г. Саратов |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А12-19730/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Жемчужина" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года по делу N А12-19730/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Жемчужина" (400105, г. Волгоград, ул. Генерала Штеменко, д. 37А, оф. 2, ОГРН 1183443011916, ИНН 3459076761)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно энергетического комплекса Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, наб. 62-й Армии, д. 5,
ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673) в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А)
заинтересованные лица: Евстратова Татьяна Николаевна (г. Волгоград), Беликова Анастасия Александровна (г. Волгоград), Пимкина Марина Львовна (г. Волгоград), Бондаренко Ирина Михайловна (г. Волгоград),
о признании незаконным предписания,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Жемчужина" (далее - ООО УК "Жемчужина", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания N 246-р от 14.04.2022, вынесенного управлением "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2022 указанное заявление принято к производству, возбуждено производство по делу NА12-19730/2022.
Общество с ограниченной ответственностью УК "Жемчужина" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания N 243-р от 21.04.2022, вынесенного управлением "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.07.2022 указанное заявление принято к производству, возбуждено производство по делу NА12-19731/2022.
Общество с ограниченной ответственностью УК "Жемчужина" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным N 332-р от 12.05.2022, вынесенного управлением "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2022 указанное заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А12-22364/2022.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области дела N А12-19730/2022, N А12-19731/2022, N А12-22364/2022 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А12-19730/2022.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Евстратова Татьяна Николаевна, Беликова Анастасия Александровна, Пимкина Марина Львовна, Бондаренко Ирина Михайловна.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.09.2022 произведена процессуальная замена стороны по делу Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) на ее правопреемника - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "Жемчужина" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 05.08.2022.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решений от 29.03.2022 N 246-р, N 243-р, от 29.04.2022 N 332-р с целью рассмотрения обращений граждан по вопросу перерасчета платы за предоставление услуг и выполнение работ по содержанию жилого помещения в многоквартирных домах по адресам: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 43, 44, 47 за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль 2022 года Управлением проведены внеплановые документарные проверки ООО УК "Жемчужина", по результатам которых составлен акты проверки от 14.04.2022 N 246-р, от 21.04.2022 N 243-р, от 12.05.2022 N 332-р.
В ходе проведенных проверок административным органом установлено нарушение обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества, Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения), выразившееся в ненадлежащем санитарном состоянии подъездов многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 43, 44, 47.
14.04.2022 Управление выдало ООО УК "Жемчужина" предписание N 246-р о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому обществу надлежит в срок до 15.07.2022 во исполнение пунктов 10, 16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения произвести перерасчет платы за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 43, согласно перечню работ и услуг по содержанию и ремонту договора управления многоквартирным домом за периоды с 01.08.2021 по 31.08.2021, с 01.09.2021 по 30.09.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021, с 01.11.2021 по 30.11.2021, с 01.12.2021 по 31.12.2021 в связи с предоставлением услуг и выполнением работ по содержанию жилого помещения ненадлежащего качества (неоказания услуг) потребителям, проживающим в многоквартирном доме, с указанием произведенного перерасчета платы в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
21.04.2022 Управление выдало ООО УК "Жемчужина" предписание N 243-р о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому обществу надлежит в срок до 21.07.2022 во исполнение пунктов 10, 16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения произвести перерасчет платы за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 47, согласно перечню работ и услуг по содержанию и ремонту договора управления многоквартирным домом за периоды с 01.12.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 31.01.2022 в связи с предоставлением услуг и выполнением работ по содержанию жилого помещения ненадлежащего качества (неоказания услуг) потребителям, проживающим в многоквартирном доме, с указанием произведенного перерасчета платы в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
12.05.2022 Управление выдало ООО УК "Жемчужина" предписание N 332-р о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому обществу надлежит в срок до 12.08.2022 во исполнение пунктов 10, 16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения произвести перерасчет платы за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 44, согласно перечню работ и услуг по содержанию и ремонту договора управления многоквартирным домом за периоды с 01.08.2021 по 31.08.2021, с 01.09.2021 по 30.09.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021, с 01.11.2021 по 30.11.2021, с 01.01.2022 по 31.01.2022, с 01.02.2022 по 28.02.2022 в связи с предоставлением услуг и выполнением работ по содержанию жилого помещения ненадлежащего качества (неоказания услуг) потребителям, проживающим в многоквартирном доме, с указанием произведенного перерасчета платы в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
ООО УК "Жемчужина", полагая, что предписания Управления от 14.04.2022 N 246-р, от 21.04.2022 N 243-р, от 12.05.2022 N 332-р являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на доказанности факта ненадлежащего оказания услуг по санитарному содержанию подъездов спорных многоквартирных домов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Жемчужина" на основании договоров управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 43, 44, 47.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Из пункта 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения следует, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 7 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения).
