город Омск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А46-20524/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2041/2023) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2023 по делу N А46-20524/2022 (судья Малявина Е.Д.), принятое по исковому заявлению Департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5503205740, ОГРН 1085543022234, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34) к Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414, адрес: 644043, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5) о взыскании 3 552 584 руб.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищной политики Администрации города Омска (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству финансов Омской области (далее - ответчик, министерство, Минфин Омской области) о взыскании за счет казны Омской области 3 552 584 руб. в счет возмещения убытков на приобретение жилого помещения Зиновьевой Еве Викторовне (далее - Зиновьева Е.В.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2023 по делу N А46-20524/2022 заявленные требования удовлетворены, взыскано с министерства за счет казны Омской области в пользу департамента 3 552 584 руб. в счет возмещения убытков на приобретение жилого помещения Зиновьевой Е.В.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Минфин Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель указывает, что в настоящее время нормативно-правовые акты, устанавливающие расходное обязательство Омской области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не приняты, следовательно, спорное обязательство не может быть возложено на Омскую область. Министерство полагает, что доказательств противоправности действий (бездействия) Омской области в лице министерства и причинной связи между этими действиями (бездействием) и убытками истца не представлено. Податель жалобы также полагает, что сумма заявленных убытков подлежит снижению на 1 384 905 руб. 62 коп., поскольку во исполнение решения Центрального районного суда города Омска от 08.07.2021 по делу N 2-4731/2021 истцом приобретено жилое помещение общей площадью 59 кв.м, с превышением нормы предоставления на 23 кв.м.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
До начала судебного заседания от министерства поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Центрального районного суда города Омска от 29.12.2021 по делу N 2-4731/2021, вступившим в законную силу 11.02.2022, на администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Зиновьевой Е.В., 11.04.2007 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в черте населенного пункта город Омск, общей площадью на Зиновьеву Е.В., а также с учетом площади, необходимой для проживания в нем одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ней, не менее нормы предоставления, с учетом права Зиновьевой Е.В. на дополнительную площадь (т.1, л.д. 13-17).
Указанным решением установлено, что Зиновьева Е.В. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987-н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире" (справка врачебной комиссии БЗОО "Городская поликлиника N 10" от 22.06.2021 N 71/284).
На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, семья Зиновьевой Е.В. состоит с 27.08.2012. На основании решения комиссии по жилищным вопросам департамента от 02.07.2021 Зиновьева Ольга Борисовна (мать Зиновьевой Е.В.) включена во внеочередной список по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний".
Установлено, что Зиновьева Е.В., страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в составе семьи из 7 человек состоит на учете с 27.08.2012 в целях получения жилого помещения по договору социального найма, то есть поставлена на учет после 01.01.2005, в связи с чем обеспечение Зиновьевой Е.В. жилым помещением относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Омской области.
В соответствии с муниципальным контрактом купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 08.08.2022 N 26/2022 (далее - Контракт) департаментом в муниципальную собственность приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Молодогвардейская, дом N 4, квартира 39 (л.д. 18-29). В соответствии с пунктом 4.1. Контракта его цена составила 3 552 584 руб., оплата по Контракту произведена департаментом платежным поручением от 12.09.2022 N 1559 (т.1, л.д. 33).
Во исполнение указанного выше решения Центрального районного суда города Омска администрацией города Омска Зиновьевой Е.В. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Молодогвардейская, дом N 4, квартира 39 (распоряжение о предоставлении жилого помещения от 10.10.2022 N 340-р, л.д. 40).
17.10.2022 между муниципальным образованием город Омск Омской области (наймодатель) и Зиновьевой Е.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 204/22, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 59 кв.м. по адресу: г. Омск, ул. Молодогвардейская, дом N 4, квартира 39 (л.д. 41-43).
Полагая, что неисполнение министерством своих обязанностей по предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации администрацией города Омска полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области, по обеспечению указанной категории жилыми помещениями, привело к убыткам у муниципального образования городской округ город Омск Омской области в размере 3 552 584 руб., истец обратился с иском в суд.
26.01.2023 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, касающихся социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), согласно преамбуле которого, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также статей 14, 19, 52 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, статья 55, статьи 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что часть 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в настоящее время нормативно-правовые акты, устанавливающие расходное обязательство Омской области по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не приняты, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанное обстоятельство не освобождает Омскую область от исполнения соответствующих обязательств.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 БК РФ, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045 и в Обзоре судебной практики ВС РФ N 1, утвержденном Президиумом ВС РФ 13.04.2016 (пункт 12).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из системного толкования норм вышеназванных законов и ГК РФ вытекает, что возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков, наряду с положениями статей 15 и 16 ГК РФ, определяется нормами главы 59 ГК РФ.
