г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А21-8034/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Мещеряков И.Н. по удостоверению (онлайн)
от ответчика (должника): 1,2. не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38255/2022) заместителя прокурора Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2022 по делу N А21-8034/2022 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по иску заместителя прокурора Калининградской области в интересах муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области"
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "КёнигФуд";
2) администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ"
о признании недействительным договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Калининградской области (далее - истец, Прокурор) в интересах муниципального образования "Славский муниципальный округ" обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ" (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "КёнигФуд" (далее - Общество) о признании недействительным договора N 54 от 25.02.2022 аренды земельного участка с кадастровым номером 39:12:111111:845, площадью 7 744 137 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", расположенного по адресу: Калининградская область, Славский район, пос. Прохладное, заключенный между Администрацией и Обществом. Прокурор также просил применить последствий недействительности ничтожной сделки и возложить на Общество обязанность по возврату указанного земельного участка в распоряжение Администрации.
Решением суда от 18.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Прокурор подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод относительно того, что положения ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не распространяются на Общество. Полагает, что договор аренды N 54 от 25.02.2022 является ничтожной сделкой, поскольку заключен в нарушение требований действующего законодательства. Считает, что прокурор наделен правом на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, которые могли бы претендовать на приобретение права аренды спорного участка.
Ответчиками отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является участником государственной программы Калининградской области "Сельское хозяйство и рыболовство".
На основании пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды N 54 от 25.02.2022 земельного участка.
Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 39:12:111111:845, площадью 7744137 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
Срок действия договора установлен сторонами на 5 лет.
Прокурор, ссылаясь на то, что договор заключен с нарушением требований действующего законодательства (без проведения торгов, опубликования извещения о предоставлении участка), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Подпунктом 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
В пункте 8 ст. 10 Закона N 101-ФЗ указано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (пп. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявления Прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что из буквального толкования ст.39.18 ЗК РФ видно, что она устанавливает требования исключительно к содержанию извещения о предоставлении земельного участка гражданам или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, в то время как первоначальным заявителем было именно Общество.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку пунктом 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) предусмотрено, что предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ. Следовательно, установленный ст.39.18 ЗК РФ порядок представления земельного участка, вопреки выводам суда первой инстанции, распространяется и на сельскохозяйственные организации.
Таким образом, при поступлении заявления Общества о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, Администрация должна была предпринять действия, предусмотренные ст.39.18 ЗК РФ в целях выявления других лиц, заинтересованных в получении участка в аренду, однако таких действий не предприняла, представила земельный участок Обществу в нарушение установленный процедуры и без проведения торгов, чем нарушила императивное требование закона.
В соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку заключение договора аренды N 54 от 25.02.2022 земельного участка с кадастровым номером 39:12:111111:845, площадью 7744137 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", расположенного по адресу: Калининградская область, Славский район, пос. Прохладное, между Администрацией муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" и ООО "КёнигФуд", совершено в нарушение требований действующего законодательства, суд апелляционной инстанции признает такой договор недействительным и полагает необходимым применить последствия недействительности сделки в виде возложения обязанности на ООО "КёнигФуд" возвратить земельный участок с кадастровым номером 39:12:111111:845 в распоряжение администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области".
Также суд апелляционной инстанции отмечает, прокурором в исковом заявлении указано, что обращение в суд обусловлено защитой прав и интересов муниципального образования "Славский муниципальный округ Калиниградской области" на распоряжение земельным участком, а также интересов неопределенного круга лиц, которые не могут быть точно установлены и определены, и которые могли бы претендовать на приобретение права аренды спорного земельного участка в случае официального опубликования соответствующей информации.
Также следует учесть, что нормы ст.39.14, 39.18 ЗК РФ регулируют декларированные Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" гарантии равного доступа к публичным ресурсам применительно к земельным правоотношениям.
При этом, несовпадение позиции по иску прокурора и представителя уполномоченного органа публично-правового образования, не препятствует рассмотрению дела, производство по которому возбуждено по заявлению прокурора. Данное разъяснение приведено в абз.2 п.12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе".
При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением искового заявление и апелляционной жалобы, а также учитывая то обстоятельство, что Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за подачу иска и апелляционной жалобы подлежит взысканию с Общества с доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2022 по делу N А21-8034/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды N 54 от 25.02.2022 земельного участка с кадастровым номером 39:12:111111:845, площадью 7744137 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", расположенного по адресу: Калининградская область, Славский район, пос. Прохладное, заключенный между Администрацией муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" и ООО "КёнигФуд".
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, возложить обязанность на ООО "КёнигФуд" возвратить земельный участок с кадастровым номером 39:12:111111:845 в распоряжение администрации муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области".
Взыскать с ООО "КёнигФуд" в доход федерального бюджета 9 000 рублей за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8034/2022
Истец: Прокуратура Калининградской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Славский муниципальный округ", ООО "КенигФуд"