В соответствии с пунктом 9 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.
Согласно пункту 10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения).
Согласно пункту 16 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 104 Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктом 108 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.
Согласно пункту 109 Правил предоставления коммунальных услуг акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом (пункт 110(1) Правил предоставления коммунальных услуг).
Условиями договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 43, от 20.03.2019, утвержденными решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 20.03.2019 N 1/19, предусмотрено, что в состав работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества, включены сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов - влажное подметание: ниже трех этажей - ежедневно, выше 3-го этажа: лето - 1 раз в неделю, зима - 2 раза в неделю: мытье -2 раза в месяц; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек - 1 раз в год, подоконники - 2 раза в год; мытье окон - 2 раза в год; стоимость работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества составляет 3,58 руб./кв.м в месяц (пункт 18 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019).
К работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный и теплый период года отнесены сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда - постоянно; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от нежного покрова) - постоянно; очистка придомовой территории от наледи и льда - постоянно; подметание и уборка придомовой территории - постоянно; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка - постоянно; уборка газонов - 1 раз вдвое суток; выкашивание газонов - 4 раза в сезон; прочистка ливневой канализации - по мере выявления нарушений; стоимость работ по содержанию придомовой территории в холодный и теплый период года составляет 3,83 руб./кв.м в месяц (пункт 19 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019).
Административным органом в ходе проверки установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 43, актами-претензиями от 01.09.2021, 01.10.2021, 01.11.2021, 01.12.2021, от 01.01.2022 зафиксированы нарушение качества и превышение установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и управлению общим имуществом собственников помещений названного дома за периоды 31.08.2021, с 01.09.2021 по 30.09.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021, с 01.11.2021 по 30.11.2021, с 01.12.2021 по 31.12.2021.
Из указанных актов, составленных двумя собственниками помещений в спорном доме, в том числе Прониной Т.З., избранной общим собранием собственников председателем совета многоквартирного дома, следует, что обществом допущено нарушение пунктов 18, 19 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019 в части периодичности уборки (ежедневное влажное подметание подъездов ниже трех этажей, мытье подъездов (2 раза в месяц), подметание и уборка придомовый территории (постоянно), уборка крыльца и площадки перед входом в дом (постоянно), уборка газонов (1 раз вдвое суток).
В адрес ООО УК "Жемчужина" направлены акты-претензии от 01.09.2021, 01.10.2021, 01.11.2021, 01.12.2021, 01.01.2022, а также заявления о перерасчете платы.
Условиями договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 44, от 20.03.2019, утвержденными решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 20.03.2019 N 1/19, предусмотрено, что в состав работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества, включены сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов - влажное подметание: ниже трех этажей - ежедневно, выше 3-го этажа: лето - 1 раз в неделю, зима - 2 раза в неделю: мытье - 2 раза в месяц; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек - 1 раз в год, подоконники - 2 раза в год; мытье окон - 2 раза в год; стоимость работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества составляет 3,58 руб./кв.м в месяц (пункт 18 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019).
К работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный и теплый период года отнесены сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда - постоянно; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от нежного покрова) - постоянно; очистка придомовой территории от наледи и льда - постоянно; подметание и уборка придомовой территории - постоянно; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка - постоянно; уборка газонов - 1 раз вдвое суток; выкашивание газонов - 4 раза в сезон; прочистка ливневой канализации - по мере выявления нарушений; стоимость работ по содержанию придомовой территории в холодный и теплый период года составляет 3,84 руб./кв.м в месяц (пункт 18 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019).
Административным органом в ходе проверки установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 44, актами-претензиями от 02.09.2021, 01.10.2021, 08.11.2021, 05.12.2021, 11.02.2022, 04.03.2022 зафиксированы нарушение качества и превышение установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и управлению общим имуществом собственников помещений названного дома за периоды с 01.08.2021 по 31.08.2021, с 01.09.2021 по 30.09.2021, с 01.10.2021 по 31.10.2021, с 01.11.2021 по 30.11.2021, с 01.01.2022 по 31.01.2022, с 01.02.2022 по 28.02.2022.
Из указанных актов, составленных двумя собственниками помещений в спорном доме, в том числе Бондаренко И.М., избранной общим собранием собственников председателем совета многоквартирного дома, следует, что обществом допущено нарушение пунктов 18, 19 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019 в части периодичности уборки (ежедневное влажное подметание подъездов ниже трех этажей, мытье подъездов (2 раза в месяц), подметание и уборка придомовый территории (постоянно), уборка крыльца и площадки перед входом в дом (постоянно), уборка газонов (1 раз вдвое суток).
В адрес ООО УК "Жемчужина" направлены акты-претензии от 02.09.2021, 01.10.2021, 08.11.2021, 05.12.2021, 11.02.2022, 04.03.2022, а также заявления о перерасчете платы.
Условиями договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 47, от 20.03.2019, утвержденными решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 20.03.2019 N 1/19, предусмотрено, что в состав работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества, включены сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов - влажное подметание: ниже трех этажей - ежедневно, выше 3-го этажа: лето - 1 раз в неделю, зима - 2 раза в неделю: мытье - 2 раза в месяц; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек - 1 раз в год, подоконники - 2 раза в год; мытье окон - 2 раза в год; стоимость работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества составляет 3,58 руб./кв.м в месяц (пункт 18 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019).
К работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный и теплый период года отнесены сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда - постоянно; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от нежного покрова) - постоянно; очистка придомовой территории от наледи и льда - постоянно; подметание и уборка придомовой территории - постоянно; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка - постоянно; уборка газонов - 1 раз вдвое суток; выкашивание газонов - 4 раза в сезон; прочистка ливневой канализации - по мере выявления нарушений; стоимость работ по содержанию придомовой территории в холодный и теплый период года составляет 3,84 руб./кв.м в месяц (пункт 18 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019).
Административным органом в ходе проверки установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Тряскина, д. 47, актами-претензиями от 18.02.2022 зафиксированы нарушение качества и превышение установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и управлению общим имуществом собственников помещений названного дома за периоды с 01.12.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 31.01.2022.
Из указанного акта, составленных двумя собственниками помещений в спорном доме, в том числе Евстратовой Т.Н., избранной общим собранием собственников председателем совета многоквартирного дома, следует, что обществом допущено нарушение пунктов 18, 19 приложения N 2 к договору управления от 20.03.2019 в части периодичности уборки (ежедневное влажное подметание подъездов ниже трех этажей, мытье подъездов (2 раза в месяц), подметание и уборка придомовый территории (постоянно), уборка крыльца и площадки перед входом в дом (постоянно), уборка газонов (1 раз вдвое суток).
В адрес ООО УК "Жемчужина" направлен акт-претензия от 18.02.2022, а также заявления о перерасчете платы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что акты-претензии, составленные собственниками помещений в спорных многоквартирных домах, могут быть признаны актами проверки, составленными в соответствии с пунктом 109 Правил предоставления коммунальных услуг.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности административным органом факта ненадлежащего оказания ООО УК "Жемчужина" услуг по содержанию общего имущества спорных многоквартирных домов и наличия оснований для перерасчета платы за данные услуги.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы общества о надлежащем оказании услуг со ссылкой на договор с ООО "СаеТехСервис" и акты выполненных работ.
Из материалов дела следует, что 01.08.2021 между ООО УК "Жемчужина" (заказчик) и ООО "СанТехСервис" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по санитарному содержанию имущества многоквартирного дома, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства выполнять работы по санитарному содержанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении заказчика.
В подтверждение довода о надлежащем оказании услуг обществом в материалы дела представлены акты приемки выполненных работ от 20.01.2022, 20.07.2022.
Между тем, данные акты составлены без участия собственников помещений спорных многоквартирных домов, виды выполненных работ, указанные в актах, не соответствуют видам работ, указанным в договорах управления и составленных собственниками актах-претензиях, в связи с чем данные документы обоснованно не приняты судом в качестве доказательств оказания заявителем услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов надлежащего качества.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанная форма акта носит обязательный характер.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2019 N 310-ЭС19-24505, действующим жилищным законодательством оформление актов выполненных работ определено в качестве обязанностей управляющей организации, а сам акт выполненных работ является единственным надлежащим и допустимым доказательством оказания таких работ и (или) услуг; несоблюдение формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ ограничивает право собственников многоквартирного дома на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с договорами управления многоквартирных домов акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме подписывается сторонами, со стороны собственников подписывает председатель совета многоквартирного дома или иное уполномоченное собственниками лицо.
В ходе проверки, а также при рассмотрении дела судом первой инстанции обществом не представлены составленные в установленном порядке акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 48, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2022 года по делу N А12-19730/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19730/2022
Истец: ООО УК "ЖЕМЧУЖИНА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА"
Третье лицо: Беликова Анастасия Александровна, Бондаренко И М, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Евстратова Т Н, Пимкина Марина Львовна