г. Тула |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А09-6101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Барабанова Дмитрия Александровича (ОГРНИП 304325528800498, ИНН 323212378150) - Супруна А.А. (доверенность от 10.08.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Барабанова Дмитрия Александровича на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2023 по делу N А09-6101/2022 (судья Частикова О.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Барабанов Дмитрий Александрович (далее - ИП Барабанов Д.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 16.06.2022 N 2072-п о прекращении действия паспорта временного объекта от 16.01.2020 N С-010/20, выданного Барабанову Д.А. (адресный ориентир объекта: Советский район, пр-т Станке Димитрова, о/д 79 (ост. "Телецентр")).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Указывает, что в соответствии с пунктом 5.2 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 "О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска" (в редакции, действующей в спорный период) действие паспорта временного объекта прекращается в случаях нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, связанных с торговой деятельностью и (или) размещением (эксплуатацией) нестационарных торговых объектов, установленных действующим законодательством и (или) муниципальными правовыми актами, что подтверждено соответствующими материалами проведенных в установленном порядке органами надзора и контроля проверок и (или) плановых (рейдовых) осмотров, обследований. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такие материалы отсутствуют. Отмечает, что плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку. Считает, что допущенное ИП Барабановым Д.А. нарушение (нарушение специализации НТО) влечет приостановление действия паспорта временного объекта, а не его прекращение.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебное заседание представителя не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Барабанов Д.А. на конкурсной основе получил право на размещение нестационарного торгового объекта (киоск) по адресу: г. Брянск, Советский район, пр-т Станке Димитрова, о/д 79 (ост. "Телецентр"), место в схеме N 25.17.
Администрацией 16.01.2020 выдан паспорт временного объекта N С-010/20, специализация: печатная продукция, сроком действия до 21.01.2025.
В Брянскую городскую администрацию поступило обращение Советской районной администрации города Брянска от 24.05.2022 N 146-и о принятии мер в рамках компетенции с приложением следующих документов: протокол Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области об административном правонарушении от 20.04.2021 N 130; решение Арбитражного суда Брянской области от 28.06.2021 по делу N А09-3535/2021; постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А09-3535/2021; протокол Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области об административном правонарушении от 20.04.2021 N 131; постановление мирового судьи судебного участка N 15 Советского судебного района г. Брянска от 10.06.2021 по делу N 5-467/2021; решение Советского районного суда г. Брянска от 13.08.2021 по делу N 12-538/2021; протокол Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области об административном правонарушении от 24.12.2021 N 526; решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2022 по делу NА09-1599/2022; протокол Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области об административном правонарушении от 22.09.2021 N 360; постановление Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области по делу об административном правонарушении от 05.10.2021 N 223, согласно которым ИП Барабанов Д.А. неоднократно привлекался к административной ответственности за незаконный оборот алкогольной продукции, торговля которой осуществлялась в спорном нестационарном торговом объекте.
В связи с неоднократным нарушением правил осуществления торговой деятельности и других требований, установленных действующим законодательством, администрация постановлением от 16.06.2022 N 2072-п приняла решение о прекращении действия паспорта временного объекта от 16.01.2020 N С-010/20, выданного ИП Барабанову Д.А.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и по вопросам, связанным с созданием таких условий, вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 (далее - Положение N 803).
На дату принятия оспариваемого постановления данный нормативный акт действовал с учетом ряда изменений, последние из которых внесены решением Брянского городского совета депутатов 25.03.2020 N 156.
Пунктами 1.4, 1.5 Положения N 803 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе; нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
В силу пункта 3.1 Положения N 803 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
Владелец нестационарного торгового объекта на протяжении всего срока эксплуатации нестационарного торгового объекта обязан эксплуатировать нестационарный торговый объект в соответствии с паспортом временного объекта и заявленными на конкурсе условиями (пункты 4.4 Положения N 803).
Раздел 5 Положения N 803 определяет порядок и условия прекращения и приостановления действия паспорта временного объекта при осуществлении торговой деятельности.
