г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А56-61611/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Смирнова А.Б. по доверенности от 01.12.2022
от заинтересованных лиц: 1) Осипов Д.И. по доверенности от 30.12.2022, Руднев А.В. по доверенности от 02.02.2023, 2) Прозорова А.А. по доверенности от 28.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-1152/2023, 13АП-1153/2023) Балтийской таможни и Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2022 по делу N А56-61611/2022, принятое
по заявлению ООО "Сармант-Юг"
к 1) Балтийской таможне
2) Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сармант-Юг" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными и отмене решения Балтийской таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза РКТ-10216000-22/00261, решения Балтийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска от 26.04.2022 и КДТ N 10216170/181219/0244202/01, уведомления Санкт-Петербургской таможни о неуплате таможенных платежей по КДТ N 10216170/181219/0244202/01 от 26.04.2022 N 10210000/У2022/0005462, а так же обязании Балтийскую таможню вернуть ООО "Сармант-Юг" денежные средства в размере 26 112 руб. 93 коп., излишне уплаченных в результате корректировок таможенных платежей по ДТ N 10216170/181219/0244202.
Решением суда от 01.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение поступило две апелляционные жалобы.
Балтийская таможня в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что с учетом правила 3а ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС возможность отнесения товара к одной из указанных товарных позиций должна определяться только по описанию товара в этих субпозициях, в этом случае принимается во внимание субпозиция, дающая наиболее конкретное описание товара. Исходя из описания товара в 31 графе ДТ, а также технической документации, совокупность признаков, характеризующих ввезенный товар - встраиваемые потолочные (т.е. подвесное) светодиодные светильники; Согласно классификационному решению, принятому Комитетом ВТО Всемирной Торговой Организацией по Гармонизированной системе (63 сессия ВТО - март 2019), осветительные приборы (светодиодные панель), должны классифицироваться в субпозиции 9405 10.
Санкт-Петербургская таможня в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Санкт-Петербургская таможня не проводила таможенный контроль, не принимала решений и правовых актов, не рассчитывала суммы таможенных платежей, подлежащих уплате по результатам таможенного контроля, действия Санкт-Петербургской таможни связаны исключительно с процедурой взыскания задолженности.
В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представитель Общества просил оставить жалобы без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.2019 года ООО "Сармант-ЮГ" (далее - Заявитель, Общество) на Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее - Таможенный орган-1) была подана декларация на товары N 10216170/181219/0244202 (далее - ДТ).
По ДТ N 10216170/181219/0244202 ООО "Сармант-Юг" задекларирована в том числе часть товара N 4 "ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ: СВЕТИЛЬНИКИ, ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СО СВЕТОДИОДНЫМИ И ГАЛОГЕННЫМИ ЛАМПАМИ. ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО И ДЛЯ НАРУЖНЕГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ОСВЕЩЕНИЯ, ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (НЕ ДЛЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, НЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)", заявленный классификационный код товара 9405 40 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Лампы и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия, имеющие встроенный источник света, и их части, в другом месте не поименованные или не включенные":- лампы электрические и осветительное оборудование, прочие:- - прочие:- - - из прочих материалов:- - - -прочие:--------прочие), ставка таможенной пошлины 10%.
Товар, задекларированный по ДТ N 10216170/181219/0244202, выпущен таможенным органов в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
В результате таможенного контроля после выпуска товара на основании проанализированных данных принято решение от 04.03.2022 N РКТ-10216000-22/000261 о классификации части товара N 4 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в субпозицию 9405 10 500 8 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Лампы и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия, имеющие встроенный источник света, и их части, в другом месте не поименованные или не включенные:-люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, потолочное или настенное, кроме осветительного оборудования типа используемого для освещения открытых общественных мест или транспортных магистралей:--из стекла:-прочие:-прочие), ставка таможенной, пошлины 12%.
Балтийской таможни принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска от 26.04. и КДТ N 10216170/181219/0244202/01.
Санкт-Петербургской таможней было сформировано уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей по КДТ N 10216170/181219/0244202/01 от 26.04.2022 N 10210000/У2022/0005462.
