г. Хабаровск |
|
20 апреля 2023 г. |
А04-9988/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области: не явились;
от Государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
на решение от 13.02.2023
по делу N А04-9988/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
к Государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница"
о взыскании 748 620 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области "Амурская областная клиническая больница" (далее - ответчик, ГАУЗ АО "АОКБ", учреждение здравоохранения) о взыскании излишне понесенных расходов в виде специальных социальных выплат работникам в размере 748 620 рублей.
Определением суда от 10.01.2021 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца - Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее - фонд).
Решением суда от 13.02.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой настаивает на его отмене по мотиву неправильным применением норм материального права.
В отзыве на жалобу ГАУЗ АО "АОКБ" просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что региональным отделением фонда проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных ГАУЗ АО "АОКБ" для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты (ССВ) медицинским и иным работникам учреждения за период с 01.11.2020 по 31.05.2022.
Проверка проведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскою помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Правила N 1762) и Порядком N 272, утвержденным Приказом ФСС РФ от 30.06.2021 N 272.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что на основании представленных ГАУЗ АО "АОКБ" реестров за период с 01.11.2020 по 31.05.2022, фондом произведена выплата ССВ, в том числе фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передачи их бригадам скорой медицинской помощи (категория "091") на общую сумму 748 620 руб.
Вместе с тем, фонд полагает, что характер и объем работы фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передачи их бригадам скорой медицинской помощи сводился к дистанционной работе по приему вызовов от пациентов, обратившихся за медицинской помощью и передачи данных вызовов специализированным бригадам скорой медицинской помощи, в связи с чем, право у указанных лиц на ССВ, установленные Постановлением N 1762, отсутствует. В результате чего, расходы, излишне понесенные региональным отделением Фонда за проверяемый период, составили 748 620 руб.
По результатам проведенной проверки учреждению здравоохранения предложено в срок до 01.12.2022 возместить излишне понесенные в добровольном порядке, в том числе в размере 748 620 руб., приходящегося на вышеприведенный эпизод.
Поскольку требование о добровольном возмещении расходов больницей не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 данного Закона установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 1762.
Из содержания пункта 2 данного Постановления следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19.03.2020 N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, как врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; так и фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Верховный суд Российской Федерации также в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3 разъяснил, что правом на получение ССВ наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним, в том числе, относятся фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи подлежат включению в реестр на основании табелей учета использования рабочего времени фельдшеров (медицинских сестер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи за период с 01.11.2020 по 31.05.2022 в соответствии с Постановлением N 1762.
Принимая во внимание изложенное, учреждением здравоохранения правомерно произведены ССВ указанной категории работников.
Апелляционный довод о том, что Разъяснениями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, утвержденными Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н (пункт 4), предусмотрена спорная выплата только медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи, не принимается во внимание, поскольку разъяснение вопросов применения нормативных правовых актов не может устанавливать, изменять или отменять такие правовые нормы.
При таких обстоятельствах, позиция фонда об излишне понесенных больницей расходах признается необоснованной.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13.02.2023 по делу N А04-9988/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9988/2022
Истец: ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
Ответчик: АО ГАУЗ "Амурская областная клиническая больница"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (9988/22 2-6т)