г. Хабаровск |
|
06 марта 2024 г. |
А73-17433/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Дыркова Т.А., по доверенности от14.07.2023 N ДВОСТ НЮ-119/Д;
от публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 07.12.2023
по делу N А73-17433/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - истец, ПАО "ММК") обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, железная дорога) о взыскании пени за просрочку доставки грузов по накладным N N ЭВ411389, ЭВ863022, ЭВ728927, ЭВ922818, ЭВ729496, ЭВ728946, ЭГ028156, ЭВ759077, ЭВ728213, ЭВ728088, ЭВ613990, ЭВ574776, ЭВ728359, ЭВ863543, ЭВ380886, ЭВ804616, ЭВ922766, ЭВ974611, ЭВ818796, ЭВ826748, ЭВ728257, ЭВ749770, ЭГ092521, АП376427, ЭГ402833, ЭГ744796, АП376425, ЭГ817456, ЭГ697504, ЭГ312837, ЭГ038813, ЭВ974089 в размере 2 779 414,58 руб.
Решением суда от 07.12.2023 исковые требования удовлетворены с учетом применения положений статьи 333 ГК РФ, с ответчика в пользу истца взысканы пени в размере 1 986 274 руб.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о необоснованности непринятия довода о наличии оснований для увеличения сроков доставки груза по железнодорожным накладным N ЭВ380886 (вагон N 52243094), N ЭГ402833 (вагон N 58059551) в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.08.2002 N 245 (далее - Правила N 245) по причине технической неисправности вагонов возникшей не по вине перевозчика. Также непринятия довода о наличии оснований для продления срока доставки груза по накладной N ЭГ697504 (вагон N 55641922) в соответствии с пунктом 6.2 Правил N 245 по причине устранения коммерческой неисправности. Также приводит доводы о незаконности судебного акта в части непринятия доводов о продлении срока доставки по накладной N ЭГ697504 ввиду заключенного между перевозчиком и грузополучателем (ООО "Автовираж") договора на увеличение сроков доставки, и, как следствие отсутствие оснований для начисления неустойки в размере 50 300,76 руб. Кроме того, выражает несогласие с судебным актом в части незначительного применения судом положений статьи 333 ГК РФ, что, по его мнению, повлекло несоблюдение баланса между установленной законом мерой ответственности и последствиям нарушения перевозчиком обязательства по своевременной доставке грузов.
В судебном заседании апелляционного суда представитель железной дорога на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, принять новый судебный акт с учетом доводов жалобы.
ПАО "ММК" участие в заседании суда не принимало, в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя перевозчика, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период февраль-март 2023 грузоотправителем - ПАО "ММК", в адрес различных грузополучателей на станции назначения Дальневосточной дирекции железной дороги направлены грузы с оформлением железнодорожных накладных N N ЭВ411389, ЭВ863022, ЭВ728927, ЭВ922818, ЭВ729496, ЭВ728946, ЭГ028156, ЭВ759077, ЭВ728213, ЭВ728088, ЭВ613990, ЭВ574776, ЭВ728359, ЭВ863543, ЭВ380886, ЭВ804616, ЭВ922766, ЭВ974611, ЭВ818796, ЭВ826748, ЭВ728257, ЭВ749770, ЭГ092521, АП376427, ЭГ402833, ЭГ744796, АП376425, ЭГ817456, ЭГ697504, ЭГ312837, ЭГ038813, ЭВ974089.
Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с Правилами исчисления сроков, превышен перевозчиком, ПАО "ММК" направило в его адрес претензии от 16.03.2023 N юр-66679, от 01.04.2023 N юр-66846 с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которые оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Согласно данной статье, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6 процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд исходил из доказанности материалами дела факта доставки груза по железнодорожным накладным с нарушением нормативно установленного срока. При этом суд счел возможным применить положения 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до 1 986 274 руб.
Доводы жалобы о необоснованности непринятия доводов о наличии оснований для увеличения сроков доставки груза по железнодорожным накладным N ЭВ380886 (вагон N 52243094), N ЭГ402833 (вагон N 58059551) в соответствии с пунктом 6.3 Правил N 245 по причине технической неисправности вагонов возникшей не по вине перевозчика, апелляционным судом отклоняются.
