г. Чита |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А58-4705/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2022 года по делу N А58-4705/2021 по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Софьянникова Сергея Ивановича (ОГРНИП 307143507900029, ИНН 143518804928) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280) о признании незаконным отказа от 26 мая 2021 года N 2141-ДИЗО/21,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Софьянников Сергей Иванович (далее - заявитель, глава КФХ Софьянников С.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа от 26 мая 2021 года N 2141-ДИЗО/21.
Решением суда от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2022 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2022 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением суда от 24 октября 2022 года требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, указав на то, что использование земельного участка под крестьянское хозяйство не предусмотрено ни одной из территориальных зон Правил землепользования.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Ломако Н.В. на судью Будаеву Е.А.
Определением суда от 07 марта 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Корзовой Н.А. на судью Сидоренко В.А.
Определением суда от 03 апреля 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Ломако Н.В.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
14 октября 2013 года сторонами заключен договор аренды N 09-1/2013-1421, по условиям которого Софьянников С.И. принял во временное владение и пользование сроком по 14 октября 2018 года земельный участок площадью 5134 кв. м с кадастровым номером 14:35:204002:6763, расположенный по адресу: город Якутск, мкр. Марха, Намцырский тракт, под крестьянское хозяйство.
В ответ на обращение от 17 января 2014 года департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 14:35:204002:6763 в собственность без торгов в связи с тем, что он может быть предоставлен в собственность арендатору только по истечении трех лет с момента заключения договора аренды.
Распоряжением заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2017 года N Р-1387 заявителю отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с его нахождением в двух территориальных зонах П-4 и Л-1, несоответствием вида его разрешенного использования градостроительному регламенту, а также расположением части земельного участка за пределами красной линии.
Актом обследования, составленным 06.11.2018 N 2581 МКУ "Управление муниципального контроля", установлено использование земельного участка по целевому назначению - ведение крестьянского хозяйства.
Уведомлением от 10 марта 2020 года департамент сообщил Софьянникову С.И. о прекращении договора аренды в связи с окончанием срока его действия.
19 апреля 2021 года Софьянников С.И. обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Письмом от 26 мая 2021 года департамент, ссылаясь на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, указав, что земельный участок с кадастровым номером 14:35:204002:6763 расположен в населенном пункте, в двух территориальных зонах: П-4 производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV - V классов опасности и Л-1 зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов, естественных водоемов, сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение, где градостроительные регламенты не подлежат установлению.
Полагая, что оспариваемый отказ департамента в предоставлении в аренду земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в аренду без торгов не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств дела.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Якутской городской Думы от 11 июня 2014 года N РЯГД-8-6 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Положение о Департаменте, Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте Окружной администрации города Якутска является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а т акже земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
В целях обеспечения эффективного управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Якутск" основными задачами Департамента является предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений (подпункт 2.1.18 пункта 2.1 Положения о Департаменте).
В заявлении от 19 апреля 2021 года, которое послужило основанием для принятия оспариваемого отказа, Софьянников С.И. просит предоставить в аренду спорный земельный участок без проведения торгов.
Из оспариваемого отказа следует, что Департамент отказал в предоставлении в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству на основании пункта 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5.1 статьи 10, статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2022 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок (пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Исходя из имеющихся в деле документов, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для предоставления заявителю земельного участка по основаниям, установленным нормами Федерального закона N 101-ФЗ.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона; исключения составляют случаи, предусмотренные пунктом 2 этой статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлены статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предполагают предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам или сельскохозяйственным организациям в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность заключения договора аренды земельного участка без торгов в случае предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, специальный закон не содержит никаких ограничений относительно способа заключения первоначального договора (прямого или на торгах), что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, согласно которой арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов в соответствии с условиями, закрепленными подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае опубликования извещения, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка не требуется.
Возможность предоставления земельного участка без торгов обусловлена наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае, если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Судом первой инстанции установлено, что Глава КФК Софьянников С.И. на протяжении арендуемого срока с 2013 года надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору аренды земельного участка, в частности использовал земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования, арендные платежи вносил в полном объеме и в установленные договором сроки; письменно уведомил арендодателя о своем желании заключить договор аренды.
Исходя из кадастровой выписки, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - под крестьянское хозяйство. Данное обстоятельство соответствует акту обследования МКУ "Управление муниципального контроля", составленному 06 ноября 2018 года N 2581.
Департаментом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие то, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не допускает его использование в целях сельскохозяйственного производства. Доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
Департамент также не доказал правомерность изменения категории спорного земельного участка.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок предоставления земельных участков без торгов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 вышеуказанной статьи уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
При установленных по делу обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Департаментом не доказано наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2022 года по делу N А58-4705/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4705/2021
Истец: ИП Софьянников Сергей Иванович
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3539/2023
14.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7289/2021
24.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4705/2021
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2325/2022
14.02.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7289/2021
18.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4705/2021