г. Киров |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А17-4658/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Малых Е.Г., Овечкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Хариной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Акентьева А.А.(директор), Прозорова А.А., по устному ходатайству,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации охотников и рыболовов Фурмановского муниципального района Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2023 по делу N А17-4658/2022
по иску общественной организации охотников и рыболовов Фурмановского муниципального района Ивановской области (ИНН 3705995015, ОГРН 1113700000424)
к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (ИНН 3702640857, ОГРН 1113702005251), Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 3731028906, ОГРН 1023700005746)
об изменении северной границы охотничьего хозяйства "Ивановское", об обязании Департамента и ИООООиР внести соответствующие изменения в ОХС от 07.02.2019 N 47/687-2019 в части описания северной границы охотничьего хозяйства "Ивановское",
УСТАНОВИЛ:
общественная организация охотников и рыболовов Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее - ОООиР, истец) обратилась в суд с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области, Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - Департамент, ИООООиР, ответчики) об изменении северной границы охотничьего хозяйства "Ивановское" ИООООиР: от моста через реку Уводь, расположенную в районе Рожново, по автодороге, проходящей мимо деревень Баглаево, Микшино до деревни Иванково, далее по западному берегу Уводьского водохранилища до юго-западного угла лесного квартала 83 Дуляпинского лесничества, затем по административной границе Ивановского и Фурмановского муниципальных районов до стыка с Родниковским муниципальным районом, затем в юго-восточном направлении по границе Ивановского и Родниковского муниципальных районов до стыка с Шуйским муниципальным районом; об обязании Департамента и ИООООиР внести соответствующие изменения в охотхозяйственное соглашение от 07.02.2019 N 47/687-2019 (далее также - ОХС) в части описания северной границы охотничьего хозяйства "Ивановское".
Исковые требования основаны на положениях статей 12, пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что ИООООиР нарушает южную границу ОООиР на основании ОХС от 07.02.2019 N 47/687-2019.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ОООиР обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Как указывает заявитель жалобы, охотничьих угодий Ивановской ООООиР на территории Фурмановского муниципального района не существует (пункт 2.1.1 ОХС), однако в пункте 2.1.2 ОХС в описательной части границ охотничьих угодий Ивановского муниципального района указан участок угодий, находящийся территориально в Фурмановском муниципальном районе. Такой участок границы "...юго-западного угла лесного квартала 83 Дуляпинского лесничества, до бывшей деревни Малинники, далее по автодороге до деревни Малуево..." спроектирован ошибочно. Согласование границ Ивановская ООООиР с ОООиР и Департаментом до заключения ОХС не осуществило. Апеллянт обращает внимание на то, что спорный участок территории для осуществления охоты предоставлен одновременно двум охотпользователям, и вопрос в части определения права на спорную территорию является открытым.
Департамент и ИООООиР отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОООиР (охотопользователь) и Служба по охране объектов животного мира Ивановской области (администрация, в настоящее время - Департамент) на основании протокола о результатах аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения по лоту от 23.12.2011 N 35 заключили ОХС от 20.01.2012 N 35/103-2012.
По условиям данного ОХС охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а администрация - предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках отражены в разделе 2 ОХС от 20.01.2012.
ОХС действует 49 лет, вступает в силу с 01.03.2012 и действует по 28.01.2061 включительно (пункт 7.1).
Стороны 05.09.2013 заключили дополнительное соглашение N 1 к ОХС, по которому охотопользователь обязуется: 1) за счёт собственных средств обеспечить осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закреплённых охотничьих угодьях Ивановской области в срок до 31.12.2016; 2) осуществить внутрихозяйственное охотустройство в закреплённых охотничьих угодьях в соответствии с Порядком организации внутрихозяйственного охотустройства, утверждённым приказом Минприроды России от 23.12.2010. N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства"; 3) представить в администрацию один экземпляр итогового документа внутрихозяйственного охотустройства - схемы использования и охраны охотничьего угодья.
ИООООиР обладала долгосрочной лицензией на срок с 23.10.2001 по 01.03.2022 на пользование объектами животного мира с разрешённым видом пользования "охота" в границах территорий площадью 1860 га, указанных в договоре от 27.02.1997, заключённом с Администрацией Ивановской области.
Правительство Ивановской области и ИООООиР заключили договор от 10.02.2016 о предоставлении территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, в соответствии с условиями раздела 1 которого Правительство Ивановской области приняло на себя обязательства предоставить в пользование на срок, равный сроку действия договора, территорию охотничьих угодий общей площадью 449370,6 га в границах, указанных в приложении к договору, а ИООООиР получает право на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов и обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей инфраструктуры на предоставленной в соответствии с договором территории. Указанный договор действует до окончания срока действия долгосрочной лицензии.
По обращениям Ивановской ООООиР Департамент 05.10.2017, 24.08.2018 отказывал в заключении ОХС без проведения аукциона.
Фрунзенский районный суд города Иваново решением от 07.02.2019 по делу N 2-139/2019 удовлетворил иск Ивановской ООООиР к Департаменту о понуждении заключения ОХС на условиях, предложенных истцом.