Пунктом 6 Правил N 245 установлены случаи, когда срок доставки грузов увеличивается на все время задержки груза.
Пунктом 6.3 Правил N 245 определено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического состояния, возникшей по независящим от перевозчика причинам.
Неисправности грузовых вагонов подлежат учету согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04), утвержденному дирекцией совета по железнодорожному транспорту.
Дополнительный информационный блок классификатора содержит цифровой код, характеризующий причину возникновения неисправности грузового вагона, а именно:
1 - технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО;
2 - эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
3 - повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Из материалов дела следует, что вагоны N N 52243094, 58059551 действительно были отцеплены на промежуточных станциях железной дороги для устранения технической неисправности.
Согласно представленным в материалы дела актам общей формы от 17.02.2023 N 1233, от 17.02.2023 N 1235, от 24.02.2023 N 1419, от 15.03.2023 N 18587, от 24.03.2023 N 20789, уведомлениям по форме ВУ-36 М, справки о выполненных работах, усматривается, что поименованные вагоны были задержаны в пути следования (вагон N 52243094 на станции Белогорск ЗБК ж.д.; вагон N 58059551 на станции Хабаровск-2) по причине устранения технической неисправности (код 217-трещина/излом надрессорной балки; код 225-неисправность опорной прокладки в буксовом проеме; претензии к качеству выполнения деповского/капитального ремонта (соответственно)).
Указанные неисправности отнесены классификатором к технологической неисправности, связанной с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ.
Пунктом 81 Правил N 256 установлено, что при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера в пути следования и необходимости направления вагона, контейнера в ремонт перевозчик составляет уведомление на ремонт вагона, контейнера, уведомление об обнаруженной технической неисправности вагона, контейнера, акт общей формы. Перевозчик направляет грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона, контейнера уведомление об обнаруженной технической неисправности вагона, контейнера. Уведомление об обнаруженной технической неисправности передается грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона, контейнера в порядке, установленном соглашением между грузоотправителем (отправителем) и перевозчиком.
Согласно пункту 84 Правил, при составлении акта об обнаружении технической неисправности вагона, контейнера, в осмотре допускается участие грузоотправителя (отправителя) вагона, контейнера, владельца вагона, контейнера или уполномоченного ими лица (далее - представитель). В акте общей формы указывается время направления перевозчиком уведомления грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона и время окончания ожидания их прибытия или их представителей для участия в осмотре вагона, контейнера. Время окончания ожидания прибытия представителя наступает через сорок восемь часов со времени уведомления владельца вагона. При присутствии представителя в акте указывается о согласии или несогласии представителя с установленной технической неисправностью и время окончания осмотра вагона представителем. В случае если в течение сорока восьми часов представитель не прибыл, перевозчиком в акте общей формы делается запись о неприбытии представителя. Акт подписывается перевозчиком без участия представителя.
В пункте 6 Приложения N 5 к Правилам, утвержденным Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, указано, что допуск к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава осуществляется соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Допуск железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонт, осуществляется в случае, если в технический паспорт (формуляр) внесены соответствующие сведения.
Для решения вопроса о допуске на железнодорожные пути общего пользования владелец инфраструктуры осуществляет осмотр железнодорожного подвижного состава, в ходе которого проводятся: идентификация железнодорожного подвижного состава по техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в техническом паспорте (формуляре); сверка идентификационных номеров составных частей, определенных данными информационных систем учета железнодорожного подвижного состава; проверка наличия документов об обязательном подтверждении соответствия вновь изготовленного, модернизированного железнодорожного подвижного состава.
По результатам осмотра оформляется акт допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта (далее - Акт) в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к Технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава. При выявлении несоответствия (ий) установленным требованиям владелец инфраструктуры не допускает железнодорожный подвижной состав к эксплуатации с указанием в Акте причин(ы) отказа.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие (п. 1 Правил).
Вагон был принят к перевозке без возражений со стороны перевозчика.
Следовательно, перевозчик, приняв вагон к перевозке, подтвердил, что он не имеет недостатков, препятствующих перевозке, находится в надлежащем техническом состоянии.
