г. Воронеж |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А36-2543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Корчагина А.О. - представитель по доверенности N 48 от 14.06.2022 сроком на один год (после перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций": Чикин Д.Н. - представитель по доверенности от 18.01.2023 сроком на один год (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.12.2022 по делу N А36-2543/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" (ОГРН 1194827012731, ИНН 4823077768) к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696, ИНН 4826006839) о признании незаконными действий заинтересованного лица, выразившихся в возвращении заявлений о выкупе земельных участков без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" (далее - ООО "ЗСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление имущественных и земельных отношений, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в возвращении заявлений о выкупе земельных участков без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.12.2022 по делу N А36-2543/2022 признаны незаконными действия Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выразившиеся в возвращении заявлений ООО "ЗСК" исх.N N 2083 от 20.12.2021 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14, 48:20:0037201:11 с обязанием Управления имущественных и земельных отношений устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявлений ООО "ЗСК" исх.N N 2083 от 20.12.2021 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14, 48:20:0037201:11 в срок 12 рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения; с Управления в пользу Общества взыскано 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе с учетом дополнительных пояснений ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств дела, обосновывая законность совершенных действий.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, состоявшееся 04.04.2023, стороны явку своих представителей не обеспечили.
В удовлетворении ходатайства ООО "ЗСК" об отложении судебного разбирательства судебной коллегией было отказано ввиду отсутствия правовых оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом в целях предоставления Обществу возможности ознакомиться с правовой позицией Управления в судебном заседании был объявлен перерыв до 11.04.2023.
В продолженное после перерыва судебном заседании представитель Управления имущественных и земельных отношений поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ЗСК" полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных пояснений, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу обоснованной и усматривает следующее.
Как следует из материалов дела, 24.07.2001 между Администрацией г.Липецка (арендодатель) и ООО "Промизделия" (арендатор) был заключен договор аренды земли N 2558, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду согласно постановлению главы администрации г.Липецка N 3027 от 09.07.2001 без права выкупа земельные участки общей площадью 15060 кв.м, согласно прилагаемому плану земель, для промышленного использования по ул.Алмазная,10, сроком на 25 лет (л.д.84-88); 27.06.2006 сторонами подписано соглашение о внесении изменений в Договор в части порядка уплаты и размера арендной платы (л.д.89-91).
21.04.2016 между ООО "Промизделия" (арендатор) и Управлением имущественных и земельных отношений (арендодатель) заключен договор аренды земли N 260/16Ю, по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду сроком на 49 лет (по 20.04.2065) земельный участок общей площадью 12574 кв.м для промышленного использования по ул.Алмазная, д.10/2.
18.11.2019 между ООО "Промизделия" и ООО "ЗСК" заключено соглашение (о передаче прав и обязанностей по договору аренды), по условиям которого ООО "Промизделия" передало ООО "ЗСК" свои права и обязанности арендатора по договору аренды земли от 24.07.2001 N 2558 с кадастровым номером 48:20:0037201:14 площадью 15060 кв.м, находящегося по адресу: г.Липецк, ул.Алмазная, д.10, а ООО "ЗСК" указанные права и обязанности арендатора принимает; 08.09.2020 осуществлена государственная регистрация соглашения и права аренды Общества по Договору (л.д.71-72).
18.11.2019 между ООО "Промизделия" и ООО "ЗСК" заключено соглашение (о передаче прав и обязанностей по договору аренды), по условиям которого ООО "Промизделия" передало ООО "ЗСК" свои права и обязанности арендатора по договору аренды земли от 21.04.2016 N 260/16Ю с кадастровым номером 48:20:0037201:11 площадью 12574 кв.м, находящегося по адресу: г.Липецк, ул.Алмазная, д.10/2, а ООО "ЗСК" указанные права и обязанности арендатора принимает; 08.09.2020 осуществлена государственная регистрация соглашения и права аренды Общества по Договору (л.д.73-74).
