город Омск |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А75-1287/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3406/2023) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, административный орган, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эконадзор" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Эконадзор") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2023 по делу N А75-1287/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что на момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Согласно счету-фактуре от 05.12.2022 N 835 в качестве выполненных работ, оказанных услуг были указаны сбор, транспортирование и утилизация. Управление Росприроднадзора полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности надлежит исчисляться от дат акта приема-передачи отходов и счета-фактуры N 835, то есть от 05.12.2022, а не от дат актов производства работ по изготовлению грунта.
В письменном отзыве ООО "Эконадзор" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Эконадзор" выдана лицензия с регистрационным номером Л020-00113-66/00045807 от 07.08.2019 (старый номер (66)-7710-СТУБ от 07.08.2019) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее - лицензия).
Согласно лицензии адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности является: 1) 628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Щепеткина, д. 50, корпус 2) Тюменская область, Ханты-мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Восточно-Сургутское месторождение нефти, полигон для захоронения твердых бытовых отходов. Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: обезвреживание отходов 1, И, III, IV классов опасности; сбор отходов I, II, III, IV классов опасности; транспортирование отходов I. II. Ill, IV классов опасности; утилизация отходов I, II, III, IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, между СГМУП "ГВК" с ООО "Эконадзор" заключен договор от 01.02.2022 N 2022/10 на оказание услуг по проведению сбора, транспортированию и утилизации осадков городских канализационных сооружений СГМУП "ГВК" КОС-150000 со сроком исполнения в период 01.02.2022 - 28.02.2023.
В соответствии с пунктом 2 договора ООО "Эконадзор" обязуется оказать услуги по утилизации отходов городских канализационных сооружений КОС-150000: ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, количество передаваемого отхода в период с 01.02.2022 по 31.01.2023 составляет 22 500 тонн; осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, количество передаваемого отхода в период с 01.02.2022 по 31.01.2023 составляет 1 500 тонн.
СГМУП "ГВК" разработан паспорт отхода IV класса опасности "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод".
В свою очередь, между МУП "Сургутрайторф" МО Сургутский район с ООО "Эконадзор" заключен договор от 04.12.2021 N 2021.184173 на выполнение работ по рекультивации земельного участка лесного фонда, со сроком выполнения работ с момента заключения до 30.09.2024.
Работы ООО "Эконадзор" выполняются на основании проекта рекультивации "Земельного участка лесного фонда, находящегося в районе карьера торфа N 1т на Восточно-Сургутском месторождении нефти" с применением технологии утилизации отходов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 86:03:0030401:123 местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-н. Сургутский, тер. Восточно-Сургутское месторождение: площадь: 246400 +/- 8687; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: карьер торфа N 1Т механизированной разработки.
05.10.2022 Управлением Росприроднадзора в ходе проведения осмотра земельною участка с кадастровым номером 86:03:0030401:123 в присутствии директора ООО "Эконадзор" установлено, что на территории организована площадка производства работ по изготовлению грунта антропогенного "Фитонокс", также имеется спецтехника экскаватор "KOMATSU", бульдозер "АМКАДОР", организовано 3 места складирования вещества черного цвета с характерным запахом отхода "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод".
В ходе осмотра специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ХМАО-Югре были отобраны пробы указанного вещества.
По итогам проверки Управление Росприроднадзора пришло к выводу о том, что ООО "Эконадзор" нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 18, части 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), так как в лицензии ООО "Эконадзор" отсутствует место осуществления лицензируемого вида деятельности по сбору, утилизации отхода IV класса опасности "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" на территории земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 86:03:0030401:123, находящегося в районе карьера торфа N 1 Восточно-Сургутском месторождении нефти", по адресу ХантыМансийский автономный округ - Югра, р-н. Сургутский, тер. Восточно-Сургутское месторождение.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки N 180 от 01.11.2022 (том 2 л.д. 43-71).
Уведомлением от 11.01.2023 Общество уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (том 1 л.д. 55-56).
23.01.2023 в отношении Общества был составлен протокол N 04-ОН об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (том 1 л.д. 43-49).
На основании данного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении ООО "Эконадзор" к административной ответственности.
07.03.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Законом N 89-ФЗ.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), понимается производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения (пункт 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1.5 статьи 18 Закона N 99-ФЗ сведения, предусмотренные пунктами 8 и 9 части 1 настоящей статьи, вносятся в реестр лицензий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поданного лицензиатом (его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом).
Частью 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ установлено, что до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением следующих случаев:
1) осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий;
2) осуществление лицензируемого вида деятельности по истечении пятнадцати рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, слияния, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
3) выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в реестре лицензий.
Как было выше сказано, согласно лицензии адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности является: 628401, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Щепеткина, д. 50, корпус 2; а также Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут, Восточно-Сургутское месторождение нефти, полигон для захоронения твердых бытовых отходов.
В рамках внеплановой проверки установлено, что ООО "Эконадзор" осуществляло лицензируемый вид деятельности по сбору, утилизации отхода IV класса опасности "Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0030401:123.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 86:03:0030401:123 местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-н. Сургутский, тер. Восточно-Сургутское месторождение.
Выполнение ООО "Эконадзор" работ по сбору, утилизации отходов на указанном земельном участке подтверждается следующими документами.
- договором от 01.02.2022 N 2022/10 на оказание услуг по проведению сбора, транспортированию и утилизации осадков городских канализационных сооружений СГМУП "ГВК" КОС-150000;
- договором от 04.12.2021 N 2021.184173 на выполнение работ по рекультивации земельного участка лесного фонда, заключенного с МУП "Сургутрайторф" МО Сургутский район со сроком выполнения работ с момента заключения до 30.09.2024;
- письмом от 16.03.2022 N 05-0237 МУП "Сургутрайторф" МО Сургутский район, согласно которому в рамках договора от 04.132.2021 N 2021.184173 ООО "Эконадзор" выполнил работы по обустройству площадки производства работ, вспомогательных помещений для санитарных и бытовых нужд, завозу специально техники, обустройству амбара общей площадью 220 м2 для производства грунта антропогенного "Фитонокс";
- актами от 31.01.2021, 28.02.2021, 03.03.2021, 30.04.2021, 31.05.2021, 30.06.2021, 31.07.2021, 31.08.2021, 30.09.2021, 31.10.2021, 30.11.2021, 31.12.2021, 31.01.2022, 28.02.2022. 31.03.2022, 30.04.2022, 31.05.2022, 30.06.2022, 31.07.2022, 31.08.2022 производства работ по изготовлению грунта "Фитонокс" на основе отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод для рекультивации нарушенных земель;
- счетами-фактурами на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, осадков с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод: от 15.03.2022 N 97, от 06.04.2022 N 174, от 11.05.2022 N 243, от 06.06.2022 N 287, от 05.07.2022 N 378, от 02.08.2022 N 468, от 05.09.2022 N 520, от 03.10.2022 N 605, от 01.11.2022 N 706, от 05.12.2022 N 835;
- актами приема-передачи отходов от СГМУП "ГВК" в ООО "Эконадзор" за 2022 год от: 15.03.2022, 06.04.2022. 11.05.2022, 06.06.2022, 07.07.2022, 02.08.2022, 05.08.2022, 03.10.2022, 01.11.2022,05.12.2022.
Следовательно, ООО "Эконадзор" осуществляло лицензируемый вид деятельности по адресу не указанному в лицензии, что противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 18, части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ и образует событие административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в привлечении ООО "Эконадзор" к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из вывода о пропуске заявителем срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора оспаривает указанный вывод суда, ссылается на то, что на момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности надлежит исчисляться от дат акта приема-передачи отходов и счета-фактуры N 835, то есть от 05.12.2022, а не от дат актов производства работ по изготовлению грунта.
Суд апелляционной инстанции находит доводы Управления Росприроднадзора ошибочными и подлежащими отклонению.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления Пленума от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, вмененное Обществу в вину правонарушение (осуществление лицензируемого вида деятельности в месте, не указанном в лицензии, на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0030401:123) подтверждается не актами приема-передачи отходов от СГМУП "ГВК" в ООО "Эконадзор", а актами от 31.01.2021, 28.02.2021, 03.03.2021, 30.04.2021, 31.05.2021, 30.06.2021, 31.07.2021, 31.08.2021, 30.09.2021, 31.10.2021, 30.11.2021, 31.12.2021, 31.01.2022, 28.02.2022, 31.03.2022, 30.04.2022, 31.05.2022, 30.06.2022, 31.07.2022, 31.08.2022 производства работ по изготовлению грунта "Фитонокс" на основе отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод для рекультивации нарушенных земель на упомянутом земельном участке.
Последний акт выполнения работ по производству грунта "Фитонокс" на земельном участке с кадастровым номером 86:03:0030401:123 датирован 31.08.2022, что свидетельствует о пропуске трехмесячного срока привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вопреки позиции Управления Росприроднадзора, акты приема-передачи отходов свидетельствуют лишь о том, что готовые переработанные отходы передавались заказчику, однако даты фактического производства работ на спорном участке следуют из актов производства работ по изготовлению грунта "Фитонокс".
В свою очередь, статьей 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Соответственно, счет-фактура не подтверждает обстоятельств того, в какую именно дату производились работы.
Более того, в счете-фактуре от 05.12.2022 N 835 указан объем ила в размере 1 574,300 т, объем осадков в размере 46,860 т (том 1 л. д. 70), указанные отходы отображены в акте приема-передачи отходов за ноябрь 2022 года (том 1 л. д. 60).
Следовательно, в счете-фактуре от 05.12.2022 N 835 отображены отходы, передаваемые за ноябрь 2022 год, что также свидетельствует о пропуске трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, выводы суда о пропуске заявителем срока для привлечения Общества к административной ответственности являются правомерными.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что даже в случае признания доводов Управления о начале течения срока с 05.12.2022 обоснованными, то в любом случае на момент рассмотрения апелляционной жалобы срок привлечения Общества к административной ответственности истек.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2023 по делу N А75-1287/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1287/2023
Истец: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ЭКОНАДЗОР"