город Омск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А75-13674/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-510/2023) общества с ограниченной ответственностью "Тан-Лун" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-13674/2022 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тан-Лун" (ОГРН 1088602004446, ИНН 8602073730, адрес: 628416, город Сургут, улица Майская, 6/2, 12) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, город Сургут, улица Энгельса, 8) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, выраженного в письме N 01-02-4267/2 от 20.04.2022, и об обязании заключить договор аренды,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тан-Лун" (далее - заявитель, общество, ООО "Тан-Лун") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101251:59, выраженного в письме N 01-02-4267/2 от 20.04.2022, и обязании заключить договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-13674/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Тан-Лун" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано на несогласие с состоявшимся по делу решением. Общество полагает, что судом первой инстанции должным образом не изучен спорный вопрос, не выяснены все обстоятельства дела, в связи с чем, арбитражный суд пришел к неправильному, противоречащему законодательству решению.
Администрацией в материалы дела представлен отзыв, в котором заинтересованное лицо полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации от 21.03.2014 N 664 между администрацией (арендодатель) и ООО "Тан-Лун" (арендатор) заключён договор аренды земельного участка N 171 от 25.03.2014, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101251:59 общей площадью 372 кв.м, расположенный по адресу: г. Сургут, микрорайон 32, территориальная зона Ж.З.-32, под временный объект - павильон "Детское кафе". Приведённое описание целей использования участка является окончательным, изменение названных условий использования участка допускается исключительно с согласия арендодателя (л.д. 14-17).
Срок аренды установлен договором с 21.03.2014 по 20.02.2019. Согласно пункту 1.5 договора по истечении срока действие договора прекращается, использование участка допускается только после заключения нового договора аренды, при этом арендатор имеет преимущественное право на его заключение.
В период действия договора аренды 23.12.2016 инспекцией Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение N 5339 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО "Тан-Лун" как недействующего юридического лица.
Решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 28.12.2016, 27.04.2017 регистрирующим органом внесена запись об исключении общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Как указывает администрация, в связи с прекращением деятельности ООО "Тан-Лун" 27.04.2017, а также в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка от 25.03.2014 N 171, с 20.02.2019 информация об обществе и об объекте, расположенном на указанном земельном участке, исключена из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее также - НТО).
Обществом действия регистрирующего органа по исключению сведений из ЕГРЮЛ оспорены в судебном порядке в рамках дела N А75-6583/2019. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.06.2019 по делу N А75-6583/2019 действия инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаны незаконными, на регистрирующий орган возложена обязанность восстановить в ЕГРЮЛ запись об обществе в качестве действующего юридического лица. 26.09.2019 решение суда вступило в законную силу, 17.10.2019 регистрирующим органом исполнено решение суда, что подтверждается записью в ЕГРЮЛ.
Как следует из отзыва администрации, 13.11.2019 ООО "Тан-Лун" обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для размещения НТО без проведения конкурсной процедуры.
Письмом от 02.12.2019 N 01-ОГ-2785/19-0-1 администрация сообщила об отказе в удовлетворении заявления общества, мотивировав решение тем, что заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона в порядке, установленном приложением 5 к Положению о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Сургута, утвержденным постановлением Администрации города Сургута от 09.11.2017 N 9589 (далее - Положение N 9589), не предоставляется возможным. Из письма следует, что в соответствии с пунктом 7 раздела III Положения N 9589 хозяйствующий субъект вправе подать заявление с предложением о включении нового места размещения НТО в схему размещения НТО, которое направляется ежегодно в период с 15 января по 1 сентября.
Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации, в котором просило признать за ООО "Тан-Лун" право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта павильон "Детское кафе", расположенный по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, микрорайон 32, территориальная зона Ж.З.-32, на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101251:59, без проведения аукциона; включить нестационарный торговый объект павильон "Детское кафе", расположенный по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, микрорайон 32, территориальная зона Ж.3.-32, на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101251:59, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут; обязать администрацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с обществом подписанный уполномоченным представителем договор на размещение нестационарного торгового объекта павильона "Детское кафе", расположенного по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, микрорайон 32, территориальная зона Ж.3.-32, на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101251:59.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.09.2020 по делу N А75-3100/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Доказательств обращения общества с заявлением о включении нового места размещения НТО в схему размещения НТО на территории города Сургута заявителем не представлено.
25.03.2022 ООО "Тан-Лун" обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101251:59 без проведения торгов.
Письмом от 20.04.2022 N 01-02-4267/2 администрация сообщила об отказе в удовлетворении заявления общества. Отказ мотивирован ссылками на изменение земельного законодательства в части предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов, а также на положения статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), регулирующих порядок предоставления земельных участков под размещение НТО.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 14.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Пунктом 3 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и статьёй 621 ГК РФ предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды по истечении срока договора аренды земельного участка.
В силу пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), пункт 3 статьи 22 ЗК РФ утратил силу с 01.03 2015.
Пунктом 21 статьи 1 Закона N 171-ФЗ ЗК РФ дополнен главой V.I "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Соответственно, исходя из изложенных норм права, а также принимая во внимание статьи 209, 421, 621 ГК РФ, намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
С 01.03.2015 случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. Поэтому при отсутствии в совокупности условий, установленных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ, арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (статья 39.6 ЗК РФ).
В соответствии со статьями 40, 41 ЗК РФ, права на использование земельных участков имеют собственники, арендаторы, землепользователи, землевладельцы. Осуществление хозяйственной деятельности на земельном участке без разрешительных документов не допускается.
В отношении публичных земельных участков пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ прямо предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Само по себе намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17540/11).
Как следует из материалов настоящего дела, срок действия договора аренды N 171 истек 20.02.2019, то есть после 01.03.2015, в силу чего доводы заявителя о том, что с ним должен был быть заключен новый договор аренды без проведения торгов не основаны на нормах действующего в указанный период времени земельного законодательства.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, не имеет правового значения утрата обществом статуса юридического лица в период с 27.04.2017 по 17.10.2019. Даже в случае обращения арендатора к арендодателю с соответствующим заявлением в указанный период времени у администрации отсутствовали правовые основания для заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в силу императивных правил, установленных ЗК РФ.
При таких обстоятельствах сохранение правоотношений по договору аренды после истечения срока его действия без проведения торгов будет противоречить действующим в настоящее время законодательным запретам.
Более того, в соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения НТО осуществляется без предоставления земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Размещение НТО на территории города Сургута осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждённой постановлением администрации города Сургута от 03.04.2012 N 2199, с заключением договоров на размещение НТО. Порядок размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Сургут регулируется постановлением администрации города Сургута от 09.11.2017 N 9589 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Сургута".
Следовательно, для размещения НТО на территории города Сургута обществу требуется не заключение договора аренды земельного участка, а соблюдение процедур, предусмотренных специальным законодательством о размещении НТО.
Таким образом, из материалов настоящего дела следует, что правовых оснований для заключения с заявителем договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101251:59 под размещение временного объекта - павильон "Детское кафе", у администрации не имелось.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ООО "Тан-Лун" в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тан-Лун" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-13674/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13674/2022
Истец: ООО "ТАН-ЛУН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА