целях участия в отборе образовательная организация представляет в Министерство в установленный им срок заявку по форме, утвержденной Министерством, с приложением справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора.
Документы, указанные в подпунктах 2 - 6 настоящего пункта, образовательные организации представляют по собственной инициативе. В случае если указанные документы не представлены, Министерство запрашивает необходимую информацию в соответствии с законодательством.
Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены в форме электронного документа (подписанного электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации).
Основаниями для отклонения заявок на стадии их рассмотрения являются (пункт 5.13):
1) несоответствие образовательной организации требованиям, предусмотренным пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидии;
2) несоответствие заявки и документов требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5.5 Порядка предоставления субсидии;
3) недостоверность представленной образовательной организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
4) подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидии предоставляются образовательным организациям, в том числе при соблюдении следующих условий:
- достоверность информации, представленной образовательной организацией в соответствии с настоящим Порядком предоставления субсидии;
- соответствие образовательных организаций на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5.4 настоящего Порядка.
Согласно пункту 22 Порядка предоставления субсидии Министерство в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения нарушения образовательной организацией (лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 6 (за исключением подпункта 3) настоящего Порядка, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным в соответствии с законодательством органом государственного финансового контроля, направляет образовательной организации (лицам, получающим средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) в форме электронного документа (подписанного электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору образовательной организации, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) уведомление о возврате субсидии (средств, полученных на основании договоров, заключенных с образовательными организациями).
Субсидия (средства, полученные на основании договоров, заключенных с образовательными организациями) подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения образовательной организацией (лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с образовательной организацией) уведомлений, предусмотренных в настоящем пункте, в пункте 23 настоящего Порядка.
Из материалов настоящего дела следует, что в целях подтверждения отсутствия у образовательной организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, ЧУДО "Детский сад "Арбуз" в Министерство были представлены, в том числе: справка N 5304731 по состоянию на 01.03.2021, справка N 87143 по состоянию на 01.10.2021, свидетельствующие об отсутствии у заинтересованного лица на указанные даты вышеуказанной неисполненной обязанности по уплате.
Министерство, утверждая о недостоверности представленных сведений, ссылается на письмо УФНС России по Омской области от 01.06.2022, согласно которому справка N 5304731 по состоянию на 01.03.2021 и справка N 87143 по состоянию на 01.10.2021, сформированы с результатом "имеет неисполненную обязанность", что не соответствует справкам, предоставленным ЧУДО "Детский сад "Арбуз".
Согласно представленным налоговым органом сведениям о задолженности ЧУДО "Детский сад "Арбуз" (электронное дело, приложение к отзыву на ходатайство УФНС России по Омской области от 30.09.2022), ответчик имел задолженность по состоянию на 01.03.2021 и на 01.10.2021.
В соответствии с представленной УФНС России по Омской области справкой N 87143 (т. 2 л.д. 86-88) по состоянию на 01.03.2021 ответчик имел задолженность: 342 963 руб. 65 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 79 788 руб. 83 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, 36 947 руб. 81 коп. - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 7 руб. 41 коп. налог на доходы физических лиц. Указанная задолженность по взносам погашена ЧУДО "Детский сад "Арбуз" 23.03.2021, по пени - 25.03.2021.
По состоянию на 01.10.2021 ЧУДО "Детский сад "Арбуз" имело задолженность: 4433 руб. 36 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 3449 руб. 88 коп - налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, 1920 руб. 60 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, 1092 руб. 10 коп. страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 138 руб. 74 коп. - налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налогов осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 19 382 руб. 07 коп. - налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, 34 руб. 48 коп. - налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налогов осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 НК РФ, 22 руб. 53 коп - налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налогов осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 НК РФ. Указанная задолженность по взносам и пени погашена ЧУДО "Детский сад "Арбуз" в период с 07.10.2021 по 11.10.2021.
При этом материалами дела подтверждается, что ЧУДО "Детский сад "Арбуз" налоговыми органами были выданы справки (N 5304731 по состоянию на 01.03.2021, N 87143 по состоянию на 01.10.2021), свидетельствующие об отсутствии у ответчика неисполненной обязанности по уплате налогов.
Так, согласно справке от 07.04.2021 N 5304731, выданной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска, по состоянию на 01.03.2021 ЧУДО "Детский сад "Арбуз" не имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная справка заверена подписью сотрудника налогового органа и имеет оттиск печати инспекции.
Согласно справке от 12.10.2021 N 87143, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области, по состоянию на 01.10.2021 ЧУДО "Детский сад "Арбуз" не имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанная справка подписана электронной цифровой подписью сотрудника налогового органа.
Из заключения эксперта от 23.03.2023 N 495/1-3 следует, что в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов N 5304731 признаки изменения ее первоначального содержания не выявлены.
Оценив заключение эксперта от 23.03.2023 N 495/1-3 в порядке, предусмотренном статьями 71 и 86 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, отмечая, что оно соответствует требованиям, предъявляемым законом, в нем дан полный, конкретный и достаточно ясный ответ на поставленный вопрос, не допускающий противоречивых выводов или неоднозначного толкования, признал его надлежащим и допустимым доказательством. Выводы эксперта обоснованы исследованными ими обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства, противоречия в выводе эксперта отсутствуют.
Как следует из материалов настоящего дела, действуя в рамках статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" сотрудниками УЭБ и ПК УМВД России по Омской области были получены объяснения Гукаловой И.А. (директор ЧУДО "Детский сад "Арбуз"), из которых следовало, что директор не располагала сведениями о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пояснила, что работники учебного заведения подделкой документов не занимались.
Вопреки позиции Министерства, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, указывающие на то, что именно сотрудниками учреждения внесены изменения в справки, выданные налоговым органом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает недобросовестности на стороне ЧУДО "Детский сад "Арбуз", а также принимает во внимание, что Министерство в соответствии с Порядком предоставления субсидии не было лишено возможности самостоятельно запросить сведения у налогового органа, что ими в данном случае сделано не было.
Более того, материалами дела подтверждается, что в течение 2021 года субсидия была израсходована ответчиком строго по целевому назначению, а именно:
1) на оплату труда за 2021 год, с учетом взносов 30,2% в сумме 13 122 507 руб.;
2) на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, тетрадей - 80 042 руб. 70 коп. (платежное поручение от 16.12.2021 N 831, счет-фактура от 17.12.2021);
3) на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся - 55 909 руб. (платежные поручения от 07.12.2021 N 805 на сумму 16000 руб.; от 21.10.2021 N 683 на сумму 8000 руб.; от 30.09.2021 N 616 на сумму 8000 руб.; от 16.08.2021 N 502 на сумму 8000 руб., от 25.06.2021 N 391 на сумму 8000 руб., акт и договор от 10.09.2019 N 5144, заключенные с ФГКУ "УВОВ НГ РФ по Омской области");
4) на дополнительное профессиональное образование - 39 200 руб. (платежные поручения от 13.12.2021 N 818 на сумму 33 600 руб., договор от 22.11.2021 N15-19/1299, акт, платежное поручение от 21.12.2021 N 844 на сумму 9600 руб., договор от 19.11.2021 N15-19/1298, акт).
При указанных обстоятельствах оснований для возложения на ЧУДО "Детский сад "Арбуз" негативных последствий в виде возвращения средств израсходованной субсидии при недоказанности истцом недобросовестности его действий не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от уплаты таковой.
В соответствии с частью 2 статьи 107 АПК РФ эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.
Согласно части 1 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее - Постановление N 23) перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счета суда или за счет средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм. Суд выносит такой акт по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.
В этой связи с депозитного счета Восьмого арбитражного апелляционного суда в пользу федерального бюджетного учреждения Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации надлежит перечислить 18 620 руб., внесенные платежным поручением от 28.02.2023 N 1000011, по следующим реквизитам: УФК по Омской области (ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России л/с 20526У56120), ИНН 5502029700, КПП 550301001, ЕКС 40102810245370000044, р/с 03214643000000015200 в отделение Омск Банка России // УФК по Омской области г. Омск, БИК 015209001, к/с нет, код 00000000000000000130, ОКТМО 52701000.
Министерству надлежит возвратить с депозитного счета Восьмого арбитражного апелляционного суда излишне внесенные денежные средства в сумме 900 руб., перечисленные на основании платежного поручения от 28.02.2023 N 1000011.
При изготовлении машинописного текста резолютивной части постановления от 06.04.2023 (в его резолютивной части) допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании номера платежного поручения, а именно: вместо платежное поручение от 28.02.2023 N 1000011 ошибочно указано платежное поручение от 28.02.2023 N 100011.
В соответствии со статьей 179 АПК РФ суд, разрешивший спор, вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, не затрагивая существа итогового судебного акта, считает необходимым исправить допущенную в резолютивной части постановления 06.04.2023 (в ее резолютивной части): вместо слов "платежное поручение от 28.02.2023 N 100011" читать "платежное поручение от 28.02.2023 N 1000011".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2022 по делу N А46-13640/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выплатить Федеральному бюджетному учреждению "Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" за проведение судебной экспертизы с депозитного счета Восьмого арбитражного апелляционного суда 18 620 руб., перечисленных на основании платежного поручения от 28.02.2023 N 1000011.
Возвратить с депозитного счета Восьмого арбитражного апелляционного суда Министерству образования Омской области 900 руб., перечисленных на основании платежного поручения от 28.02.2023 N 1000011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13640/2022
Истец: Министерство образования Омской области
Ответчик: ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКИЙ САД "АРБУЗ"
Третье лицо: УМВД РФ по г. Омску, Федеральное бюджетное учреждение Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (Баженов Сергей Михайлович), Управление Федеральной налоговой службы по Омской области