г. Красноярск |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А33-29092/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 января 2023 года по делу N А33-29092/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Монолитпроект" (ИНН 2465271470, ОГРН 1122468024931, далее - общество, ООО "Монолитпроект") о взыскании финансовых санкций.
Решением от 27.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, по мотиву наличия правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной фондом проверки представленных обществом сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2, 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N27-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), выявлено нарушение обществом порядка предоставления сведений за ноябрь, декабрь 2021 года, январь, март 2022 года.
По итогам проведенной проверки приняты решения от 01.03.2022 N 205S19220005198, от 13.04.2022 N 205S19220007583, N 205S19220007584, N205S19220007581, N205S19220007582, от 14.04.2022 N205S19220007693, N205S19220007691, от 14.06.2022 N205S19220013827, N205S19220013828, о применении к страхователю финансовых санкций в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона N27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененных финансовых санкций обществу были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктами 1, 2.4-2.6 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в пунктах 2-2.2, 2.4 статьи 11 данного закона по форме СЗВ-М представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, по форме СЗВ-Стаж - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, по форме СЗВ-ТД - с 1 января 2021 года: в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления; в случаях приема на работу, приостановления и возобновления действия трудового договора, увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), иного документа, принятия решения, которые подтверждают оформление, приостановление, возобновление или прекращение трудовых отношений.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
При этом, численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным данным (СЗВ-М, СЗВ-Стаж).
Порядком электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, установлено два альтернативных способа представления в электронной форме сведений о трудовой деятельности страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи); б)в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей (часть 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Обращаясь с заявлением, фонд указал, что численность работающих в обществе зарегистрированных лиц составляла более 25 человек, в связи с чем сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по формам СЗВ-М и СЗВ-ТД подлежат передаче в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Поскольку сведения по форме СЗВ-ТД и СЗВ-М за спорные периоды были представлены с нарушением установленного законодательством срока и на бумажном носителе, фонд пришел к выводу о нарушении обществом требований, предусмотренных пунктами 2, 2.4 и 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе, в определении от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N12-П, суд первой инстанции пришел к выводу, что фонд, привлекая общество к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не принял во внимание, что представление сведений на бумажном носителе было обусловлено нахождением общества на момент совершения нарушений в процедуре банкротства, отсутствием сведений о передаче ЭЦП. При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования в указанной части.
Фондом также заявлено о взыскании финансовых санкций в размере 29 500 рублей на основании решений от 13.04.2022 N 205S19220007583, от 14.06.2022 N205S19220013827 за нарушения при представлении сведений в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года и март 2022 года - 14.01.2022, 19.04.2022, соответственно.
Отказывая в удовлетворении требований фонда в этой части суд указал, что сведения за указанный период представлены обществом в пределах установленного срока.
Вывод суда противоречит материалам дела, поскольку за ноябрь 2021 года сведения по форме СЗВ-М (исходная) обществом представлены с нарушением срока - 14.01.2022 (срок - 15.12.2021), за март 2022 года сведения по форме СЗВ-М (исходная) также представлены с нарушением установленного срока - 19.04.2022 (срок 15.04.2022).
Ответственность за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде применения финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении застрахованного лица, установлена частью 3 статьи 17 Закона.
Статьей 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сроки представления сведений и их состав установлены статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
При этом никаких исключений, в том числе в отношении круга страхователей, объема и срока представляемых сведений, пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ не содержит.
Указание в судебном акте на банкротство общества не меняет критериев оценки его действий.
В соответствии с постановлением Президиума от 27 июля 2010 г. N 4577/10 общий срок представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах обязателен и для страхователей, в отношении которых проводится процедура банкротства.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в данной части ошибочны и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2023 года по делу N А33-29092/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования государственного учреждения - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Монолитпроект" (ИНН 2465271470, ОГРН 1122468024931) в доход Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю 29 500 рублей финансовых санкций за нарушения при предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года и март 2022 года на основании решений от 13.04.2022 N 205S19220007583, от 14.06.2022 N205S19220013827.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29092/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю
Ответчик: ООО "МОНОЛИТПРОЕКТ"
Третье лицо: ку. Козлов Д.И.