г. Тула |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А09-10176/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя - товарищества собственников недвижимости "Пушкина, 57" - Елизаровой И.Г. и заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Брянской области -Звягинцевой Л.В. (доверенность от 10.01.2023) и Михолдыкиной С.В. (доверенность от 11.01.2023 N 5), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственной жилищной инспекции Брянской области и товарищества собственников недвижимости "Пушкина, 57" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.10.2022 по делу N А09-10176/2021 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Пушкина, 57" (далее - ТСН "Пушкина, 57", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - ГЖИ Брянской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 15.10.2021 N 354/02 об устранении нарушений в части пунктов 1, 2 раздела 1, пункта 1 раздела 2 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично, предписание признано незаконным в части пункта 1 раздела 1. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Брянской области и ТСН "Пушкина, 57" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование своей позиции ГЖИ Брянской области указывает на то, что спорные акты, представленные в суд, не содержат точное наименование работ, как то предусмотрено в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. Кроме того, обращает внимание, что судом не дана оценка тому, что срок проведения проверки, установленный в пункте 12 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, нарушен. Считает, что судом неправомерно приняты во внимание Методические рекомендации по организации обследования, ремонту и обслуживанию вентиляционных каналов и дымоходов в системе ВДПО, утвержденные постановлением ЦС ВДПО от 07.09.2009 N 280, поскольку они носят рекомендательный характер.
В свою очередь ТСН "Пушкина, 57", не соглашаясь с решением суда, указывает на то, что судом неправомерно приняты во внимание Методические рекомендации по организации обследования, ремонту и обслуживанию вентиляционных каналов и дымоходов в системе ВДПО, утвержденные постановлением ЦС ВДПО от 07.09.2009 N 280, поскольку они носят рекомендательный характер. Считает неверными выводы суда в части неудовлетворенных требований.
От ГЖИ Брянской области в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение в обжалуемой ТСН "Пушкина, 57" части законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ТСН "Пушкина, 57" в суд апелляционной инстанции также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение в обжалуемой ГЖИ Брянской области части законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ГИС ЖКХ в сети "Интернет" https://dom.gosuslugi.ru в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Пушкина, д. 57 (далее - МКД), собственниками недвижимого имущества МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений от 03.10.2015 N 1 в качестве способа управления домом избрано товарищество собственников недвижимости и создано ТСН "Пушкина, 57".
В период с 01.10.2021 по 14.10.2021 на основании распоряжения ГЖИ Брянской области от 27.09.2021 N 842/02 в соответствии с ежегодным планом проверок на 2021 год, согласованным с прокуратурой Брянской области, проведена плановая документарная проверка соблюдения требований жилищного законодательства в отношении ТСН "Пушкина, 57" (т. 1, л. 14 - 18).
В ходе проведения проверки ГЖИ Брянской области выявлены нарушения, в том числе в части обеспечения проведения в доме по вышеуказанному адресу периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов, отсутствия разработанного и доведенного до сведения собственников помещений МКД перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности дома, а также размещения полного объема обязательной информации по МКД в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), которые зафиксированы в акте проверки от 14.10.2021 (т. 1, л. 22 - 35).
По результатам проверки ГЖИ Брянской области вынесено предписание от 15.10.2021 N 354/02 об устранении нарушений (т. 1, л. 36 - 39), которым определены следующие мероприятия и работы, подлежащие выполнению ТСН "Пушкина, 57" в срок до 14.11.2021:
- обеспечить в доме по указанному адресу периодическую проверку дымовых и вентиляционных каналов с оформлением актов выполненных работ с указанием технического описания состояния дымовых и вентиляционных каналов, наличие тяги в них, отсутствие засора, проверку исправности и правильности соединения железных соединительных труб, противопожарных разделок, на отсутствие изменений технических условий эксплуатации (самовольных ремонтов, переделок и наращивание дымоходов и вентканалов; указание номеров конкретных квартир, где произведена периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов; информацию о пригодности и допуске к дальнейшей эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов в МКД (пункт 1 раздела 1 предписания);
- разработать и довести до собственников помещений указанного дома перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества МКД (пункт 2 раздела 1 предписания);
- разместить обязательную информацию в системе ГИС ЖКХ в полном объеме (в случае отсутствия обязанности размещения, невозможности размещения, указать правовое основание, причины) (пункт 1 раздела 2 предписания).