Вина перевозчика в просрочке доставки груза презюмируется, при том, что на путях общего пользования вагоны находятся в непосредственном владении и эксплуатации перевозчика, учитывая отсутствие доказательств возникновения данной неисправности по причинам, не зависящим от перевозчика.
Доказательства, из которых однозначно следовало бы, что в неисправностях вагона по спорным накладным отсутствует вина железной дороги, в материалах дела отсутствуют.
Из имеющихся материалов дела невозможно установить, что спорная неисправность вагона возникла в процессе эксплуатации вагонов и не могла быть определена до подачи вагона под погрузку.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность и для освобождения от ответственности должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей. Как указано выше, надлежащие доказательства этого в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь, именно ответчик осуществляет деятельность по перевозке вагонов и несет ответственность за их качественную эксплуатацию. В данном случае повреждение имело место после принятия перевозчиком вагона к перевозке; факт приема вагонов на пути общего пользования подтверждает их техническую и коммерческую исправность; приняв вагоны к перевозке, ответчик до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей.
Доказательств в подтверждение возникновения неисправностей по вине иных лиц ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Перевозчик принял к перевозке вагоны, признав их состояние технически исправным и подтвердив, что он не имеет недостатков, препятствующих перевозке, находится в надлежащем техническом и коммерческом состоянии.
Самого факта технической (технологической) неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно, в связи с чем, выявление технической неисправности вагона в пути следования не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность, и как следствие, не освобождает от ответственности за просрочку доставки груза.
В связи с чем, основания для увеличения срока доставки по спорным накладным на основании пункта 6.3 Правил N 245 отсутствуют.
Оспаривая решение суда в части непринятия судом довода о наличии оснований для увеличения срока доставки груза по накладной N ЭГ697504, перевозчик ссылается на то, что вагон N 55641922 был задержан в пути следования по причине устранения коммерческой неисправности, возникшей не по вине перевозчика.
Пунктом 6.2 Правил N 245 предусмотрено, что срок доставки грузов увеличивается в случае задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем. При этом, условием продления срока доставки грузов является наличие доказательств возникновения коммерческой неисправности по вине грузоотправителя.
Грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность (статья 18 УЖТ РФ, пункт 18 Правил N 374).
По смыслу статьи 20 УЖТ РФ выявление коммерческой неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов.
Согласно пункту 23 Правил N 374 погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, а также требованиями Правил N 374.
В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя (пункт 87 Правил N 374).
Таким образом, приемка перевозчиком груза от грузоотправителя означает, что перевозчик подтверждает: отсутствие каких-либо нарушений крепления груза, угрожающих безопасности движения; соблюдение грузоотправителем соответствующих технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; отсутствие с его стороны претензий к погрузке и креплению груза (что исключает вину грузоотправителя при возникновении неисправностей подвижного состава).
Связано это с тем, что перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую (коммерческую) пригодность для перевозки конкретных грузов, но и обеспечивать техническую исправность (коммерческую пригодность) вагонов в пути следования. В силу этого недостаточно самого факта технической неисправности (коммерческой непригодности) вагона для увеличения срока доставки груза, необходимо, чтобы неисправность возникла по независящим от перевозчика обстоятельствам. Такие обстоятельства подлежат доказыванию перевозчиком в силу статей 9, 65 АПК РФ.
Материалами дела установлен факт принятия груза перевозчиком в отсутствие замечаний к коммерческому состоянию вагона N 55641922, а именно к размещению и креплению груза.
Согласно накладной N ЭГ697504 груз размещен и закреплен согласно Местным Техническим условиям МТУ-80-00-011-30.08.21 правильно. Так же в накладной подробно указаны материалы и размеры крепления груза.
Доказательства того, что выявленная в пути следования коммерческая неисправность не могла быть установлена перевозчиком при принятии груза к перевозке, ОАО "РЖД" в материалы дела не представлены.
ОАО "РЖД", приняв груз для перевозки, подтвердило отсутствие нарушений крепления груза, угрожающих безопасности движения. Выявление в пути следования недостатков в креплении груза, которые угрожали безопасности движения, при установленных обстоятельствах не может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза.
