город Омск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А70-21582/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1467/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.01.2023 по делу N А70-21582/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дыминской Елены Евгеньевны, об оспаривании постановления от 26.09.2022 N 072/04/9.21-361/2022 и представления от 26.09.2022 N 072/04/9.21-361/2022,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Николай Павлович по доверенности N 81437 от 14.07.2022 сроком действия по 29.04.2023,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Колтыпина Светлана Михайловна по доверенности от 09.01.2023 N 14 сроком действия по 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-361/2022 об административном правонарушении от 26.09.2022 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26.09.2022 N 072/04/9.21-361/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена потерпевшая Дыминская Елена Евгеньевна (далее - третье лицо, Дыминская Е.Е.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.01.2023 по делу N А70-21582/2022 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного АО "Россети Тюмень" постановлением от 26.09.2022 N 072/04/9.21-361/2022, снижен до 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что в связи с нестабильной ситуацией на рынке для проведения повторной закупочной процедуры была необходима актуализация начальной максимальной цены лота; сложившаяся экономическая ситуация, а также отказ потенциальных поставщиков предоставлять коммерческие предложения для расчета стоимости оборудования не позволили произвести перерасчет начальной максимальной цены лота и своевременно переобъявить закупку; отсутствие фиксированных текущих стоимостей на материалы и оборудование и затягивание сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введение ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации не позволило осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Дыминской Е.Е. к электрическим сетям АО "Россети Тюмень" в сроки, установленные договором; АО "Россети Тюмень" со своей стороны проинформировало Дыминскую Е.Е. о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продлить срок выполнения мероприятий по договорам; суд первой инстанции не применил постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), согласно которому с 10.03.2022 не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
В представленном отзыве антимонопольный орган просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, просил снизить размер административного штрафа ниже минимального размера.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дыминская Е.Е., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав представителей АО "Россети Тюмень", Тюменского УФАС России, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 26.09.2022 Дыминская Е.Е. обратилась в АО "Россети Тюмень" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Перевалово, ул. Пятницкая, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6510; ул. Лазоревая, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6511; ул. Боровская, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6507; ул. Пятницкая, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6508; ул. Лазоревая, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6513; ул. Лазоревая, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6512; ул. Пятницкая, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:6509, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
28.12.2021 между АО "Россети Тюмень" и Дыминской Е.Е. заключены договоры от 23.12.2021 N Т13/21/7729-ДТП, от 23.12.2021 N Т13/21/7731-ДТП, от 24.12.2021 NТ13/21/7692-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7693-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7708-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7710-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7711-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев в соответствии с подпунктом б пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), соответственно, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истекал 28.06.2022.
Основанием для возбуждения дела N 072/04/9.21-361/2022 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления явилось обращение Дыминской Е.Е. на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования Тюменским УФАС России установлено, что в нарушение Правил N 861 обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
По факту выявленного нарушения специалистом антимонопольного органа в присутствии уполномоченного представителя АО "Россети Тюмень" 09.09.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-361/2022 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
26.09.2022 заместителем руководителя Тюменского УФАС России вынесено постановление по делу N 072/04/9.21-361/2022 об административном правонарушении, которым АО "Россети Тюмень" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
26.09.2022 обществу выдано представление N 072/04/9.21-361/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 11.01.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Материалами дела подтверждено, что 28.12.2021 между Дыминской Е.Е. и обществом заключены договоры от 23.12.2021 N Т13/21/7729-ДТП, от 23.12.2021 N Т13/21/7731-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7692-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7693-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7708-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7710-ДТП, от 24.12.2021 N Т13/21/7711-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшей со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно материалам дела мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потерпевшей обществом не выполнены в установленный срок, что подателем жалобы не оспаривается.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что АО "Россети Тюмень" со своей стороны проинформировало Дыминскую Е.Е. о возникших трудностях и предложило рассмотреть возможность продлить срок выполнения мероприятий по договорам, несостоятельны, поскольку Правилами N 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, условия пункта 16 названных Правил носят императивный характер и не могут быть изменены по соглашению сторон; в рассматриваемом случае речь идет о существенном условии договора, содержание которого предписано Правилами N 861.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень"" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что увеличение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обусловлено невозможностью своевременно объявить закупку, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства находились в зоне ответственности общества, соответственно, не могут быть восприняты судом в качестве обстоятельств непреодолимой силы.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки общества на сложную экономическую ситуацию в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введение ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации, поскольку АО "Россети Тюмень" не конкретизировано каким образом данные обстоятельства препятствовали последнему привлечь подрядные организации для осуществления мероприятий по технологическому присоединению не позднее 28.06.2022.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются, поскольку введение указанным актом ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения потерпевшей.
Состав вменяемого административного правонарушения не включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля антимонопольного органа.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 100 000 руб.
Обстоятельства, позволяющие ещё больше снизить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Вопреки позиции подателя жалобы, часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не подлежит применению, так как тяжелого материального положения общества не доказано, из материалов дела не усматривается наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями, как не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что определённый судом первой инстанции размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению экономической свободы и права собственности общества при его привлечении к административной ответственности.
Обстоятельства, приводимые обществом в апелляционной жалобе, не имеют свойства исключительности, являющегося условием снижения размера административного штрафа ниже минимального.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление является законным, что свидетельствует также об отсутствии оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению рассматриваемого административного правонарушения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.01.2023 по делу N А70-21582/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21582/2022
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Дыминская Е.Е.