18.01.2022 в Управление имущественных и земельных отношений поступило письмо ООО "ЗСК" от 20.12.2021 исх.N 2083, в составе приложений содержащее: заявления о выкупе земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, под объектами недвижимости арендатором земельных участков - собственником созданных им объектов недвижимости, с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14 и 48:20:0037201:11; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ЗСК"; распечатки планов кадастрового квартала 48:20:0037201; земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14 и 48:20:0037201:11 с сайта Росреестра (л.д.44-61).
Письмом от 24.01.2022 N 28-293И28-681 в ответ на указанное обращение Управление уведомило Общество о возвращении заявлений о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14 и 48:20:0037201:11 в соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что они не соответствуют положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: не указан идентификационный номер налогоплательщика заявителя (для юридического лица); не указано основание предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов из числа оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; не указана цель использования земельного участка; к заявлениям не приложены сообщения заявителя, содержащие перечень зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов"). Управление дополнительно сообщило, что административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным приказом Управления от 05.08.2016 N 51, утверждены формы заявления о предоставлении земельного участка и сообщения заявителя (л.д.15).
Полагая действия Управления имущественных и земельных отношений, выразившиеся в возвращении заявлений о выкупе земельных участков, незаконными, ООО "ЗСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области заявленные требования удовлетворил.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене и руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следуя положениям части 1 статьи 198 АПК РФ, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений статей 39.2, 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Закона Липецкой области от 26.12.2014 N 357-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области", пунктов 2.2, 2.30 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного Распоряжением Правительства Липецкой обл. от 13.10.2022 N 394-р, суд области верно не усмотрел нарушений компетенции при рассмотрении указанных заявлений Управлением имущественных и земельных отношений, что Обществом в суде апелляционной инстанции не оспаривается.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов закреплен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, установлено, что при предоставлении земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату подлежат предоставлению: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
Кроме того, пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк, сельских поселений, входящих в состав Липецкого муниципального района Липецкой области, и земельных участков, находящихся в областной собственности, на которых расположены здания, сооружения", утвержденного приказом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 05.08.2016 N 51 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что для предоставления государственной услуги заявитель с предъявлением документа, удостоверяющего личность, представляет в Управление или многофункциональный центр заявление по форме согласно приложениям 1, 3 (для граждан) или приложениям 2, 4 (для юридических лиц) к административному регламенту.
В случае направления заявления посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического лица или гражданина - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае предоставления земельного участка в собственность к заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю;
В случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и требованиями Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
При этом пунктом 13 Административного регламента определены документы, необходимые для предоставления государственной услуги и подлежащие получению посредством межведомственного взаимодействия, в случае предоставления земельного участка в собственность: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), получаемая в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке), получаемая в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения), получаемая в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем, получаемая в Управлении Федеральной налоговой службы по Липецкой области; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, получаемая в Управлении Федеральной налоговой службы по Липецкой области.
Основанием совершения Управлением имущественных и земельных отношений оспариваемых действий по возвращению заявлений ООО "ЗСК" о предоставлении земельных участков согласно письму от 24.01.2022 N 28-293И28-681 явилось несоответствие таковых пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: не был указан идентификационный номер налогоплательщика заявителя (для юридического лица); не было указано основание предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов из числа оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; не была указана цель использования земельного участка; к заявлениям не были приложены сообщения заявителя, содержащие перечень зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов").
Из поданных Обществом в Управление документов усматривается, что в их составе было представлено сопроводительное письмо от 20.12.2021 исх.N 2083, содержащее, в частности, сведения о заявителе, в том числе и идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, а также перечень направляемых документов: заявления о выкупе земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, под объектами недвижимости арендатором земельных участков - собственником созданных им объектов недвижимости, с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14 и 48:20:0037201:11, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ЗСК", распечатки планов кадастрового квартала 48:20:0037201, земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14 и 48:20:0037201:11 с сайта Росреестра.
Из самих заявлений о выкупе земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, под объектами недвижимости арендатором земельных участков - собственником созданных им объектов недвижимости, усматривается, что таковые содержали, в числе прочего, сведения о заявителе (наименование, ОГРН, почтовый адрес, электронный адрес, телефон (факс)), сведения о принадлежности земельных участков заявителю на основании договоров аренды от 24.07.2001 N 2558, от 21.04.2016 N 260/16Ю, кадастровых номерах, площади и местоположении земельных участков.