Полагая требования предписания от 15.10.2021 N 354/02 об устранении нарушений в части пунктов 1, 2 раздела 1, пункта 1 раздела 2, незаконными и необоснованными, ТСН "Пушкина, 57" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его частично, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодных планов, которые направляют в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Как следует из части 11 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 данного закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Содержание распоряжения определено в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 12 статьи 9 этого же Закона о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Часть 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым относит нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки), при наличии которых результаты проверки могут быть признаны недействительными.
Как установлено судом, в период с 01.10.2021 по 14.10.2021 на основании распоряжения ГЖИ Брянской области от 27.09.2021 N 842/02, в соответствии с ежегодным планом проверок на 2021 год N 2021005500, согласованным с прокуратурой Брянской области и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://epp.genproc.gov.ru), в отношении ТСН "Пушкина, 57" проведена плановая документарная проверка соблюдения требований жилищного законодательства.
Оспаривая спорное предписание, ТСН "Пушкина, 57" ссылается на грубое нарушение ГЖИ Брянской области требований законодательства к организации проверки, выразившееся в недоведении до него распоряжения о проведении проверки за 3 дня до начала ее проведения.
Отклоняя такую позицию, суд первой инстанции, установив, что копия распоряжения о проведении проверки от 27.09.2021 N 842/02 направлена 27.09.2021 заказным почтовым отправлением на юридический адрес ТСН "Пушкина,57", но согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 24105063098879 29.09.2021 состоялась неудачная попытка вручения (за 1 рабочий день до проведения проверки) и только 06.10.2021 почтовое отправление вручено адресату, в то время как проверка была начата 01.10.2021 (т. 4, л. 71), посчитал, что ГЖИ Брянской области избран, в том числе иной, допустимый частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ способ уведомления о проведении плановой проверки посредством направления 27.09.2021 (за три рабочих дня до начала проверки) распоряжения о проведении проверки в личный кабинет ТСН "Пушкина,57" в системе ГИС ЖКХ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и информации, размещенной в ней, установлены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.12.2015 N 589/944/пр (далее - Приказ N 589/544/пр), технологическими инструкциями и руководством пользователя, которые опубликованы на сайте http://dom.gosuslugi.ru в разделе "Регламенты и инструкции".
Приказ N 589/544/пр устанавливает правила доступа к ГИС ЖКХ, к информации, размещенной в ней, а также правила и способы размещения в системе информации, в том числе путем ведения реестров, направления информационных сообщений и обмена информацией с системой (пункт 1).
Информация размещается в ГИС ЖКХ в структурированном виде в электронной форме, в том числе с приложением электронных документов либо электронных образов документов (пункт 158 Приказа N 589/544/пр).
Документы, созданные на бумажном носителе, размещаются в ГИС ЖКХ в форме электронных образов документов (пункт 159 Приказа N 589/544/пр).
Информационное сообщение, направленное пользователю информации, оператору системы, поставщику информации, в том числе оператору ИС, в силу пунктов 153 и 155 Приказа N 589/544/пр считается доставленным данному лицу в момент доставки информационного сообщения в его личный кабинет и считается врученным такому лицу в момент доставки информационного сообщения в его личный кабинет.
В соответствии с абзацем 2 пункта 18 Приказа N 589/544/пр организация, индивидуальный предприниматель являются ответственными в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершаемые в личном кабинете действия (бездействие) представителей организации, индивидуального предпринимателя, которым предоставлены права доступа.
Из материалов дела следует, что ТСН "Пушкина, 57", являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами, зарегистрировано в личном кабинете в системе ГИС ЖКХ.
Уведомление о проведении проверки размещено в ГИС ЖКХ, что подтверждается скриншотом страницы сайта ГИС ЖКХ (вкладка обращения), в которой указана тема обращения - уведомление о проверке, с указанием даты уведомления заявителя о проведении проверки (27.09.2021), а также во вложении прикреплены файлы с уведомлением и распоряжением о проведении проверки от 27.09.2021 N 842/02 в формате PDF. Указанные файлы не повреждены и открываются для прочтения (т. 5, л. 11 -13, 15 - 21).
Кроме того, материалы дела в виде скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ в разделе "реестр проверок", "просмотр информации о проверке" также подтверждают доставление 27.09.2021 ТСН "Пушкина, 57" в личный кабинет общей информации о проверке N 320005262, субъект проверки, о предмете и сроках проведения проверки (т. 5, л. 22 - 24), а также прикрепление файла с доставлением распоряжения о проведении проверки (т. 5, л. 24).
Уведомление и распоряжение о проведении проверки доставлены в личный кабинет получателя информационного сообщения ТСН "Пушкина, 57" в личный кабинет ГИС ЖКХ 27.09.2021 в 18 час. 09 мин. (т. 4, л. 104, т. 5, л. 11).
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что в рассматриваемом случае уведомление о проверке и соответствующее распоряжение размещены ГЖИ Брянской области в полном соответствии с требованиями, установленными Приказом N 589/544/пр, а, значит, уведомление и распоряжение о проведении спорной проверки считается доставленным и врученным ТСН "Пушкина, 57" в момент доставки 27.09.2021 информационного сообщения в его личный кабинет ГИС ЖКХ, то есть за три дня до проведения проверки иным доступным способом и обратного не доказано.
Довод о ненадлежащем извещении в системе ГИС ЖКХ ввиду того, что уведомление о проведении проверки доставлено в раздел "обращения" личного кабинета в системе ГИС ЖКХ ТСН "Пушкина, 57", используемый для целей реализации Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", судом также правомерно отклонен со ссылкой на то, что ТСН "Пушкина, 57" имеет полный доступ к личному кабинету в системе ГИС ЖКХ и не ограничено по своему волеизъявлению в просмотре всех сообщений, доставляемых в различные разделы личного кабинета, и, кроме того, является ответственным в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершаемые в личном кабинете действия (бездействие). Факт доставки в указанный раздел личного кабинета и возможность открытия файлов с распоряжением о проведении проверки заявитель не отрицает.
Более того, суд первой инстанции справедливо обратил внимание на то, что ТСН "Пушкина, 57" воспользовалось во исполнение полученного распоряжения о проведении проверки правом и корреспондирующей ему обязанностью, и представило в ходе проведения плановой документарной проверки документы по перечню, предусмотренному в разделе 13 распоряжения от 27.09.2021 N 842/02, а, значит, обладало информацией, необходимой для проверки.
Таким образом, суд по праву не нашел грубых нарушений требований к организации и проведению проверки, влекущих недействительность результатов проверки.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, кроме всего, перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 8 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
Сведения, содержащиеся в документах юридического лица, используемые им при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований впоследствии, и являются в силу положений частей 1 и 3 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
Предписание, как властно-распорядительный акт уполномоченного органа, должно отвечать принципам законности и исполнимости.
Как следует из предписания, основанием для его выдачи явились выявленные при проведении плановой документарной проверки и зафиксированные ГЖИ Брянской области в акте проверки от 14.10.2021 нарушения, в том числе в части обеспечения в МКД периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов.
Оспаривая пункт 1 раздела 1 предписания об устранении нарушений N 354/02 от 15.10.2021 в части выполнения мероприятий по обеспечению в МКД периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов с оформлением актов выполненных работ, товарищество указывает, что в МКД осуществлялась периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов на основании договора N 1 от 01.10.2018.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В подпунктах "а", "б" и "г" пункта 10 Правил N 491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна, помимо прочего, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, а также обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора.
В пункте 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, приведен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов.
Как предусмотрено в пункте 5 Правил о мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается, среди прочего, в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы. Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже трех раз в год (подпункт "а" пункта 11, подпункт "в" пункта 12 Правил N 410).
Согласно пункту 55 Правил N 410 выполнение работ (оказание услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), составляемым в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя), подписываемым сотрудником исполнителя, непосредственно проводившим работы (оказавшим услуги), и заказчиком. Акт содержит следующую информацию:
а) дата, время и место составления акта;
б) наименование исполнителя, выполнившего работы (оказавшего услуги) с указанием фамилии, инициалов и должности сотрудника (сотрудников) исполнителя, непосредственно выполнявшего работы (оказывавшего услуги);
в) наименование заказчика - юридического лица (фамилию, имя, отчество заказчика - физического лица);
г) реквизиты (номер и дата заключения) договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, во исполнение которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг);
д) перечень выполненных работ (оказанных услуг);
е) дата и время выполнения работ (оказания услуг).
Как следует из подпункта 11 раздела 13 распоряжения от 27.09.2021 N 842/02 ТСН "Пушкина,57" надлежало представить ГЖИ Брянской области копии договора со специализированной организацией на проверку дымовых и вентиляционных каналов и акты выполненных работ за период с сентября 2019 года по сентябрь 2021 года (т. 1, л. 17).
ТСН "Пушкина,57" в ходе проведения проверки представлены в ГЖИ копия договора от 01.10.2018 N 1 о периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов в МКД, заключенного с ООО "Макс-Сервис", дополнительное соглашение и акты выполненных работ за период с сентября 2019 года по сентябрь 2021 года (т. 3, л. 26-32).
На основании представленных актов выполненных работ ГЖИ Брянской области посчитала, что периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов в МКД заявителем не проводится ввиду несоответствия данных актов форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденной приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр, а также отсутствие поквартирных актов с описанием состояния дымовых и вентиляционных каналов и видов проведенных работ.
Вместе с тем в суд первой инстанции ТСН "Пушкина, 57" представлены иные акты, из проведенного анализа установлено их полное соответствие форме акта, утвержденного приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр, поскольку в них содержатся, в том числе сведения о наименовании работ, количественный показатель выполненной работы, единица измерения, стоимость, общая цена (т. 3, л. 29-32).
Указанное не оспаривается и ГЖИ Брянской области, которая апелляционной инстанции указала, что если бы акты, представленные суду, были представлены инспекции в ходе проверки, то они бы были приняты без вопроса, отраженного в предписании.
Однако инспекция в любом случае обращает внимание суда на то, что спорные акты не были представлены в ходе проверки.
С учетом этого апелляционный суд отмечает, что согласно подпункту 11 пункта 13 распоряжения о проведении плановой проверки (т. 1, л. 17) ТСН "Пушкина, 57" надлежит представить акты выполненных работ за период с сентября 2019 года по сентябрь 2021 года.
Между тем согласно приказу Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр "Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме", на который в обоснование своей позиции ссылается ГЖИ Брянской области, акты носят иное название - акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, вывод об исполнении (неисполнении) обязанности по проведению периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов в МКД с проверкой состояния оборудования по каждой квартире, оценки его пригодности к эксплуатации, подлежит установлению из наличия (отсутствия) не запрашиваемого ГЖИ актов выполненных работ, а из актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вследствие этого у сторон по делу и возникло недопонимание, какие акты должны быть представлены.
ТСН "Пушкина, 57", исходя из буквального прочтения распоряжения, представило акты выполненных работ за соответствующий период, в то время как ГЖИ Брянской области ожидало от него представления актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом товариществом обращено внимание апелляционной инстанции на подпункт 10 пункта 13 распоряжения о проведении проверки, в котором четко указано наименование актов, необходимых для проверки, а именно: акты выполненных работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования за период с сентября 2019 года по сентябрь 2021 года, которые были ТСН "Пушкина, 57" представлены и по которым вопроса у инспекции не возникло.
В связи со сказанным следует согласиться с мнением суда первой инстанции, что для целей проведения документарной проверки в распоряжении N 842/02 необходимые документы инспекцией у товарищества не запрашивались, а запрошенные были представлены.
В тоже время, поскольку необходимые в ходе проведения проверки документы у ТСН "Пушкина, 57" имелись, они представлены суду, оценены им и признаны соответствующими актам приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и содержащими в себе все необходимые реквизиты, для установления перечня работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, что подтверждает и ГЖИ Брянской области, то следует признать, что ТСН "Пушкина, 57" в полной мере соблюдены мероприятия по периодической проверке дымовых и вентиляционных каналов в МКД (3 раза в год по каждому объекту), а, значит, не имеется оснований для вывода о незаконности предписания в данной части и необходимости выполнения ТСН "Пушкина, 57" мероприятий и работ, поскольку они им уже выполнены.
