г. Самара |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А65-21900/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2022 года по делу N А65-21900/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Московского района", г.Казань
о взыскании финансовых санкций,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Московского района" (далее - Центр) о взыскании штрафа в сумме 1 110 000 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ 2021 год (дополняющий).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2022 года по делу N А65-21900/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Фонд) подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить заявленные требования. Фонд полагает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Подробно позиция Фонда изложена в апелляционной жалобе.
Согласно постановлению Правления ПФР от 12.12.2022 N 364п в целях реализации пункта 2 части 4 ст. 18 Федерального закона N 236-ФЗ от 14.07.2022 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Апелляционным судом установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц истец (Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан) сменил наименование на Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Суд учитывает изменение наименования истца в порядке ст. 124 АПК РФ.
Определением суда от 27.02.2023 жалоба Фонда принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 23.03.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 в составе председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Корастелева В.А. и Сергеевой Н.В., судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 13.04.2023 на 10 час. 20 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 в составе суда, рассматривающем апелляционную жалобу Фонда, произведена замена судьи Корастелева В.А. на судью Попову Е.Г., рассмотрение дела начато сначала.
Центр апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Московского района", зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда с присвоением N 013-505-000324.
В ходе проверки, проведенной с целью правильности заполнения, полноты и своевременности представления отчетности, предусмотренных статьей 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Фондом было установлено, что Центром 28.03.2022 представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2021 год в отношении 2220 застрахованных лиц.
По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.04.2022 N 013S18220012890 и принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2022 N 013S19220019644 о привлечении Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Московского района" к ответственности по статье 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 110 000 руб. за непредставление плательщиком страховых взносов сведений о застрахованных лицах в орган контроля за уплатой страховых взносов в установленный в срок.
На основании вышеуказанного решения Фондом выставлено требование от 23.06.2022 N 013S01220015302 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 22.07.2022.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с указанным выше заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы права.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
С 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкции не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
Как установлено судом первой инстанции, 02.02.2022 Центр представил в адрес Фонда дополнительные сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2021 год на 2227 безработных граждан.
03.02.2022 Центром был получен отрицательный протокол с указанием выявленных предупреждений и ошибок. Полученный отрицательный протокол, был расценен, как частичное принятие сведений о страховом стаже безработных граждан.
03.02.2022 были представлены дополнительные сведения для исправления допущенных ошибок только на 7 человек, указанных в протоколе.
28.03.2022 Центром была представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ на 2220 застрахованных безработных граждан.
В рассматриваемом случае Центр первоначальные сведения представил в установленные сроки, а впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, до обнаружения их Пенсионным фондом, подал дополнительные сведения.
Принимая во внимание, что Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Московского района" реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции N 211н посредством направления в пенсионный фонд дополняющих форм СЗВ-СТАЖ содержащих откорректированные сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения Центра к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ст.17 Закона N 27-ФЗ на основании указанного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие Фонда с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2022 года по делу N А65-21900/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21900/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
Ответчик: Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Московского района", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд