г. Киров |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А29-16909/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2023 по делу N А29-16909/2022
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "УРАЛВОДПРОЕКТ" (ИНН: 0250015592, ОГРН: 1170280019524)
об устранении недостатков оказанных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "УРАЛВОДПРОЕКТ" (далее - ответчик, общество) об устранении выявленных недостатков оказанных услуг по государственному контракту на оказание услуг по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Вишера на территории МО МР "Корткеросский" Республики Коми от 10.09.2019 N 0307200030619001440.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.12.2022 исковое заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 02.02.2023 с указанием о возможном переходе к рассмотрению дела по существу 02.02.2023 (при отсутствии возражений сторон).
Ответчик в отзыве на иск от 08.02.2023 просил исковое заявление оставить без рассмотрения в связи с тем, что требования должны быть рассмотрены в рамках дела N А07-19197/2021 о несостоятельности (банкротстве) ООО "УРАЛВОДПРОЕКТ".
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2023 исковое заявление оставлено без рассмотрения, поскольку суд пришел к выводу, что требования не являются текущими и подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве ответчика.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с принятым определением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми либо отменить определение суда первой инстанции и рассмотреть дело по существу, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, судом не установлены имеющие значение обстоятельства, представленным сторонами доказательствам не дана правовая оценка, не проведена проверка их достаточности, достоверности и надлежащего качества, в том числе их соответствие фактическим обстоятельствам дела, что не позволило принять обоснованный судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суд не учел специфики спора, не предоставил время для представления дополнительных пояснений. Истец считает, что суд не оценил пояснения по замечаниям к госконтракту. По мнению заявителя жалобы, текущим может быть только денежное требование, поэтому суд неправомерно оставил иск без рассмотрения, по иску заявлено об устранении недостатков.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.09.2019 между Минприроды Республики Коми (заказчик) и ООО "УРАЛВОДПРОЕКТ" (исполнитель) заключен государственный контракт на оказание услуг по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Вишера на территории МО МР "Корткеросский" Республики Коми.
Срок оказания услуг - до 15.12.2019.
Цена контракта - 150 439 рублей 79 копеек (пункт 3.1).
В силу пункта 4.1. контракта от 10.09.2019 N 0307200030619001440 приемка и экспертиза оказанных услуг осуществляется в соответствии с требованиями технического задания и календарным планом. Исполнитель по итогам оказанных услуг предоставляет заказчику акт приемки оказанных услуг.
Срок представления гарантии качества оказанных услуг устанавливается на период до окончания процедуры внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта), границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости, но не более трех лет со дня подписания акта приемки оказанных услуг. Исполнитель гарантирует безвозмездное устранение выявленных недостатков, возникших по его вине (пункт 4.4 контракта).
Ответчик оказал истцу услуги, что подтверждается актом приемки оказанных услуг от 13.12.2019 N 1 на сумму 150 439 руб. 79 коп., подписанным сторонами и скрепленным печатями сторон, а также заключением экспертизы от 13.12.2019.
Оплата оказанных услуг произведена в пользу ответчика платежным поручением от 26.12.2019 N 376862 на сумму 150 439 руб. 79 коп.
В феврале 2020 года при перенаправлении результатов оказанных по контракту услуг в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"" по Республике Коми для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Вишеры на территории МО MP "Корткеросский", выяснилось, что осуществление данных действий не представляется возможным; регистрирующим органом выставлен список замечаний (письмо от 19.02.2020 N 11МО-20/00203), который перенаправлен ООО "УРАЛВОДПРОЕКТ" в целях корректировки результатов оказанных услуг.
В материалы дела представлены письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми от 27.07.2021 N 11-21/04572, от 02.08.2021 N 11-21/04730, от 09.08.2021 N 11-21/04900, адресованные Минприроды Республики Коми и содержащие информацию о невозможности внесения сведений в ЕГРН.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу N 2а-6037/2022 на Минприроды Республики Коми возложена обязанность в срок до 31.12.2023 определить местоположения береговой линии (границы водного объекта) водных объектов или их частей; установить границы водоохранных зон водных объектов или их частей; установить границы прибрежных защитных полос водных объектов или их частей.
Истец направил в адрес ответчика требование (претензию) от 18.04.2022 N 02-06-3429 об устранении недостатков оказанных услуг по контракту.
Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что исковые требования мотивированы необходимостью устранения недостатков в период гарантийного срока (статьи 702, 721 - 724 ГК РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2021 по делу N А07-19197/2021 к производству суда принято заявление акционерного общества "КИВИ Банк" о признании ООО "УРАЛВОДПРОЕКТ" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2022 по делу N А07-19197/2021 в отношении ООО "УРАЛВОДПРОЕКТ" введена процедура банкротства - конкурсное производство.
По общему правилу со дня принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования подлежат предъявлению и рассмотрению только в деле о банкротстве (абзац 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35). Данный процессуальный механизм направлен на создание условий равной правовой защиты интересов должника, его контрагентов и кредиторов, чьи притязания затрагивают конкурсную массу, предоставляет им возможность доказать свою позицию в открытом состязательном процессе.
В связи с этим в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве.
Если реестровое требование кредитора к должнику о понуждении к совершению предоставления в натуральной форме неисполнимо, оно подлежит оценке и трансформации в денежное требование путем его включения в реестр требований кредиторов должника.
С момента открытия конкурсного производства происходит трансформация неденежного требования о выполнении обществом работ и оказании услуг (в настоящем случае - устранении недостатков работ) в денежное требование.
Таким образом, обязанность должника по устранению выявленных недостатков трансформировалась в денежное требование кредитора.
Суд апелляционной инстанции, исходя из содержания требований, изложенных в исковом заявлении, приходит к выводу, что требования Министерства об устранении недостатков выполненных работ фактически направлены в конечном итоге на удовлетворение неденежного по своей природе требования за счет имущества, входящего в конкурсную массу должника, то есть на уменьшение размера конкурсной массы.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве должника.
При обратном подходе истец как кредитор мог бы получить предпочтительное удовлетворение своих требований из конкурсной массы перед иными кредиторами, что противоречит принципу очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (пункты 2 и 3 статьи 142 Закона о банкротстве).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии определения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены определения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2023 по делу N А29-16909/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16909/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: ООО УРАЛВОДПРОЕКТ
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Коми, Конкурсный управляющий Петров Артём Сергеевич