Указание ГЖИ Брянской области на то, что данные документы могли быть представлены в инспекцию до момента составления акта проверки, вследствие чего инспекция не выносила бы в этой части предписание, не подлежит принятию во внимание, так как, со слов представителя ТСН "Пушкина, 57", они не обладали информацией об этом и вообще до составления акта и предписания не понимали, какие же документы от них требовались в ходе проверки. Кроме того, необходимо отметить, что лицо само выбирает способ защиты своего нарушенного права.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с позициями сторон в отношении неправомерности применения в данном деле судом первой инстанции положений Методических рекомендаций по организации обследования, ремонту и обслуживанию вентиляционных каналов и дымоходов в системе ВДПО, утвержденных постановлением ЦС ВДПО от 07.09.2009 N 280, так как они, во-первых, носят рекомендательный характер, а, во-вторых, вообще не имеют отношения к предмету проведенной проверки.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с мнением ГЖИ Брянской области, изложенным в апелляционной жалобе, о том, что вывод суда первой инстанции, что инспекция не воспользовалось правом, предоставленным частью 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, предусматривающим направление юридическому лицу запроса с представлением иных необходимых для проверки документов с восполнения сведений для оценки исполнения возложенных на ТСН требований, и не направила в адрес товарищества требование о представлении актов о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов, нельзя признать верным, так как у инспекции не имеется возможности продлевать срок проведения проверки, а документы ТСН "Пушкина, 57" были представлены в последний день проверки, вследствие чего у инспекции фактически не имелось времени для использования подобного права.
Однако такие выводы суда не привели к принятию неправильного решения по существу спора в данной части, а, значит, решение суда в отношении пункта 1 раздела 1 является законным и обоснованным.
При этом суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод инспекции, указанный им и в апелляционной жалобе, о смещении сроков (на 2 дня, на 50 дней раньше отопительного сезона) проведения отдельных периодических проверок по представленным актам о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов, поскольку данные акты не были предметом рассмотрения в ходе документарной проверки, и сведения из них не отражены в спорном пункте предписания.
Пунктом 2 раздела 1 оспариваемого предписания инспекция обязывает ТСН "Пушкина, 57" выполнить мероприятия по разработке и доведению до собственников помещений дома перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества МКД.
Товарищество, оспаривая указанное положение, ссылается на отсутствие в Брянской области во исполнение статьи 7 закона Брянской области от 15.05.2000 N 26-З "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Брянской области" утвержденного Правительством Брянской области перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников МКД.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 261-ФЗ энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.
Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 11 Закона N 261-ФЗ).
На основании части 2 этой же статьи Закона требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:
1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации принципами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Обязанность лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием расходов на проведение таких мероприятий, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий предусмотрена частью 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ.
Для создания собственного перечня мероприятий по повышению энергетической эффективности МКД возможно использовать примерную форму перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме, утвержденную приказом Минстроя России от 15.02.2017 N 98/пр.
Все указанные в данной форме мероприятия не обязательны для исполнителя в полном объеме, но с целью достижения максимального эффекта по энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов рекомендуется предлагать реализацию нескольких мероприятий совместно.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подп. "ж" пункта 10 Правил N 491).
Так, например, в отопительный сезон необходимо регулировать расход тепловой энергии, если есть такая возможность. При этом должны соблюдаться нормы теплового и гидравлического режима, требования к качеству коммунальных услуг. Это делается в целях оптимизации расходов собственников помещений в МКД на тепловую энергию. Обо всех проведенных мероприятиях и о тех, которые по техническим причинам провести не удалось, жителей необходимо проинформировать.
Таким образом, помимо обязательного перечня мероприятий по энергосбережению (часть 4 статьи 12 Закона N 291-ФЗ), который на территории Брянской области не утвержден, вышеуказанные положения (часть 7 статьи 12 Закона N 291-ФЗ) предусматривают обязанность лиц, ответственных за содержание МКД разработать и предложить собственникам жилых помещений с учетом индивидуальных характеристик дома предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием расходов на проведение таких мероприятий, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (например, к таким мероприятиям могут относиться предложения по замене светильников на энергосберегающие, установке датчиков движения для включения света, терморегуляторов системы отопления, счетчиков расхода водоснабжения, и т. п.).
Как установлено судом, на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания ТСН "Пушкина, 57" как лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием расходов на проведение таких мероприятий, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий не разработаны и не доведены до сведения собственников помещений в МКД.
Доказательств, в подтверждение принятия всех необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение выявленных нарушений, ни при проведении проверки, ни при рассмотрении настоящего дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования предписания в части пункта 2 раздела 1 являются законными, а требование товарищества в данной части не подлежат удовлетворению.
Оспариваемым пунктом 1 раздела 2 предписания ТСН "Пушкина, 57" надлежит разместить обязательную информацию в системе ГИС ЖКХ в полном объеме (в случае отсутствия обязанности размещения, невозможности размещения, указать правовое основание, причины).
ТСН "Пушкина, 57" в обоснование незаконности вынесенного пункта предписания указало, что требование о размещении обязательной информации в системе ГИС ЖКХ в полном объеме является неисполнимым ввиду отсутствия указания конкретных видов информации, подлежащих размещению.
Официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru (приказ Минкомсвязи России N 504, Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 2, 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2017 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и информации, размещенной в ней, установлены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.12.2015 N 589/944/пр (далее - Приказ N 589/544/пр), технологическими инструкциями и руководством пользователя, которые опубликованы на сайте http://dom.gosuslugi.ru в разделе "Регламенты и инструкции".
Пунктами 2 и 3 Приказа N 589/944/пр установлено, что система ГИС ЖКХ имеет открытую часть, свободный доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, и закрытую часть для разных категорий пользователей, доступ к которой ограничен.
В статье 6 Закона N 209-ФЗ определены виды и перечень информации, подлежащие размещению.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства определены в приказе Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом определена в разделе 10 указанного приказа.
Как следует из акта проверки, ГЖИ Брянской области проведен осмотр сайта ГИС ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru и проверена полнота информации, размещенной в отношении спорного МКД. При выгрузке отчета (аналитической информации) установлено, что информация о технических характеристиках по МКД размещена не в полном объеме (только 40,2 %), а так же не размещена иная обязательная информация, что подтверждается скриншотами с сайта ГИС ЖКХ, приложенными к акту проверки (т. 3, л. 18-21) и обществом не оспаривается.
Таким образом, указанные нарушения правомерно послужили основанием для вынесения предписания об устранении нарушений, в пункте 1 раздела 2, которого ТСН "Пушкина, 57" надлежит разместить обязательную информацию в системе ГИС ЖКХ в полном объеме (в случае отсутствия обязанности размещения, невозможности размещения, указать правовое основание, причины).
Довод товарищества о неисполнимости данного пункта предписания ввиду отсутствия указания конкретных видов информации, подлежащих размещению, судом первой инстанции по праву отклонен, поскольку ГЖИ Брянской области к акту проверки приложены распечатки сайта ГИС ЖКХ, позволяющие определить какая конкретно обязательная информация не размещена с указанием процента размещения.
При этом суд первой инстанции справедливо обрати внимание на то, что отдельные разделы сайта ГИС ЖКХ в отношении спорного жилого дома, как например информация о наличии/отсутствия дома в ГКН, размещение ЛС по различным периодам, количество ОДПУ, количество ИПУ, не заполнены вообще (0 %).
Акт проверки направлен товариществу через систему ГИС ЖКХ и почтовой корреспонденцией, что им и не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данной части предписание является исполнимым, а доказательств невозможности размещения обязательной информации либо исполнения предписания в этой части в материалы дела не представлено.
Установив факт нарушения товариществом положений действующего законодательства, суд обоснованно посчитал, что пункт 1 раздела 2 предписания является законным и обоснованным.
С учетом сказанного следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.10.2022 по делу N А09-10176/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10176/2021
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Пушкина, 57"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-45/2024
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3194/2023
12.04.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8071/2022
06.10.2022 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-10176/2021