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 ГК РФ возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта РФ обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
По смыслу приведенных норм права при рассмотрении судом настоящего иска доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Омской областью своих обязанностей, наличие и размер причиненного истцу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
В связи с тем, что граждане не являются участниками бюджетных отношений и исполнение вступивших в законную силу решений судов не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты и принцип исполнимости судебных решений, администрация не может отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 2280/10).
Учитывая, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а бюджетным законодательством Омской области не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний и поставленным на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005, то невыполнение Омской областью в лице министерства этой обязанности влечет за собой возникновение убытков у муниципального образования городского округа города Омска при выполнении государственных функций по социальной защите инвалидов.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в целях определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м.
Согласно подпункту 1 пункта 17 Положения о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 105, департамент в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального жилищного фонда города Омска. Задачами департамента является, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Центрального районного суда города Омска от 29.12.2021 по делу N 2-4731/2021, вступившим в законную силу 11.02.2022, на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Зиновьевой Е.В., 11.04.2007 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в черте населенного пункта город Омск, общей площадью на Зиновьеву Е.В., а также с учетом площади, необходимой для проживания в нем одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ней, не менее нормы предоставления, с учетом права Зиновьевой Е.В. на дополнительную площадь.
Согласно представленному в материалы дела контракту стоимость приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Молодогвардейская, дом N 4, квартира 39, составила 3 552 584 руб.
В апелляционной жалобе Минфин Омской области ссылается на то, что истцом приобретено жилое помещение общей площадью 59 кв.м, с превышением нормы предоставления на 23 кв.м.
Ответчик считает, что предоставление жилого помещения площадью свыше 36 кв.м является правом, добровольно реализованным истцом, в связи с чем 23 кв.м жилой площади превышающей норму предоставления не должны финансироваться за счет средств Омской области, сумма убытков подлежит снижению на 1 384 905 руб. 62 коп.
Суд апелляционной инстанции полагает довод Минфина Омской области несостоятельным, с учетом того, что закупка жилого помещения осуществлялась в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Как верно указано судом первой инстанции, Зиновьева Е.В. является несовершеннолетней, проживает вместе с матерью Зиновьевой О.Б. и нуждается в постоянном уходе, в связи с чем Центральным районным судом г. Омска в решении от 29.12.2021 по делу N 2-4731/2021 указано на необходимость предоставления Зиновьевой Е.В. жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания в нем одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ней, а также с учетом права Зиновьевой Е.В. на дополнительную площадь.
Из материалов дела следует, что при проведении электронного аукциона на приобретение спорного жилого помещения департаментом дано описание предмета закупки, в том числе указано, что приобретение жилого помещения осуществляется в целях исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 29.12.2021 по делу N 2-4731/2021, указана площадь квартиры - 54 кв.м. (л.д. 62) (18 кв.м. + 18 кв.м. - площадь на Зиновьеву Е.В. с учетом ее права на дополнительную площадь + 18 кв.м. - площадь для одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за Зиновьевой Е.В.), а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта 3 552 584 руб. (т.1, л.д. 64).
В свою очередь, продавец, подавая заявку с площадью жилого помещения выше, чем указано в техническом задании, руководствуется своими экономическими интересами.
На момент окончания приёма заявок на участие в электронном аукционе на приобретение жилого помещения для Зиновьевой Е.В. была подана лишь одна заявка, в которой площадь жилого помещения выше, чем указана в техническом задании.
Контракт был заключен на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, цена которого не выше установленной начальной (максимальной), даже при учёте закупки жилого помещения с более высокой площадью. Подача заявки с указанием большей площади квартиры по сравнению с указанной в техническом задании не означает увеличения цены контракта.
Соответственно, обстоятельства того, что жилое помещение было приобретено общей площадью 59 кв. м (на 5 кв. м больше) не повлияли на цену квартиры и, как следствие, на размер убытков, взыскиваемых с ответчика.
Поскольку цена контракта соответствует НМЦК, которая определялась исходя из решения суда, то основания для снижения размера убытков у суда отсутствуют.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что министерством в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства финансов Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2023 по делу N А46-20524/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20524/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