город Омск |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А75-20192/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2182/2023) отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2023 по делу N А75-20192/2022 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению государственного автономного учреждения "Аварийно-спасательное формирование "Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть" (ОГРН 1028600581085, ИНН 8602020009, адрес: 628011, город Сургут, улица Энергостроителей, здание 28) к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) о признании недействительным решения N 027S19220023859 от 17.10.2022 и по встречному заявлению государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к государственному автономному учреждению "Аварийно-спасательное формирование "Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть" о взыскании финансовых санкций в сумме 89 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от государственного автономного учреждения "Аварийно-спасательное формирование "Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть" - Беляева Ю.А. (по доверенности от 06.10.2022 N 09-08/35 сроком действия 30.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение "Аварийно-спасательное формирование "Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть" (далее - заявитель, учреждение, ФГАУ "АСФ "ЗСПФВЧ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, фонд, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 027S19220023859 от 17.10.2022.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с встречным заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 89 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2022 года на основании решения N 027S19220023859 от 17.10.2022.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2023 по делу N А75-20192/2022 заявленные учреждением требования удовлетворены, признано незаконным решение Пенсионного фонда N 027S19220023859 от 17.10.2022 в части установления размера финансовых санкций в сумме, превышающей 8 900 руб., взысканы с фонда судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Встречное заявление фонда удовлетворено частично, с учреждения взысканы в пользу фонда финансовые санкции по решению N 027S19220023859 от 17.10.2022 в размере 8 900 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отделение, ОСФР по ХМАО - Югре) в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ФГАУ "АСФ "ЗСПФВЧ" требований, оставить расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. на учреждении.
Одновременно ОСФР по ХМАО - Югре в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) известило суд об изменении наименования заинтересованного лица - государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на ОСФР по ХМАО - Югре, сославшись на Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
В обоснование жалобы ее податель указывает на несогласие с вынесенным решением в части уменьшения суммы штрафных санкций с 89 000 руб. до 8 900 руб. за нарушение сроков представления сведений. Отделение указывает, что в нарушение положений подпунктов 2.2, 2.3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), сведения по форме СЗВ-М (исходная) на 178 застрахованных лиц за август 2022 представлены учреждением 16.09.2022. Поскольку в указанную дату учреждением представлена форма СЗВ-М (исходная) за август 2022, а не форма СЗВ-М (дополняющая), страхователь не может ссылаться на уточнение и дополнение данных, которые не были представлены в фонд ранее. Отделение отмечает также, что страхователь признает вину и не оспаривает факт несвоевременного предоставления отчетности. По мнению подателя апелляционной жалобы, решение фонда в части взыскания финансовых санкций в размере 89 000 руб. соответствует основам законодательства и не нарушает права заявителя, учитывает конституционные принципы соразмерности, справедливости и адекватности назначенной финансовой санкции.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
ОСФР по ХМАО - Югре, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФГАУ "АСФ "ЗСПФВЧ" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя учреждения, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 16.09.2022 учреждением в Пенсионный фонд направлены сведения на 178 застрахованных лица по форме СЗВ-М по типу "исходная" за август 2022 года (л.д. 38-39).
Выявив факт предоставления отчетности с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации, Пенсионный фонд составил акт N 027S18220023700 от 19.09.2022 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за не предоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 11, 34). Акт получен учреждением 19.09.2022, о чем свидетельствует соответствующая отметка (л.д. 11).
На основании указанного акта Пенсионным фондом вынесено решение N 027S19220023859 от 17.10.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде уплаты штрафа в размере 89 000 руб., смягчающие ответственность учреждения обстоятельства при определении размера финансовой санкции Пенсионным фондом не учитывались (л.д. 10, 40). Решение получено учреждением 17.10.2022, о чем свидетельствует отметка (л.д. 10).
Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда в части размера назначенных финансовых санкций, заявитель обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
Заявляя в свою очередь встречные требования, Пенсионный фонд указал, что на основании решения N 027S19220023859 от 17.10.2022 учреждению выставлено требование N 027S01220020641 от 08.11.2022 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства в срок до 28.11.2022 (л.д. 46-47).
Неисполнение учреждением требования об уплате финансовых санкций от 24.08.2021 в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд со встречным заявлением.
27.01.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ учреждение является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, сведения фамилии, имени и отчества, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с послужившим основанием предъявления фондом настоящих требований к учреждению решением от 17.10.2022 N 027S19220023859, ФГАУ "АСФ "ЗСПФВЧ" 16.09.2022 в Пенсионный фонд направлены сведения на 178 застрахованных лиц по форме СЗВ-М по типу "исходная" за август 2022 года.
Данное обстоятельство расценено учреждением как свидетельствующее о нарушении страхователем нормативного срока подачи отчетности и явилось основанием для привлечения учреждения к ответственности с начислением санкций в размере 89 000 руб.
Как верно указано судом первой инстанции, заявителем не оспаривается факт того, что отчет по форме СЗВ-М за август 2022 года представлен страхователем позже установленного срока.
Факт нарушения учреждением требований законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в настоящем случае подтвержден материалами дела.
В настоящем случае, Пенсионным фондом обоснованно усмотрены правовые основания для привлечения заявителя к ответственности за нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде финансовых санкций.
Вместе с тем, суд первой инстанции, приняв во внимание наличие следующих обстоятельств, смягчающих ответственность: учреждение привлекается к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования впервые, является добросовестным плательщиком, период нарушения срока предоставления отчета является незначительным, неблагоприятных последствий для бюджета нарушение не повлекло, снизил размер финансовых санкций в 10 раз, до 8 900 руб.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод, указывая следующее.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, в силу положений Конституции Российской Федерации основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.
Установление в качестве наказания штрафа, размер которого является значительным, требует и введения правил его дифференциации в зависимости от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных имеющих существенное значение обстоятельств; такая дифференциация предполагает, по общему правилу, использование конструкции относительно определенной санкции с установлением нижнего и верхнего размера штрафа. Вместе с тем не исключает она и возможность назначения наказания ниже низшего предела санкции в случаях, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к ответственности лица, а также с учетом иных смягчающих и отягчающих обстоятельств (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и от 25.02.2014 N 4-П).
Также Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О также разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, признание рассматривающим дело судом конкретных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность и уменьшение размера штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит. Полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
При этом оценка наличия обстоятельств, позволяющих снизить размер наказания, помимо зависимости этой оценки от представленных в их обоснование доказательств также носит в определенной мере и субъективный, оценочный, зависящий от усмотрения (внутреннего убеждения - часть 1 статьи 71 АПК РФ) каждого конкретного судьи характер, в связи с чем пересмотр выводов суда первой инстанции в этой части возможен только в исключительных случаях, а именно - при наличии в материалах дела безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что оценка судом (его внутреннее убеждение) имеющихся в деле документов полностью противоречит содержанию последних в результате их неправильной трактовки судом, недостоверности этих документов, их несоответствия императивным правовым нормам и т.д., что в данном случае места не имеет.
С учетом того, что в настоящем случае нарушение срока предоставления отчета не повлекло негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда (доказательств обратного подателем апелляционной жалобы не представлено), принимая во внимание отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, отсутствие сведений о предоставлении в составе отчета по форме СЗВ-М за август 2022 года недостоверных сведений, незначительность допущенной просрочки предоставления отчетности (1 день), суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции о возможности снижения размера наложенного оспоренным решением штрафа до 8 900 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что ОСФР по ХМАО - Югре в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как ОСФР по ХМАО - Югре освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2023 по делу N А75-20192/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-20192/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ "ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ПРОТИВОФОНТАННАЯ ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ЧАСТЬ"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