Суд общей юрисдикции исходил из того, что ИООООиР на основании долгосрочной лицензии вправе заключить без проведения аукциона ОХС в отношении охотничьих угодий, закреплённых за ней договором от 10.02.2016, и, поскольку обращение Ивановской ООООиР имело место в пределах установленного законом пятилетнего срока после принятия приказа Минприроды России от 18.05.2012 N 137 и в период действия долгосрочной лицензии, суд возложил на Департамент обязанность по заключению ОХС на предложенных Ивановской ООООиР условиях, обратив решение к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 11.11.2020 по делу N 33-1995/2020 решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 07.02.2019 изменено в части условий ОХС, содержащегося в разделах V и VI, указанные разделы исключены.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции ИООООиР (охотопользователь) и Департамент (администрация) заключили ОХС от 07.02.2019 N 47/687-2019, по условиям которого охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а администрация обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках согласованы сторонами в разделе 2 ОХС от 07.02.2019.
Срок действия ОХС от 07.02.2019 согласно пункту 7.1 составляет 49 лет.
Полагая, что при заключении ОХС от 07.02.2019 имело место наложение границ охотничьих угодий, ООООиР обратилось к Департаменту и ИООООиР с претензией от 10.12.2021, содержащей требование внести соответствующие изменения в ОХС от 07.02.2019 N 47/687-2019 в части описания северной границы охотничьего хозяйства "Ивановское".
Поскольку Департамент письмом от 29.12.2021 отказал ООООиР в удовлетворении требований претензии, последний обратился с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом (статья 12 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно части 4.1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) внесение изменений в охотхозяйственное соглашение в течение срока его действия осуществляется по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в следующих случаях:
1) предоставление в аренду таким юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю расположенных в границах охотничьих угодий земельных участков и лесных участков либо прекращение права аренды таких земельных участков и лесных участков;
2) отказ таких юридического лица или индивидуального предпринимателя от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец утверждает, что ОХС от 07.02.2019 N 47/687-2019 в части установления северной границы охотугодий нарушает его права и законные интересы, поскольку спорный участок границы спроектирован ошибочно и два охотпользователя не могут пользоваться одним участком одновременно. Для восстановления нарушенных прав необходимо изменить такое ОХС соглашение для приведения в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 11.10.2019 N 95-уг, которым утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ивановской области.
ОООиР также обращает внимание на то, что с 07.02.2019 по 20.11.2021 ИООООиР соблюдала ранее установленные границы, установленные в ОХС от 20.01.2012, однако членами ИООООиР установлены аншлаги с указанием границ территории угодья в нарушение действующего законодательства, что вводит в заблуждение членов обеих организаций.
Между тем суд первой инстанции правомерно установил, что истец не является стороной ОХС от 07.02.2019, что лишает его права на предъявление требования о внесении изменений, а Указ Губернатора Ивановской области от 11.10.2019 N 95-уг не оспорен и не признан незаконным.
Обстоятельства наложения границ охотничьих угодий, ошибочного их проектирования не подтверждены допустимыми доказательствами, соответствующие доводы отклоняются.
ОХС от 07.02.2019 заключено ответчиками во исполнение решения суда на условиях Ивановской ООООиР, а именно в отношении охотничьих угодий, которые закреплены за Ивановской ООООиР договором от 10.02.2016. В таком договоре установлены границы территории, предоставленной Ивановской ООООиР для целей пользования животным миром, указана общая площадь территории (449370,6 га.) в границах 10 муниципальных образований. ИООООиР обладала долгосрочной лицензией с 23.10.2001.
Максимальные площади охотничьих угодий в субъектах Российской Федерации, в отношении которых могут быть заключены ОХС одним лицом или группой лиц, установлены приказом Минприроды России от 18.05.2012 N 137.
По истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение ОХС в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (части 3. 9 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Положения части 10 статьи 71 Закона N 209-ФЗ распространяются на лиц, которые не воспользовались своим правом обращения на заключение соглашения в установленные сроки. Соответственно, долгосрочные лицензии прекращают своё действие, однако за лицами остаётся право заключения ОХС без проведения аукциона, но только в пределах установленных максимальных площадей охотничьих угодий.
Между тем части 9 и 10 статьи 71 Закона N 209-ФЗ применяются только с мая 2017, следовательно, границы могли быть установлены в ОХС от 07.02.2019 в отношении охотничьих угодий, которые закреплены договором от 10.02.2016.
Таким образом, ОХС от 07.02.2019, заключённое на основании обращённого к немедленному исполнению решения Фрунзенского районного суда города Иваново от 07.02.2019 по делу N 2-139/2019, условия которого соответствуют действующему законодательству, не нарушает прав истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учётом изложенного апелляционный суд, исследовав все доводы апелляционной жалобы, находит обжалуемое решение обоснованным, вынесенным с учётом обстоятельств дела, представленных доказательств и норм действующего законодательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, изменения или отмены решения не имеется. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.02.2023 по делу N А17-4658/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общественной организации охотников и рыболовов Фурмановского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4658/2022
Истец: охотников и рыболовов Фурмановского муниципального района Ивановской области
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области, Ивановская областная охотников и рыболовов
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд