город Омск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А81-10440/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14405/2022) Административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2022 по делу N А81-10440/2022 (судья Кустов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901002488, ОГРН 1028900510979, адрес: 629003, город Салехард, улица Б.Кнунянца, 5) к Административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард, при участии в деле: в качестве заинтересованного лица Администрации муниципального образования город Салехард (ОГРН: 1028900510143, ИНН: 8901009290, адрес: 629007, город Салехард, улица Сенькина, 103), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ИО" (ОГРН: 1198901002585, ИНН: 8901038011, адрес: 629404, город Лабытнанги, улица Автострадная, дом 59, квартира 10), об оспаривании постановления Административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард от 30.06.2022 N301 (в полном объеме изготовлено 04.07.2022) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИО" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N81-ЗАО,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард от 30.06.2022 N 301 (в полном объеме изготовлено 04.07.2022) о привлечении ООО "ИО" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2022 по делу N А81-10440/2022 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился административный орган, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Прокуратуры.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что:
- выводы суда о том, что административным органом при привлечении общества к административной ответственности нарушен принцип однократности наказания, нарушения выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия муниципального контроля, являются неверными;
- применяя положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд не учел, что муниципальный контроль, регламентированный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре)" и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора)и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в отношении общества не проводился;
- выявленный должностным лицом комиссии по настоящему делу факт нарушения обществом Правил благоустройства не образует единый состав совершенного ООО "ИО" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Закона N 81-ЗАО, установленный административным органом в постановлении 30.06.2022 N 300.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
В ходе обследования территории города Салехард 17 мая 2022 года в 16 час. 24 мин. в районе микрорайона Ямальский по ул. Зои Космодемьянской в г. Салехард установлен факт размещения объявления "ДОСТАВКА ЕДЫ N 1 BANZAJ роллы твоего города НОВОЕ - МЕНЮ ОНЛАЙНЗАКАЗ banzai shd eda-89.ru оформить заказ можно по тел: -7 (912) 910-77-75 ДОСТАВКА БЫСТРО Время работы с 11:00 до 00:00 Заказы принимаем до 23:30 г. Салехард, ул. Чкалова, 16 Скачай приложение" на конструктивном элементе автобусной остановки "ОВД", то есть вне места, специально отведенного органами местного самоуправления.
Данный факт был зафиксирован в ходе комиссионного обследования территории города Салехарда сотрудниками управления транспорта и городского хозяйства Администрации города Салехарда, который подтверждается актом обследования и фототаблицей.
В ходе проверки было установлено, что доставку еды BANZAJ роллы твоего города осуществляет общество с ограниченной ответственностью "ИО", ИНН 8901038011 ОГРН 1198901002585.
Административный орган пришел к выводу о том, что обществом с ограниченной ответственностью "ИО", ИНН 8901038011 ОГРН 1198901002585, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 3.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81- ЗАО "Об административных правонарушениях" - размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления. Усмотрев в действиях ООО "ИО" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях".
09.06.2022 года в отношении ООО "ИО" составлен административный протокол N 37 по ч. 1 ст. 3.1 Закона ЯНАО N 81-ЗАО.
30.06.2022 (в полном объеме изготовлено 04.07.2022) административной комиссией в муниципальном образовании г. Салехард вынесено постановление N 301, которым Общество с ограниченной ответственностью "ИО" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 3.1 Закона ЯНАО N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Прокуратура ЯНАО обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административной комиссии незаконным и его отмене.
Прокуратурой ЯНАО заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Проверка исполнения Администрацией г. Салехарда требований законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях проведена прокуратурой г. Салехарда с 03.08.2022 по 11.08.2022, что подтверждается решением от 03.08.2022 N 449, в связи чем пропущенный процессуальный срок обоснованно восстановлен судом первой инстанции.
По результатам рассмотрения заявления 09.11.2022 принято решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения с учётом следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Из статей 1.1, 1.3, 1.8 КоАП РФ следует, что административная ответственность за административные правонарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации. Дела о таких правонарушениях возбуждаются уполномоченными должностными лицами и рассматриваются, в частности, административными комиссиями в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22.1, часть 6 статьи 22.2, часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ).
Статьей 1.1 Закона N 81-ЗАО предусмотрено, что настоящий Закон устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации, в том числе административную ответственность, за нарушения законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3.1 Закона N 81-ЗАО установлена административная ответственность за размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок вне установленных мест в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу положений пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Решением Городской Думы города Салехарда от 30.11.2018 N 81 утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования город Салехард (далее - Правила благоустройства).
Пунктом 12.4 Правил благоустройства установлен запрет на размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок вне специально отведенных мест (Раздел III Правил благоустройства. Содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями).
Согласно материалам дела в ходе обследования территории города Салехард
17 мая 2022 года в 16 час. 24 мин. в районе микрорайона Ямальский по ул. Зои Космодемьянской в г. Салехард установлен факт размещения объявления "ДОСТАВКА ЕДЫ N 1 BANZAJ роллы твоего города НОВОЕ - МЕНЮ ОНЛАЙНЗАКАЗ banzai shd eda-89.ru оформить заказ можно по тел: -7 (912) 910-77-75 ДОСТАВКА БЫСТРО Время работы с 11:00 до 00:00 Заказы принимаем до 23:30 г. Салехард, ул. Чкалова, 16 Скачай приложение" на конструктивном элементе автобусной остановки "ОВД", то есть вне места, специально отведенного органами местного самоуправления.
Указанный факт зафиксирован в ходе комиссионного обследования территории города Салехарда сотрудниками управления транспорта и городского хозяйства Администрации города Салехарда, подтверждается актом обследования, фототаблицей.
В ходе проверки установлено, что доставку еды BANZAJ роллы твоего города осуществляет ООО "ИО".
Указанное свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 Закона N 81-ЗАО.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения ООО "ИО" требований вышеуказанного Закона N 81-ЗАО, в силу чрезвычайных, не зависящих от общества событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, из материалов дела не усматривается.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях ООО "ИО" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Закона N 81-ЗАО.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований из имеющихся материалов дела не усматривается.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, а также картотеки арбитражных дел, 17.05.2022 в ходе обследования территории города Салехард административным органом выявлены нарушения со стороны ООО "ИО" Правил благоустройства, а именно обществом осуществлено размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок вне специально отведенных мест по адресам: в районе микрорайона Ямальский по ул. Зои Космодемьянской в городе Салехард на конструктивном элементе автобусной остановки "ОВД", в районе микрорайона Ямальский по ул. Зои Космодемьянской в городе Салехард на конструктивном элементе автобусной остановки "ОВД" (в обратном направлении).
В отношении каждого объявления отдельно составлен 09.06.2022 административный протокол по части 1 статьи 3.1 Закона N 81-ЗАО и 30.06.2022 вынесены постановления о привлечении к административной ответственности. Проверка проведена одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что выявленные нарушения допущены обществом в результате единого акта действия (бездействия), по фактическому и правовому содержанию такие нарушения идентичны друг другу, в силу чего образуют единый состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Закона N 81-ЗАО.
Разделение совершенного обществом правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них самостоятельного постановления о привлечении к административной ответственности, влечет нарушение положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и принципа однократности наказания, закрепленного в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Доводы административного органа об отсутствии правовых оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции в связи с неверным толкованием норм права.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
В целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "муниципальный контроль" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Закона N 248-ФЗ, Закона N 294-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
В целом доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2022 по делу N А81-10440/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10440/2022
Истец: ПРОКУРАТУРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Ответчик: Административная комиссия в муниципальном образовании город Салехард
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Салехард, ООО "ИО"