При этом заявления не содержали указания на основание предоставления земельных участков из предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на цель использования земельных участков.
В составе приложений к заявлениям были представлены планы кадастрового квартала 48:20:0037201 и схематичные планы земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0037201:14 и 48:20:0037201:11 с отображением схематичного изображения земельных участков (их формы) без указания координат поворотных точек, отображения объектов, расположенных на земельных участках (если таковые имеются).
При этом к заявлениям не были приложены сообщения заявителя, содержащие перечень зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в заявлениях ООО "ЗСК" всех необходимых сведений, предусмотренных подпунктами 4, 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению не были приложены документы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, а также пунктом 12 Административного регламента.
Исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества, поставлен в зависимость не только от площади таких объектов недвижимости, но и от их назначения, а также целей использования.
В определении Верховного Суда РФ от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394 указано, что площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Таким образом, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под этим объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, в том числе в заявленных целях (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2020 N Ф10-944/2020 по делу N А14-5501/2019).
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
С учетом приведенных нормативных положений и разъяснений вышестоящих судебных инстанций судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда области о том, что в части отсутствия в заявлениях, поданных ООО "ЗСК" в Управление имущественных и земельных отношений, указания идентификационного номера налогоплательщика, основания предоставления земельных участков, таковые не являются достаточными для возвращения заявлений, поскольку соответствующие сведения могут быть установлены из содержания заявлений и иных представленных документов (сведения об ИНН содержатся с приложенной выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ЗСК", а основание предоставления земельных участков закономерно следует из содержания заявления).
Однако неуказание цели использования земельных участков исключает возможность оценки уполномоченным органом заявлений на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков применительно к подпункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка), тогда как само Управление очевидно не может самостоятельно предопределять цели использования Обществом испрашиваемых земельных участков, в том числе с учетом условий договоров аренды от 24.07.2001 N 2558, от 21.04.2016 N 260/16Ю.
Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что в отсутствие каких-либо сведений, идентифицирующих расположенные, по утверждению ООО "ЗСК", на земельных участках объекты недвижимости и ему принадлежащие (в том числе, кадастровых номеров таких объектов), Управление имущественных и земельных отношений не могло лишь из сведений Единого государственного реестра недвижимости получить достаточные данные, позволяющие дать оценку заявлениям на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков применительно к подпункту 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов), а также пункту 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки выводам суда первой инстанции, сведения, содержащиеся в договорах аренды от 24.07.2001 N 2558, от 21.04.2016 N 260/16Ю, в том числе и с учетом соглашений (о передаче прав и обязанностей по договору аренды) от 18.11.2019, которые, однако, представлены в Управление также не были и представленных планов земельных участков, не отображающих расположение на земельных участках каких-либо объектов, не могут быть оценены как актуальные на момент обращения с заявлениями в январе 2022 года.
С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управлением имущественных и земельных отношений оспариваемые действия по возвращению ООО "ЗСК" заявлений о предоставлении земельных участков были совершены законно, как и не свидетельствуют лишь о формальном их соответствии нормам земельного законодательства, а были обусловлены фактическими обстоятельствами, имевшими место при рассмотрении представленных Обществом документов.
В свою очередь, возвращение заявлений не является отказом в предоставлении испрашиваемой государственной услуги и не препятствует при устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, повторному обращению ООО "ЗСК" с соответствующими заявлениями с учетом норм действующего земельного законодательства.
Обстоятельств нарушения прав Общества оспариваемыми действиями суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку таковые были совершены при наличии к тому оснований и в рамках нормативно установленной процедуры.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.12.2022 по делу N А36-2543/2022 - подлежащим отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом результатов рассмотрения спора и положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции подлежат возложению на заявителя в уплаченной сумме 3000 руб.
Управление имущественных и земельных отношений в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождено, в связи с чем, с учетом разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" таковая взысканию с Общества не подлежит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.12.2022 по делу N А36-2543/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2543/2022
Истец: ООО "Завод строительных конструкций"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Третье лицо: Администрация города Липецка, Администрация Липецкой области