Более того, груз был принят перевозчиком без замечаний 02.03.2023, при этом коммерческая неисправность зафиксирована 06.03.2023, то есть спустя 4 суток после принятия груза к перевозке.
Таким образом, довод ответчика в данной части признается судом апелляционной инстанции необоснованным. В связи с чем, основания для увеличения срока доставки по спорной накладной на основании пункта 6.2 Правил N 245 отсутствуют.
Довод жалобы о продлении срока доставки на основании договора на увеличение сроков доставки, заключенного с грузополучателем, апелляционной коллегией отклоняется в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ООО "Автовираж" (заказчик) 27.07.2021 заключен договор на установление иного срока доставки N АТ-112/ГП, по условиям которому стороны согласовали установление иного срока доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности или ином законном основании, отправляемых со станций сети железных дорог в адрес заказчика, при котором срок доставки, указанный в перевозочном документе, увеличивается на 5 суток.
Пунктами 2.1 поименованных договоров установлено, что ОАО "РЖД" на станции отправления при оформлении перевозочных документов при наличии соответствующей технической возможности проставляет (указывает) в них номер настоящего Договора и количество суток увеличения срока указанного в п. 1.1 настоящего Договора; при отсутствии технической возможности номер настоящего Договора и количество суток уменьшения/увеличения срока проставляется (указывается) в перевозочных документах на станции назначения при их раскредитовании.
Согласно пункту 15 Правил N 245, перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от _ дата _".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Из положений абзаца 2 статьи 33 УЖТ РФ следует, что грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Таким образом, нормативный срок доставки груза может быть изменен на основании договоров, заключаемых перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем. При этом в накладной в силу пункта 15 Правил N 245 должна стоять соответствующая отметка.
Между тем, спорная железнодорожная накладная в графе "отметки перевозчика" содержат отметки о продлении сроков доставки на основании актов общей формы, составленных на станциях назначения.
Отметок в порядке пункта 15 Правил и пункта 2.1 договора спорные накладные не содержат.
Как указывалось ранее, накладные содержат только отметки об увеличении срока доставки груза на основании актов общей формы, а не на основании договора о продлении срока доставки.
Кроме того, требования о взыскании пени за просрочку доставки грузов по спорным накладным предъявлены ПАО "ММК" выступавшем в качестве грузоотправителя. При этом соглашение на увеличение сроков доставки между ОАО "РЖД" и истцом отсутствовало.
Договор на увеличение сроков доставки грузов заключен ОАО "РЖД" с иным лицом - грузополучателем, истец стороной поименованного выше договора не выступал.
Более того, в силу прямого указания в поименованных соглашениях иной срок доставки грузов может быть установлен исключительно в отношении вагонов, принадлежащих грузополучателю на праве собственности, аренды, ином законном праве.
Вместе с тем, из перевозочных документов усматривается, что вагон, следовавший по накладной N ЭГ697504, не принадлежал ни перевозчику, ни грузополучателю.
Таким образом, в данном конкретном случае грузополучатель был не вправе распоряжаться спорным вагоном, определять условия его перевозки, в том числе в части сроков доставки.
Учитывая вышеизложенное, основания для продления срока на доставку груза по указанной накладной не имеется.
Доводы жалобы в части незначительного снижения размера неустойки, судом апелляционной инстанции также отклоняются.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Основанием для применения статьи 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
Для установления баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, законодательством суду предоставлена возможность снижать размер неустойки, подлежащей взысканию с нарушителя. Основанием для снижения размера неустойки служит ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства, в том числе - слишком высокий размер процента, на основании которого определяется неустойка.
Из пункта 77 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), следует, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 78 Постановления N 7, правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже неустойки. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требует статья 71 АПК РФ.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой ущерба. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и т.д. неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Руководствуясь принципами разумности и соразмерности, соблюдая баланс интересов сторон, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд первой инстанции правомерно снизил размер неустойки до 1 986 274 руб.
При этом суд апелляционной инстанции считает присужденную сумму пени справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
Оснований для дальнейшего снижения неустойки, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.12.2023 по делу N А73-17433/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17433/2023
Истец: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Ответчик: ОАО "РЖД"