г. Самара |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А65-10042/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2023 по делу N А65-10042/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) к обществу с ограниченной ответственностью "Хаерби" (ОГРН 1031650802501, ИНН 1624444714) о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хаерби" о взыскании 6 667 руб. 17 коп. задолженности по договору N 1624444714/1 от 01.01.2019 за период с 01.01.2019 по 31.03.2022, неустойки в размере 590 руб. 78 коп. за период с 13.09.2021 по 31.03.2022 с продолжением начисления неустойки с 01.04.2022 по дату фактической оплаты долга по ставке 1/130 рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент фактической оплаты долга, исключая период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве ответчика по заилениям кредиторов, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2023 иск удовлетворен частично, с общества с ограниченной ответственностью "Хаерби" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" взыскано 5 885 руб. 19 коп. долга, 525 руб. 24 коп. неустойки за период с 13.09.2021 по 31.03.2022 с продолжением начисления неустойки на сумму долга с 02.10.2022 исходя из 1/130 ставки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 6,5% годовых по день фактической уплаты долга, 1 767 руб. уплаченной государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обжаловало его в апелляционном порядке, просит изменить отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Дополнительно представленное в апелляционный суд постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.03.2023 возвращено заявителю жалобы на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом указанный документ принят после вынесения оспариваемого решения, в то время как в основу судебного акта суда апелляционной инстанции могут быть положены доказательства, удостоверяющие факты, которые имели место до вынесения решения суда первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17426/08 по делу N А40-69225/07-89-512).
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 01 января 2019 года обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (истец) присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в западной зоне деятельности Республики Татарстан.
Общество с ограниченной ответственностью "Хаерби" (ответчик) осуществляет деятельность по адресу: Республика Татарстан, Лапшевский муниципальный район, сельское поселение Кирбинское, с. Кирби, ул. Горького, д. 9а, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы договором N 1624444714/1 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому истец (региональный оператор) обязуется принять твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплатить услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из иска следует, что в рамках договора истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.03.2022 стоимостью 6 667 руб. 17 коп.
Ответчиком обязательство по оплате услуг не исполнено, долг по требованию истца не погашен, в связи с чем последний обратился в суд с настоящим иском.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В качестве доказательств оказания услуг по обращению с ТКО истец представил универсальные платежные документы за спорный период, которые направлены в адрес ответчика.
Стоимость услуг определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО и отражена в актах N 92799 от 31.03.2019, N 92802 от 30.06.2019, N 92805 от 30.09.2019, N 92807 от 31.12.2019, N 27689 от 31.03.2020, N 27061 от 30.04.2020, N 27194 от 31.05.2020, N 27273 от 30.06.2020, N 59496 от 31.07.2020, N 81183 от 31.08.2020, N 82136 от 30.09.2020, N 92361 от 31.10.2020, N 92453 от 30.11.2020, N 92545 от 31.12.2020, N 2699 от 31.01.2021, N 2814 от 28.02.2021, N 2930 от 31.03.2021, N 36525 от 30.04.2021, N 39898 от 31.05.2021, N 40014 от 30.06.2021, N 67408 от 31.07.2021, N 67518 от 31.08.2021, N 67629 от 30.09.2021, N 107513 от 31.10.2021, N 107644 от 30.11.2021, N 107775 от 31.12.2021, N11435 от 31.01.2022, N11732 от 28.02.2022, N 11860 от 31.03.2020.
Норматив накопления отходов определенного в соответствии с Постановлением КМ РТ от 12.12.2016 N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан" и тарифов утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 10-190/кс от 19.12.2018 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2019 год", N 11-55/тко от 19.12.2019 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы".
Ни факт оказания услуг, ни способ определения их стоимости, ответчиком не оспорен.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из неправомерности включения в стоимость услуги налога на добавленную стоимость (НДС).
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Как следует из представленных в материалы дела актов оказанных услуг, при расчете суммы долга истец применил тариф, увеличив его на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Как следует из Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
На 2020-2022 год тариф для категории "иные потребители" составляет: за первое полугодие 2020 года - 365 руб. 86 коп.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года - 380 руб. 52 коп; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407 руб. 16 коп./куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и поскольку оказываемые истцом ответчику услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01 января 2020 года.
Принимая во внимание недоказанность истцом имеющих для дела обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости произвести расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" в размере за первое полугодие 2020 года - 365 руб. 86 коп.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года - 380 руб. 52 коп; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407 руб. 16 коп./куб. м. Судом первой инстанции был произведен расчет задолженности без учета НДС.
Расчет неустойки произведен судом соответственно исходя из указанных сумм долга и является правильным.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", отклоняется, поскольку сделана без учета льготного налогового статуса ответчика, освобожденного от уплаты НДС.
Не принимается апелляционным судом и ссылка на постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.03.2023, поскольку нормативный акт принят после вынесения судебного акта и объективно не мог быть учтен судом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно определил сумму долга без учета НДС.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2023 по делу N А65-10042/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.