г. Саратов |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А57-1984/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2023 года по делу N А57-1984/2023
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям (ОГРН 1056405502372, ИНН 6455039267, 410046, г. Саратов, Октябрьское ущелье (санаторий),
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский" (ОГРН 1146449035578, ИНН 6449076937, 413112, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Томская, д. 49),
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании
представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям - Шпак Е.В., действующей на основании доверенности от 18.10.2022 N 01-02-6111, Радаева Р.В., действующего на основании доверенности от 17.10.2022 N ОЮ2-6091, Данилова А.Е., действующего на основании доверенности от 15.11.2022 N ФС-СД-2/30467, представлен диплом о высшем юридическом образовании, Ушакова Д.Г., действующего на основании доверенности от 109.11.2022 N ФС-СД-2/30084, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский" - Критского С.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, административный орган, Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Молочный комбинат Энгельсский" (далее - ООО "МКЭ", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
ООО "МКЭ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, прекратить производство по делу.
Управление в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей административного органа и общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям на основании требования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 02.11.2022 N 73-13-2022/2753-22-2000020 проведена внеплановая выездная проверка ООО "МКЭ" по вопросу соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013), утверждённого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N184-ФЗ), Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ) и др. нормативно-правовых актов, по результатам которой составлен акт от 21.11.2022 N 3320-248-ФЗ (т. 1, л.д. 19-26).
В ходе проверки административным органом установлено, что из события 04425-2022 следует, что в ИП Муленков В.А.(Российская Федерация, Пензенская обл., Земетчинский район, рп. Земетчино, Заводской проезд, д. 5) было отобрано - Молоко питьевое пастеризованное, м.д.ж. 3,2% изготовленное по ГОСТ 31450-2013 (дата выработки 06.03.2022) производитель ООО "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Российская Федерация, Саратовская обл., г. Энгельс, Томская ул., д. 49). Согласно протоколу испытаний N Б(7)1968/231 от 25.03.2022, выданному ФГБУ "Саратовская МВЛ", в данном образце установлено присутствие растительных масел и жиров на растительной основе в составе продукции, что является недопустимым в продукции изготовленной по ГОСТ, а также в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, ТР ТС 022/2011.
Из события 13096-2022 следует, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 53" Ленинского района г. Саратова был отобран - напиток кисломолочный йогуртный "Снежок" м.д.ж. 2,5% ТУ 9222-388-00419785-05 (дата выработки 29.06.2022), производитель ООО "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Российская Федерация, Саратовская обл., г. Энгельс, Томская ул., д. 49). Согласно протоколу испытаний N Б(2)4625/1622 от 04.07.2022, выданному ФГБУ "Саратовская МВЛ" в данном образце обнаружено несоответствие по микробиологическому показателю, а именно присутствие БГКП (бактерии группы кишечной палочки - колиформы), что является недопустимым в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013.
Из событий 15209-2022, 15210-2022 следует, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 204" г. Саратова по адресу: Российская Федерация, Саратовская обл., г. Саратов, Мало-Елшанская ул., д. 1/10, была отобрана проба Молоко питьевое пастеризованное м.д.ж. 2,5% ГОСТ 31450-2013 (дата выработки 27.07.2022), производитель ООО "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Российская Федерация, Саратовская обл., г. Энгельс, Томская ул., д. 49). Согласно протоколу испытаний N Б(2)5243/1801 от 01.08.2022 в данном образце обнаружено несоответствие по микробиологическим показателям, а именно присутствие КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов), БГКП (бактерии группы кишечной палочки-колиформы), что является недопустимым в продукции изготовленной по ГОСТ, а также в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013.
Также в период проведения проверки в адрес Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям поступило письмо Россельхознадзора от 01.11.2022 N 2-3/1679 с обращением АНО "Роскачество" по выявлению несоответствий требованиям действующего законодательства по показателям безопасности (КМАФАнМ, БГКП) и показателям качества (по наличию растительных масел и жиров в составе продукции и несоответствия по жирно-кислотному составу) в молочной продукции - молоко пастеризованное м.д.ж. 2,5% и 3,2% ТМ Белая долина и ТМ Молочное изобилие.
На основании установленных в ходе проверки обстоятельств Управление пришло к выводу о нарушении ООО "МКЭ" требований ТР ТС 021/2011, ТС 033/2013, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
Указанные действия ООО "МКЭ" квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с выявленным правонарушением должностным лицом Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям в отношении ООО "МКЭ" при участии законного представителя общества Коноплева В.А. составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2021 N 64/3320 по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 13-16).
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "МКЭ" к административной ответственности.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях ООО "МКЭ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, а также замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Назначая наказание, суд первой инстанции снизил размер штрафа в два раза.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объектом указанного правонарушения являются правоотношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения по части 2 указанной статьи состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в указанной статье, статьях 14.46.2 и 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (примечание к статье 14.43 Кодекса).
