г. Томск |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А45-20273/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Подцепиловой М.Ю., |
судей: |
Молокшонова Д.В., |
|
Марченко Н.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сухих К.Е. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества с ограниченной ответственностью "Фокс Карго" (N 07АП-2506/2023) на решение от 15 февраля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20273/2022 (судья Л.А. Ершова)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (ОГРН 1125476122540), г. Новосибирск к товариществу с ограниченной ответственностью "Фокс Карго" (БИН 160440006480), с. Т. Рыскулова, Туркестанская обл., Республика Казахстан о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов в сумме 411 900 руб., судебных расходов в сумме 20 000 руб.,
стороны не явились; извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (далее -ООО "ГК Вагонсервис") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с товарищества с ограниченной ответственностью "Фокс Карго" (далее -ТОО "Фокс Карго") штрафа за сверхнормативный простой вагонов в сумме 411 900 руб., судебных расходов в сумме 20 000 руб.
Решением от 15 февраля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично, с товарищества с ограниченной ответственностью "Фокс Карго" взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" штраф в сумме 402900 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 19564 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 10992 руб. В остальной части иска отказать.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТОО "Фокс Карго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ее подать ссылается на то, что согласно свидетельству о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, в г. Алматы было введено чрезвычайное положение в период с 01 часов 30 минут 5 января 20222 года до 00 часов 00 минут 19 января 2022 года. В связи с введением чрезвычайного положения ТОО "Фокс Карго" были нарушены обязательства перед истцом, ввиду чего, во исполнение п.6.1 договора ответчик не может нести ответственность за простой вагонов в сумме 411 900 руб., и судебных расходов в сумме 20 000 руб.
Податель жалобы указывает на то, что произведенный истцом расчет суммы штрафа на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД" некорректный, поскольку согласно ответа ГВЦ ОАО "РЖД в адрес вычислительного центра от железнодорожных администраций государств - участников Содружества, информация об отправлении и прибытии вагонов на станцию назначения, находящуюся вне территории Российской Федерации, не поступает, в связи с чем, ГВЦ ОАО "РЖД" не формирует данные о движении вагонов по территориям иностранных государств и соответственно не может нести ответственность за точность и достоверность данной информации.
ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения по доводам жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
От ООО "ЭНТЕРСИБ" поступило дополнение к апелляционной жалобе согласно статье 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что между ООО "ГК Вагонсервис" (Исполнитель) и ТОО "Фокс Карго" (Заказчик) был заключен договор на оказание услуг N ГКВС-214/2021 от 15.12.2021 в редакции протоколов согласования цены (далее - договор), по условиям которого, Исполнитель обязался оказать услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (далее - вагоны) для осуществления Заказчиком перевозок грузов по направлениям и в объемах, указанных в заявках Заказчика и Приложениях к настоящему договору, а Заказчик обязался принять и оплатить эти услуги на согласованных сторонами условиях (п. 1.1. договора).
Пунктами 3.3.6., 3.3.7 Договора установлена обязанность Заказчика обеспечить нахождение железнодорожных вагонов на станции погрузки в течение 48 (сорока восьми) часов с даты прибытия их в порожнем состоянии на железнодорожную станцию отправления (место погрузки) до момента отправления в груженом состоянии на станцию назначения. А также обязанность обеспечить нахождение железнодорожных вагонов на станции выгрузки в течение 48 (сорока восьми) часов с даты их прибытия в груженом состоянии на железнодорожную станцию назначения (место выгрузки) до момента отправления их в порожнем состоянии на следующую станцию погрузки. Окончанием учета времени нахождения группы вагонов на подъездном пути в местах погрузки/выгрузки считается дата и время отправления со станции погрузки или выгрузки всей группы единовременно прибывших вагонов.