Как следует из пункта 5.1 Положения N 803, действие паспорта временного объекта приостанавливается в случаях:
- подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления;
- приостановления деятельности владельца нестационарного торгового объекта по решению надзорного и (или) контролирующего органа;
- невыполнения требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта, предусмотренных настоящим Положением;
- нарушения сроков оплаты оставшейся суммы цены лота на право размещения нестационарных торговых объектов, предусмотренных Положением о порядке проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным Брянской городской администрацией.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения N 803 (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) действие паспорта временного объекта прекращается в случаях:
- подача владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления;
- невыполнение владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки;
- неосуществление торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте временного объекта;
-- прекращения владельцем нестационарного торгового объекта в установленном законом порядке своей деятельности;
- нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, связанных с торговой деятельностью и (или) размещением (эксплуатацией) нестационарных торговых объектов, установленных действующим законодательством и (или) муниципальными правовыми актами, что подтверждено соответствующими материалами проведенных в установленном порядке органами надзора и контроля проверок и (или) плановых (рейдовых) осмотров, обследований;
- истечения срока действия паспорта временного объекта.
Согласно пункту 5.3 Положения N 803 приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке.
Постановлением администрации от 21.06.2013 N 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее - Положение N 1550-п).
Пунктом 4 Положения N 1550-п определено, что действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в частности, неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
Решение о прекращении действия паспорта временного объекта принимается в течение пяти рабочих дней со дня наступления оснований для такого прекращения, а в случае невозможности установления такого дня - со дня их выявления (поступления документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, влекущих прекращение действия паспорта временного объекта).
Нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов, должны быть подтверждены соответствующими актами проверок либо иными документами, составляемыми в процессе осуществления надзорной и контролирующей деятельности уполномоченными на то органами.
Согласно паспорту временного объекта от 16.01.2020 N С-010/20 объект имеет специализацию - печатная продукция.
Как следует из материалов дела, основанием для прекращения действия паспорта временного объекта, выданного ИП Баранову Д.А., со ссылкой на пункт 5.2 Положения N 803 и пункт 4 Положения N 1550-п, послужило неоднократное нарушение владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, связанных с торговой деятельностью и (или) размещением (эксплуатацией) нестационарных торговых объектов, установленных действующим законодательством и (или) муниципальными правовыми актами.
Довод заявителя о том, что нарушения, которые являются основанием для прекращения действия паспорта временного объекта, должны являться исключительно результатом проверок, оформленных актами, обоснованно не принят судом, как основанный на неверном толковании норм Положения N 803 и Положения N 1550-п.
В рассматриваемом случае нарушения выявлены администрацией на основании анализа судебных актов и административных материалов о привлечении ИП Барабанова Д.А. к административной ответственности по частям 2, 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконный оборот алкогольной продукции, торговля которой осуществлялась в спорном нестационарном торговом объекте, представленных совместно с обращением Советской районной администрации города Брянска.
Материалами дела бесспорно подтверждено наличие такого основания, как неоднократное нарушение правил осуществления торговой деятельности. При этом факты допущенных нарушений установлены вступившими в законную силу судебными актами.
Довод заявителя о нарушении им специализации нестационарного торгового объекта, что, по его мнению, приводит к приостановлению действия паспорта временного объекта, правомерно не принят судом, поскольку из совокупного толкования норм Положения N 803 и Положения N 1550 следует, что случаи приостановления действия паспорта временного объекта сопряжены с наличием оснований, которые являются для соответствующего субъекта устранимыми (например, возможность внесения оплаты оставшейся суммы цены лота и пр.). Условия же прекращения действия паспорта временного объекта (по некоторым основаниям хотя и сходные с условиями приостановления его действия), сопряжены с наличием оснований, устранить которые невозможно (например, прекращение владельцем своей деятельности). К таким основаниям также отнесено неоднократное нарушение владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
По мнению суда апелляционной инстанции, допущенные предпринимателем нарушения применительно к указанным положениям носят неустранимый характер.
Таким образом, нормы Положения N 803 как в ранее действующей редакции, так и в редакции от 29.06.2022, указывают на наличие оснований для вынесения оспариваемого постановления от 16.06.2022 N 2072-п.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.01.2023 по делу N А09-6101/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6101/2022
Истец: Барабанов Дмитрий Александрович
Ответчик: Брянская городская администрация