г. Саратов |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А57-19683/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовъ" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2023 года по делу N А57-19683/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовъ" (413116, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Ломоносова, д. 29, офис 31-35, ОГРН 1196451019852, ИНН 6449095062)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), общество с ограниченной ответственностью "Альбион" (413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нестерова, д. 136, офис 11, ОГРН 1166451060423, ИНН 6449082708)
о признании недействительным решения, об обязании включить в лицензию ООО "Ломоносовъ" многоквартирный дом, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная, д. 55А,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ломоносовъ" (далее - ООО "Ломоносовъ", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения N 912 от 29.07.2022 об исключении дома N 55А по улице Степная в городе Энгельсе Саратовской области из лицензии ООО "Ломоносовъ", об обязании включить в лицензию ООО "Ломоносовъ" многоквартирный дом, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная, д. 55А.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано. ООО "Ломоносовъ" выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 000 руб. (п/п от 01.08.2022 N 1374).
ООО "Ломоносовъ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 05.08.2022.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ломоносовъ" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 64-000463 от 22.10.2019.
22.07.2022 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 55А по ул. Степная в г. Энгельсе принято решение о расторжении договора управления с ООО "Ломоносовъ" и избрании в качестве управляющей организации ООО "Альбион", оформленное протоколом N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (т. 1 л.д. 52-54).
22.07.2022 в адрес Государственной жилищной инспекцией Саратовской области (далее - Инспекция) направлено заявление о включении многоквартирного дома N 55А по ул. Степная г. Энгельса в адресный перечень ООО "Альбион".
29.07.2022 Государственной жилищной инспекцией Саратовской области принято решение N 912, в соответствии с которым многоквартирный дом, N 55А по ул. Степная г. Энгельса с 01.08.2022 включен в реестр лицензий Саратовской области за ООО "Альбион" и исключен из реестра лицензий Саратовской области от ООО "Ломоносовъ" (лицензия N 64-000463 от 22.10.2019).
Не согласившись с решением Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 29.07.2022 N 912, заявитель обратился в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В силу части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с ЖК РФ деятельность по управлению МКД вправе осуществлять управляющая организация, получившая в установленном порядке соответствующую лицензию и при условии внесения сведений о домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 44 и части 1 статьи 162 ЖК РФ органом управления МКД является общее собрание собственников помещений в МКД, к компетенции которого относится, в том числе, выбор способа управления МКД и выбор управляющей организации.
Способ управления и выбор управляющей организации для управления МКД осуществляется на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 9 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что МКД может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления МКД, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается, в том числе, копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Порядка N 938/пр в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о МКД, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не предусмотренных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Порядка, - с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления МКД, решением общего собрания собственников помещений в МКД.
Материалами дела подтверждено, что рассмотрение заявления ООО "Альбион" и принятие оспариваемого решения осуществлено Инспекцией в соответствии с Порядком N 938/пр. Основания, предусмотренные пунктом 9 Порядка N 938/пр, для отказа во внесении сведений об управлении многоквартирным домом ООО "Альбион" в реестр лицензий Саратовской области отсутствовали.
Заявителем в материалы дела не предоставлено доказательств нарушения оспариваемыми решениями его прав и законных интересов.
По мнению заявителя, решение собственников помещений от 22.07.2022 о наделении председателя Совета многоквартирного дома полномочиями, не позволяет председателю Совета дома подписывать договор управления многоквартирным домом в силу пункта 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, части 1 статьи 46 ЖК РФ, поскольку принятие решения о наделении полномочиями председателя Совета многоквартирного дома на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК Российской Федерации, должно приниматься большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников многоквартирного дома. Фактически за наделение председателя Совета дома полномочиями проголосовало менее 2/3 от общего числа собственников.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, данный вывод общества является ошибочным, так как пункт 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ в совокупности с частью 1 статьи 46 ЖК РФ предусматривает наделение председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений.
В данном случае председателя совета многоквартирного дома наделили полномочиями на подписание договора управления в качестве представителя собственников многоквартирного жилого дома.
Решение о выборе управляющей организации и заключении договора управления с Обществом с ограниченной ответственностью "Альбион" принято общим собранием собственников многоквартирного дома, что следует из пункта 5 Протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 22.07.2022 N 2.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Ломоносовъ" требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2023 года по делу N А57-19683/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19683/2022
Истец: ООО "Ломоносовъ"
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: ООО Альбион