г. Саратов |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А06-8946/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" представитель Ахмедова З.Т., действующая на основании доверенности от 01.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 января 2023 года по делу N А06-8946/2022
по иску Администрации муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (ОГРН 1023000804243, ИНН 3013000518)
к акционерному обществу "Капьяргаз" (ОГРН 1023000803803, ИНН 3013000902),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Газпром газораспределение" (ОГРН 1047855099170, ИНН 7838306818),
об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - Администрация ЗАТО Знаменск, администрация, истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Капьяргаз" (далее - АО "Капьяргаз", общество, ответчик) об обязании ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне газораспределительной сети по адресу: г. Знаменск, ул. Гагарина, N 21-N 35.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19 января 2023 года по делу N А06-8946/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзывов на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 30:13:010116:1 относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под объекты общего пользования, и расположен на территории муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области".
В границах указанного земельного участка проходит охранная зона объекта газоснабжения: "Распределительные сети газоснабжения г. Знаменск Астраханской области (I и II очередь)" (п. 75 приложения 1 к постановлению Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 23 августа 2013 г. N 26 "Об утверждении границ охранных зон газопроводов и наложении ограничений (обременении) на входящие в них земельные участки").
АО "Капьяргаз" является организацией, эксплуатирующей сети газораспределения на территории ЗАТО Знаменск.
По мнению истца, ответчиком не исполняются обязанности по опиловке древесно-кустарниковой растительности, конкретно по адресу: г. Знаменск, ул. Гагарина, N 21-N 35, в связи с чем, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Частью 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование.
Положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что согласно выписке из ЕГРН правообладателем спорного земельного участка (кадастровый номер 30:13:010116:1) является администрация МО ЗАТО Знаменск, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объекты общего пользования.
АО "Капьяргаз" осуществляет техническую эксплуатацию газораспределительных сетей на территории ЗАТО Знаменск в соответствии с договором 17-5/05-009 на выполнение работ по технической эксплуатации газораспределительных сетей от 25.12.2028, с учетом дополнительных соглашений от 25.11.2014, от 26.10.2022, газопровод передан АО "Капьяргаз" для выполнения работ по технической эксплуатации газораспределительных сетей (п. 2.2 договора, п.6, п. 7 приложения N 1 к договору).
В суде первой инстанции, как и в апелляционной жалобе, администрация указывала, что обязанность по выполнению работ по вырубке древесно-кустарниковой растительности в зоне газораспределительной сети по ул.Гагарина N 21-N 35 должна производиться силами АО "Капьяргаз".
Вместе с тем, судом установлено, что в соответствии с Правилами благоустройства, утвержденными решением Совета ЗАТО Знаменск 02 июня 2022 года N 44, обязанность по содержанию земельных участков возложена на правообладателей земельных участков (статьи 2 и 28 Правил).
Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), устанавливают условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей.
Согласно пункту "г" пункта 25 Правил N 878 эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить в том числе, расчистку трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.
Однако, Правилами N 878 не предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации производить работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности на земельных участках, находящихся в частной или государственной собственности, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей.
При этом, в соответствии с п. 15 Правил N 878 лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не подпадающие под ограничения, указанные в пункте 14 Правил, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ.
В соответствии с п. 44 Правил N 878 эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Суд первой инстанции на основании вышеприведенных норм пришел к обоснованному выводу, что возложение ответственности на организацию, эксплуатирующую газораспределительные сети, по обеспечению своевременной вырубки деревьев и кустарников, расположенных на не принадлежащих ей на праве собственности земельных участках (фактически распоряжаться не принадлежащим ей имуществом и нести бремя по его содержанию), законом не предусмотрена.
АО "Капьяргаз", как эксплуатационная организация, и собственник газораспределительной сети - АО "Газпром газораспределение" не отнесены указанными Правилами к владельцам или пользователям земельных участков, расположенных в охранной зоне газораспределительных сетей.
Согласно выписке из ЕГРН, представленной истцом на спорный земельный участок, земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под объекты общего пользования.
В соответствии со статьей 2 Правил благоустройства территории ЗАТО Знаменск, утвержденными решением Совета МО ЗАТО Знаменск N 44 от 02 июня 2022 года, ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства на территориях общего пользования являются муниципальные учреждения на основании муниципального задания; юридические и физические лица, в случае заключения договоров на осуществление на данных территориях работ по благоустройству и содержанию на основании договоров.
Согласно статье 33 Правил организация благоустройства и содержания территорий общего пользования, в том числе уборка проезжей части автомобильных дорог местного значения, осуществляется администрацией ЗАТО Знаменск в пределах своих полномочий за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ЗАТО Знаменск.
Довод апеллянта относительно применения "ГОСТ 34741-2021. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Требования к эксплуатации сетей газораспределения природного газа", введенный в действие Приказом Росстандарта от 20.10.2021 N 1191-ст, является несостоятельной, поскольку указанным национальным стандартом не регламентирован порядок проведения технического обслуживания газопроводов, расположенных на земельных участках, находящихся в частной или государственной собственности.
Более того, требования ГОСТ 34741-2021 носят не обязательный, а добровольный характер.
Ссылка администрации на п. 41 Правил N 878 не подтверждает доводы истца о том, что в случае произрастания зеленых насаждений в охранной зоне, снос таких зеленых насаждений в целях обеспечения надлежащего обслуживания газораспределительной сети должен осуществляться по инициативе и силами организации, эксплуатирующей сети газораспределения.
Как уже отмечалось, пунктом 25 Правил N 878 установлен перечень работ, которые эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить в охранных зонах, в том числе расчистка трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.
Вместе с тем, указанными правилами не предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации производить работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности на земельных участках, находящихся в частной или государственной собственности, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у общества нет обязанности по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне газораспределительной сети, и, как следствие, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Администрации ЗАТО Знаменск.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда первой инстанции не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции обстоятельств, а также иное толкование норм права, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 января 2023 года по делу N А06-8946/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8946/2022
Истец: Администрация муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области"
Ответчик: АО "Капьяргаз"
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение"