г. Саратов |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А06-9112/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Савенковой Н.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" Павлова Алексея Вячеславовича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2023 года по делу N А06-9112/2021
по иску отдела имущественных отношений Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", (ОГРН 1063022001789, ИНН 3001040435)
к муниципальному унитарному предприятию "Ахтубинск-Водоканал" муниципального образования "Город Ахтубинск", (ОГРН 1113022000574, ИНН 3022001194)
о досрочном расторжении концессионного соглашения, обязании передать имущество,
по встречному иску муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал", (ОГРН 1113022000574, ИНН 3022001194)
к Отделу имущественных отношений АМО "Город Ахтубинск", (ОГРН 1063022001789, ИНН 3001040435), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Астраханской области, о признании концессионного соглашения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Отдел имущественных отношений Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Ахтубинск-Водоканал" Муниципального образования "Город Ахтубинск" о досрочном расторжении концессионного соглашения от 13.11.2017, обязании передать имущество, поименованное в Приложении N 1 к Соглашению.
Определением суда первой инстанции от 21.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Определением суда первой инстанции от 16.02.2022 к производству принято встречное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" к Отделу имущественных отношений АМО "Город Ахтубинск" о признании концессионного соглашения от 13.11.2017 недействительным.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 21.07.2022 к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 14.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Астраханской области.
24 января 2023 года Арбитражным судом Астраханской области в удовлетворении первоначального иска Отделу имущественных отношений администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" отказано. В удовлетворении встречного иска МУП "Ахтубинск-Водоканал" отказано.
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" Павлов Алексей Вячеславович не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в признании концессионного соглашения от 13.11.2017 недействительным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в нарушение данных норм (ст.1,4, 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"), при заключении концессионного соглашения, концедент - МО "Город Ахтубинск", в лице Отдела имущественных отношений и землепользования Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", передает в качестве объектов, имущество, которое ему как концеденту не принадлежит. Таким образом, концессионное соглашение от 13.11.2017 содержит в себе нарушение установленных законом норм, что, соответственно, свидетельствует о ничтожности (недействительности ) данного соглашения. Конкурсный управляющий не согласен с выводами суда первой инстанции в части возможности заключения концессионного соглашения при нахождении имущества (являющегося объектом концессионного соглашения) в хозяйственном ведении Концессионера.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Частью 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы от участвующих в деле лиц не поступило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 13.11.2017 между МУП "Ахтубинск-Водоканал" (Концессионер), Отделом имущественных отношений Администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (Концедент) и Правительством Астраханской области (третья Сторона по соглашению) заключено Концессионное Соглашение (далее Соглашение) в отношении системы коммунальной инфраструктуры "Централизованная система теплоснабжения" на территории муниципального образования "Город Ахтубинск", сроком на 5 лет, в отношении объектов: -Котельная "Франко" и тепловые сети протяженностью 186 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, ул.Франко; -Блочная котельная "Комбат-В2,5" и тепловые сети 3339 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, по ул. Заводская; -Блочная котельная "Комбат-В-5,0" и тепловые сети 5070,7 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, по ул. Заводская; -Котельная "Горизонт" и тепловые сети 938 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, ул. Астраханская; -Котельная "Совхоз-16" и тепловые сети 2902,8 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск,мкр.Совхоз-16; -Котельная "Северная" и тепловые сети 2919,2 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, ул. Волгоградская; -Здание Бойлерной N 47 (ЦТП N 1), находящееся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, ул.Андреева -Котельная N184 и паропроводы 1830 п.м., находящуюся по адресу: Астраханская обл., г. Ахтубинск, ул. Черно-Иванова; -Котельная N184-Р и тепловые сети 50267 п.м., находящуюся по адресу: Астраханская обл., г.Ахтубинск, ул. Черно-Иванова; -Котельная КБТа-300 "Хопер" и тепловые сети 440 п.м., находящуюся по адресу: Астраханская обл., г. Ахтубинск, ул.Волгоградская; -Котельная "Центральная" и тепловые сети 6190,1 п.м, находящуюся по адресу: Астраханская обл., г. Ахтубинск, ул.Чкалова.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 указанного Соглашения концессионер обязуется за свой счет спроектировать, создать, реконструировать и вести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, предназначенное для снабжения потребителей тепловой энергией и входящего в Объект Соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту; Концедент обязался предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения и иным имуществом в целях обеспечения осуществления указанной в настоящем разделе деятельности.
Третья Сторона по настоящему Соглашению приняла обязанности по установлению тарифов, утверждению инвестиционных программ, возмещению неполученных доходов, экономически обоснованных расходов, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и иные обязанности, установленные нормативными правовыми актами третьей Стороны и законодательством Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.01.2020 по делу N А06-2967/2019 МУП "Ахтубинск-Водоканал" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Полагая, что введение в отношении Концессионера процедуры конкурсного производства является существенным изменением обстоятельств, что является основанием для досрочного расторжения Соглашения, истец направил в адрес ответчика претензию от 29.04.2020 о расторжении концессионного соглашения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности конкурсным управляющим МУП "Ахтубинск-Водоканал" наличия оснований для признания Концессионного Соглашения недействительным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее Закон N 115-ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 8 Закона N 115-ФЗ при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Как следует из части 5 статьи 13 Закона N 115-ФЗ о концессионных соглашениях, концессионное соглашение прекращается: 1) по истечении срока действия концессионного соглашения; 2) по соглашению сторон; 3) в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда; 4) в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.
Согласно п. 12.1 Соглашения, последнее вступает в силу с 01.01.2018 и действует в течение 5 (пяти) лет с даты начала использования/эксплуатации Объекта Соглашения.
На момент рассмотрения спора по существу, срок действия Концессионного Соглашения от 13.11.2017 истек, соответственно данное Концессионное Соглашение прекращено по истечении срока его действия.
Кроме того, Арбитражный суд Астраханской области определением от 26 февраля 2022 года по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Ахтубинск-Водоканал" (N А06-2967/2019) обязал Администрацию Муниципального образования "Город Ахтубинск" возвратить МУП "Ахтубинск-Водоканал" имущество, в том числе и являвшееся предметом Концессионного Соглашения. Данным определением признано недействительным Постановление Администрации Муниципального образования "Город Ахтубинск" N 4 от 11.01.2018 "О прекращении права хозяйственного ведения на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ахтубинск", закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Ахтубинск- Водоканал".
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Статья 168 ГК РФ определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Суд первой инстанции критически оценил довод МУП "Ахтубинск-Водоканал" о нарушении подпункта 9 п.10 ст.10 Закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
В соответствии с названной нормой концессионное соглашение поимо предусмотренных частями 1, 1.1 настоящей статьи и статьей 42 Закона N 115-ФЗ существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий.
Таким образом, обязательства концедента по финансированию части расходов, определении расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению, размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру муниципальных гарантий не являются существенными условиями концессионного соглашения.
Также в рассматриваемом случае результатом истечения срока действия Соглашения, является прекращение его действия, то есть с Концессионера снимается обязанность за свой счет создавать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, именно в рамках действия спорного Соглашения.
При этом при наличии у Концедента задолженности перед Концессионером, вытекающей из концессионного соглашения, вопрос может являться основанием для защиты прав и законных интересов последнего путем взыскания задолженности (завершающей договорной обязанности, компенсационных затрат) в общеисковом порядке, при условии установления факта наличия задолженности и ее размера. Нахождение имущества (Объекта Концессионного Соглашения) в хозяйственном ведении Концессионера, само по себе не является основанием для признания Соглашения недействительным.
Материалами дела установлено, что как на момент заключения спорного Соглашения, так и в настоящее время за МУП "Ахтубинск-Водоканал" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, являющееся объектом Соглашения (Приложение N 1 к Соглашению).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Не позднее чем по истечении одного календарного года после вступления в силу концессионного соглашения, объектом которого являются все объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находившиеся во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, в устав (положение или иной документ, определяющий порядок деятельности) государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению (часть 3 ст. 39 ФЗ N 115-ФЗ).
Исходя из уставных целей и задач МУП "Ахтубинск-Водоканал", деятельность последнего напрямую связана с эксплуатацией и содержанием имущества, являющегося объектом Соглашения (объекты теплоснабжения), в том числе в части его текущего, капитального ремонта, реконструкции, модернизации и перевооружения.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения встречного иска МУП "Ахтубинск-Водоканал" у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционный суд также учитывает, что в апелляционной жалобе не содержится доводов о том, какие нормы материального или процессуального права были нарушены судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 января 2023 года по делу N А06-9112/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9112/2021
Истец: Отдел имущественных отношений АМО "город Ахтубинск"
Ответчик: МУП "Ахтубинск-Водоканал"
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Астраханкой области, Правительство Астраханской области, АО Министрерство строительства и ЖКХ, ку Аникеев РК, МУП Ахтубинс водоканал МО Город Ахтубинск, Павлов А.В