Не согласившись с указанными решениями и уведомлением таможенных органов, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) рекомендованы Евразийской экономической комиссией к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21; далее - Пояснения ТН ВЭД).
Порядок применения ОПИ ТН ВЭД регламентирован Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии ОПИ ТН ВЭД.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
В силу правила 3а ОПИ ТН ВЭД в случае, если по каким-либо причинам имеется, prima facie (на первый взгляд), возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Из материалов дела следует, что в товарную подсубпозицию 9405 40 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС, выбранную декларантом при декларировании спорного товара, включаются: Лампы и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия, имеющие встроенный источник света, и их части, в другом месте не поименованные или не включенные":- лампы электрические и осветительное оборудование, прочие:- - прочие:- - - из прочих материалов:- - - - прочие: -------- прочие (ставка таможенной пошлины 10%).
Таможенным органом товар классифицирован в товарную позицию 9405 10 500 8 0 ТН ВЭД ЕАЭС: Лампы и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия, имеющие встроенный источник света, и их части, в другом месте не поименованные или не включенные:-люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, подвесное или настенное, кроме осветительного оборудования типа используемого для освещения открытых общественных мест или транспортных магистралей:--из стекла:---прочие:----прочие), ставка таможенной пошлины 12%.
Таким образом, спор относительно классификации товаров возник на уровне товарных позиций 9405 10 и 9405 40 ТН ВЭД ЕАЭС. Следовательно, с учетом правила 3а ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС возможность отнесения товара к одной из указанных товарных позиций должна определяться только по описанию товара в этих субпозициях. В этом случае принимается во внимание субпозиция, дающая наиболее конкретное описание товара.
Согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ спорных ДТ, товар представляет собой - встраиваемые светодиодные светильники.
Согласно сведениям из технической документации, представленной декларантом в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров (вх. Блтийской таможни от 28.12.2021 РЕЕСТР) рассматриваемые товары являются встраиваемыми светильниками, которые устанавливаются в натяжной потолок.
Таким образом, исходя из описания товара в 31 графе ДТ, а также технической документации, совокупность признаков, характеризующих ввезенный товар - встраиваемые потолочные (то есть подвесное) светодиодные светильники.
Учитывая наименование сравниваемых субпозиций 9405 10 ТН ВЭД ЕАЭС (люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, подвесное или настенное, кроме осветительного оборудования типа используемого для освещения открытых общественных мест или транспортных магистралей) и 9405 40 ТН ВЭД ЕАЭС (лампы электрические и осветительное оборудование), исходя из выявленных признаков ввезенного товара, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС 1, 3а, 6, ввезенный по ДТ N 10216170/181219/0244202 товар N 4 подлежит классификации в товарной субпозиции 9405 10, поскольку в ней содержится наиболее конкретное описание товара (место установки светильника).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 года N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 37 от 17 марта 2020 года "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в связи с внесением изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии" в наименовании субпозиции 9405 10 ТН ВЭД ЕАЭС слово "подвесное" заменено словом "потолочное".
Таким образом, ТН ВЭД ЕАЭС приведена в соответствие Гармонизированной системе.
Ссылка Общества на применение терминологии, изложенной в ГОСТ 55392-2012 в отношении ввезенного товара, подлежит отклонению, поскольку товар изготовлен в Италии и к нему не могут быть применены стандарты Российской Федерации.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, таможенный орган правомерно классифицировал товар, ввезенный Обществом ДТ N 10216170/181219/0244202 в подсубпозиции 9405 10 ТН ВЭД ЕАЭС с учетом вышеприведенных положений Пояснений ТН ВЭД и Правил ОПИ ТН ВЭД.
Учитывая изложенное, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительными решения Балтийской таможни от 26.04.2022 N РКТ-10216000-22/000261, решения Балтийской таможни от 26.04.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/181219/0244202, уведомления Санкт-Петербургской таможни о неуплате таможенных платежей, а так же обязания Балтийскую таможню вернуть ООО "Сармант-Юг" денежные средства в размере 26 112 руб. 93 коп. не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы таможенных органов подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 декабря 2022 года по делу N А56-61611/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61611/2022
Истец: ООО "Сармант-Юг"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