В пунктах 4, 5 протоколов согласования цены N 1 от 17.12.2021, N 2 от 27.12.2021, N 3 от 13.01.2022, N 4 от 10.02.2022 (далее - ПСЦ) срок нахождения железнодорожных вагонов на станциях погрузки (выгрузки) увеличен до 120 часов (ПСЦ N 1, ПСЦ N 3 (выгрузка)), до 96 часов (ПСЦ N 2, ПСЦ N 3 (погрузка), ПСЦ N 4) с даты прибытия их в порожнем/ груженом состоянии на железнодорожную станцию отправления (место погрузки) / станцию назначения (место выгрузки) до момента отправления в груженом состоянии на станцию назначения (погрузки).
Также пунктом 3 Протоколов согласования цены установлено, что в случае нарушения Заказчиком условий пунктов 4, 5 протокола согласования цены, Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 3000 руб. (ПСЦ N 1, ПСЦ N 2, ПСЦ N 3) в размере 3100 (ПСЦ N 4) за каждые полные и неполные сутки задержки за каждый вагон в ожидании погрузки (выгрузки). Данный размер штрафа также применяется Сторонами для расчета размера ответственности в случае ссылок в договоре на настоящий пункт Протокола согласования цены.
Согласно п. 5.5. Договора Заказчик несет ответственность за все время задержки Вагонов, как груженых, гак и порожних, в пути следования, а также, на станциях погрузки, выгрузки, погранпереходах и других, по причинам, зависящим от грузоотправителя/грузополучателя. Ответственность устанавливается в виде штрафа, установленного пунктом 3 Протокола согласования цены (Приложение N 2) за вагон в сутки. Указанное время задержек исчисляется с момента фактического прибытия до дня их фактического отправления с вышеуказанных станций включительно. Неполные сутки считаются как полные. Даты прибытия и отправления Вагонов определяются по данным ГВЦ ОАО "РЖД" (данные не заверяются).
В период с декабря 2021 года по февраль 2022 года истец предоставил ответчику под погрузку и выгрузку грузовые вагоны, однако, ответчиком, были допущены неоднократные нарушения его условий, выразившиеся в превышении нормативного времени простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой на станциях отправления и прибытия, что привело к сверхнормативным простоям вагонов (до 16 суток).
В связи с чем, истец начислил ТОО "Фокс Карго" штраф в общей сумме 411 900 рублей.
Неисполнение обязанности ответчика по уплате штрафа, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 8, 309,310,329,330,779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, а именно нарушение нормативного срока нахождения вагонов на станции выгрузки (погрузки), и соответственно признает обоснованным требование об уплате штрафа в сумме 402 900 рублей.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Согласно с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказании услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Помимо обязанности по оплате оказанных услуг в порядке и сроки, указанные в договоре (пункт 1 статьи 781 ГК РФ), условиями договора возмездного оказания услуг по предоставлению подвижного состава применительно к требованиям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть согласованы и другие обязанности заказчика, в том числе, не допускать простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки свыше определенного срока.
Как следует из материалов дела, в период действия обязательственных отношений в рамках Договора N ГКВС-214/2021 от 15.12.2021 года, заказчиком допущены нарушения согласованных сторонами условий о соблюдении временного интервала нахождения железнодорожных вагонов на станции погрузки и выгрузки:
-На станции погрузки нарушение совершено в отношении Вагонов (N 61468211; N 60824877, N 61672515, N61714275);
-На станции выгрузки нарушение совершено в отношении Вагонов (N 61714275. N 61859047. N 56034523. N 52818143, N 56065204, N 60947033. ЛЬ 61811782. N 56629587. N 60940467. N 61318465. N 63999684. N 61468211, N 60824877).
В период с декабря 2021 года по февраль 2022 года истец предоставил ответчику под погрузку и выгрузку грузовые вагоны, однако, ответчиком, были допущены неоднократные нарушения его условий, выразившиеся в превышении нормативного времени простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой на станциях отправления и прибытия, что привело к сверхнормативным простоям вагонов (до 16 суток).
Фактические даты прибытия и отправления вагонов отражены в сведениях ГВЦ ОЛО "РЖД". Правило об определении данных о времени и дате прибытия и отправки вагонов также согласовано в пункте 3.3.11 договора N ГКВС-214/2021 от 15.12.2021 года (подтверждением времени прибытия и отправки вагонов является информация ГВЦ ОАО "РЖД" - данные не заверяются в сутках, при этом неполные сутки считаются, как полные).
Исходя из данных ГВЦ ОАО "РЖД" ООО "ГК Вагонсервис" произвело расчет штрафных санкций за сверхнормативное пользование вагонами на станции погрузки, согласно которому размер ответственности Заказчика за сверхнормативное пользование вагонами Исполнителя составил 54 000 рублей.
Исходя из данных ГВЦ ОАО "РЖД". ООО "ГК Вагонсервис" произвело расчеч штрафных санкций за сверхнормативное пользование вагонами на станции выгрузки, согласно которому размер ответственности Заказчика за сверхнормативное пользование вагонами Исполнителя составил 357 900 рублей.
Пунктами 3.3.6., 3.3.7 Договора установлена обязанность Заказчика обеспечить нахождение железнодорожных вагонов на станции погрузки в течение 48 (сорока восьми) часов с даты прибытия их в порожнем состоянии на железнодорожную станцию отправления (место погрузки) до момента отправления в груженом состоянии на станцию назначения. А также обязанность обеспечить нахождение железнодорожных вагонов на станции выгрузки в течение 48 (сорока восьми) часов с даты их прибытия в груженом состоянии на железнодорожную станцию назначения (место выгрузки) до момента отправления их в порожнем состоянии на следующую станцию погрузки.
Окончанием учета времени нахождения группы вагонов на подъездном пути в местах погрузки/выгрузки считается дата и время отправления со станции погрузки или выгрузки всей группы единовременно прибывших вагонов.
В пунктах 4, 5 протоколов согласования цены N 1 от 17.12.2021, N 2 от 27.12.2021, N 3 от 13.01.2022, N 4 от 10.02.2022 (далее - ПСЦ) срок нахождения железнодорожных вагонов на станциях погрузки (выгрузки) увеличен до 120 часов (ПСЦ N 1, ПСЦ N 3 (выгрузка)), до 96 часов (ПСЦ N 2, ПСЦ N 3 (погрузка), ПСЦ N 4) с даты прибытия их в порожнем/ груженом состоянии на железнодорожную станцию отправления (место погрузки) / станцию назначения (место выгрузки) до момента отправления в груженом состоянии на станцию назначения (погрузки).
Также пунктом 3 Протоколов согласования цены установлено, что в случае нарушения Заказчиком условий пунктов 4, 5 протокола согласования цены, Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 3000 руб. (ПСЦ N 1, ПСЦ N 2, ПСЦ N 3) в размере 3100 (ПСЦ N 4) за каждые полные и неполные сутки задержки за каждый вагон в ожидании погрузки (выгрузки). Данный размер штрафа также применяется Сторонами для расчета размера ответственности в случае ссылок в договоре на настоящий пункт Протокола согласования цены.
Согласно п. 5.5. Договора Заказчик несет ответственность за все время задержки Вагонов, как груженых, гак и порожних, в пути следования, а также, на станциях погрузки, выгрузки, погранпереходах и других, по причинам, зависящим от грузоотправителя/грузополучателя.
Ответственность устанавливается в виде штрафа, установленного пунктом 3 Протокола согласования цены (Приложение N 2) за вагон в сутки. Указанное время задержек исчисляется с момента фактического прибытия до дня их фактического отправления с вышеуказанных станций включительно.
Дата прибытия подвижного состава на станции определяется по данным Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД") в электронном формате (данные не заверяются), по данным системы "ЭТРАН" и по данным ведомостей подачи/уборки подвижного состава (памятке приемосдатчика).
Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Надлежащими доказательствами в целях расчета срока простоев вагонов являются предоставленные данные ГВЦ ОАО "РЖД".
Судом первой инстанции установлено, что, заключив договор с условием об обязанности ответчика после разгрузки возвратить порожние вагоны в течение определенного срока, а также установив ответственность за нарушение этого срока, согласовав использование в качестве подтверждения времени прибытия/отправки вагонов сведения информационной системы ГВЦ ОАО "РЖД", стороны действовали свободно в определении условий своих взаимоотношений.
Кроме того, договором установлен порядок определения фактического времени нахождения вагонов на станциях погрузки и выгрузки на основании сведений, полученных из официальных информационных систем, к которым, наряду с прочими, относится информационная система ГВЦ ОАО "РЖД". Договором не установлен запрет на получение сведений о передвижении вагонов, в том числе на территории иностранных государств, на основании иных официальных источников получения информации о фактическом местонахождении и передвижении вагонов.
Дополнительно в материалы дела ООО "ГК Вагонсервис" представлено письмо международного экспедитора SIA "SIGIS" N 14162/DN от 14.02.2019, согласно которому SIA "SIGIS" подтвердило, что информация о времени и дислокации подвижного состава, находящаяся на веб-ресурсе www.railwagonlocation.com, соответствует сведениям Главного вычислительного центра ОАО "РЖД", и отображается на веб-ресурсе достоверно.
Поскольку в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года, ответчиком, были допущены неоднократные нарушения его условий заключенного между сторонами договора, выразившиеся в превышении нормативного времени простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой на станциях отправления и прибытия, что привело к сверхнормативным простоям вагонов (до 16 суток), истец начислил ТОО "Фокс Карго" штраф в общей сумме 411 900 рублей.
В статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Суд первой инстанции, проверив расчет, признал его арифметически неверным, ввиду того, что истцом были допущены неточности в определении количества суток сверхнормативного простоя за указанный истцом период вагонов N 61468211, N 61714275,N 56034523.
В связи с чем, размер штрафа за сверхнормативный простой вагонов составляет 402 900 рублей.
Кроме того, ТОО "Фокс Карго", возражая относительно периода сверхнормативного простоя вагонов, документального опровержения сверхнормативного простоя, а также контррасчет штрафных санкций в материалы дела не представил.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта просрочки возврата спорных вагонов ответчиком и наличии оснований для взыскания штрафа в размере 402 900 рублей.
Отклоняя довод апелляционной жалобе о том, что согласно свидетельству о наступлении обстоятельств непреодолимой силы от 03 февраля 2022 года N 11-500, в городе Алматы было введено чрезвычайное положение в период с 01 часов 30 минут 05 января 2022 года до 00 часов 00 минут 19 января 2022 года, ввиду чего, во исполнение пункта 6.1 договора ответчик не может нести ответственность за простой вагонов в сумме 411 900 рублей и судебных расходов в сумме 20 000 рублей, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно представленному свидетельству о наступлении обстоятельств непреодолимой силы от 03 февраля 2022 года N 11-500 и приложенной к нему распечатке передвижение вагонов, установлено, что в период с 19 часов 48 минут 16 января 2022 года до 12 часов 01 минут 20 января 2022 года, вагоны находили на Железнодорожной станции Балхаш 1.
Данная станция находится в Карагандинской области (Казахстан) городе Балхаш, ввиду чего отсылки апеллянта, что ТОО "Фокс Карго" были нарушены обязательства перед истцом, в связи с введением чрезвычайного положения городе Алматы, опровергаются находящими доказательствами в материалах дела, ввиду чего не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы.
Довод апеллянта о том, что представленные ООО "ГК Вагонсервис" сведения ГВЦ ОАО "РЖД", исходя из которых был произведен расчет суммы исковых требований, не имеет юридической силы, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку сведения ГВЦ ОАО "РЖД" являются официальной информацией, так как указанная в них информация о прибытии и отправлении вагонов получена с официального сайта ОАО "РЖД".
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции выяснены, все обстоятельства имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15 февраля 2023 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20273/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества с ограниченной ответственностью "Фокс Карго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20273/2022
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис"
Ответчик: ТОО "Фокс Карго"
Третье лицо: Верховный Суд Республики Казахстан, Седьмой арбитражный апелляционный суд