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не могут находиться в обороте.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Как указано в пункте 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административным органом установлено, что на предприятии Общества Программа производственного контроля не соответствует требованиям обеспечивающим должным уровнем выпуск в товарооборот качественной и безопасной продукции; имеется нарушение технологических процессов при изготовлении молочной продукции по ГОСТ, ТУ и СТО.
Так, при лабораторных исследованиях проб молочной продукции производства ООО "Молочный комбинат Энгельсский" выявлялись факты несоответствия по показателям качества и безопасности выпускаемой продукции не отвечающей требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), требованиям Технического регламента Таможенного союза (далее - ТР ТС 033/2013) "О безопасности молока и молочной продукции", требованиям Технического регламента Таможенного союза (далее - ТР ТС 022/2011) "Пищевая продукция в части ее маркировки", а так же Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
Из события 04425-2022 следует, что в ИП Муленков В.А.(Российская Федерация, Пензенская обл., Земетчинский район, рп. Земетчино, Заводской проезд, д. 5) было отобрано - Молоко питьевое пастеризованное, м.д.ж. 3,2% изготовленное по ГОСТ 31450-2013 (дата выработки 06.03.2022) производитель ООО "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Российская Федерация, Саратовская обл., г. Энгельс, Томская ул., д. 49). Согласно протоколу испытаний N Б(7)1968/231 от 25.03.2022, выданному ФГБУ "Саратовская МВЛ", в данном образце установлено присутствие растительных масел и жиров на растительной основе в составе продукции, что является недопустимым в продукции изготовленной по ГОСТ, а также в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, ТР ТС 022/2011.
Из события 13096-2022 следует, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 53" Ленинского района г. Саратова был отобран - напиток кисломолочный йогуртный "Снежок" м.д.ж. 2,5% ТУ 9222-388-00419785-05 (дата выработки 29.06.2022), производитель ООО "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Российская Федерация, Саратовская обл., г. Энгельс, Томская ул., д. 49). Согласно протоколу испытаний N Б(2)4625/1622 от 04.07.2022, выданному ФГБУ "Саратовская МВЛ" в данном образце обнаружено несоответствие по микробиологическому показателю, а именно присутствие БГКП (бактерии группы кишечной палочки - колиформы), что является недопустимым в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013.
Из событий 15209-2022, 15210-2022 следует, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 204" г. Саратова по адресу: Российская Федерация, Саратовская обл., г. Саратов, Мало-Елшанская ул., д. 1/10, была отобрана проба Молоко питьевое пастеризованное м.д.ж. 2,5% ГОСТ 31450-2013 (дата выработки 27.07.2022), производитель ООО "Молочный комбинат Энгельсский" (413112, Российская Федерация, Саратовская обл., г. Энгельс, Томская ул., д. 49). Согласно протоколу испытаний N Б(2)5243/1801 от 01.08.2022 в данном образце обнаружено несоответствие по микробиологическим показателям, а именно присутствие КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов), БГКП (бактерии группы кишечной палочки-колиформы), что является недопустимым в продукции изготовленной по ГОСТ, а также в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013.
Таким образом, Общество допустило нарушение требований технических регламентов, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод Общества, изложенный в жалобе, о том, что правонарушение не верно квалифицировано судом по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку Управление не сочло изложенные несоответствия, описанные в событиях, несущими непосредственную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, так как изначально до проверки по выявленным нарушениям только выдало предостережения, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Производство с целью последующей реализации населению продукции, не соответствующей показателям безопасности, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей.
Судебной коллегией такт же учтено, что отбор проб производился в дошкольных учреждениях. Несоответствие продукции, предназначенной для детей, по микробиологическим показателям, в особенности создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью данной наиболее уязвимой категории населения.
Тот факт, что изначально административный орган по выявленным нарушениям выдал предостережения, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
После поступления требования прокуратуры от 02.11.2022 г. Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям проведена внеплановая выездная проверка ООО "МКЭ", составлен протокол об административном правонарушении; Общество привлечено к ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что результаты исследований вызывают сомнения и не подтверждены надлежащими доказательствами, так же отклоняются судебной коллегией как не соответствующие материалам дела.
В рамках административного дела Россельхознадзором и судом первой инстанции исследованы: решение о проведении выездной проверки от 09.11.2022 г. N 3320-248-ФЗ, требование прокуратуры от 02.11.2022 г. N 73-13-2022/2753-22-2000020; приказ N 72-ок 27.10.2022 г., приказ N 80/01-04 от 07.12.2018 г., копия паспорта Коноплев В.А., должностная инструкция генерального директора ДИ-МКЭ-01-7/2015, план санитарно-противоэпидемиологических мероприятий и ППК от 27.10.2022 г, анализ рисков (ряженка, кефир, кисломолочный напиток Снежок, йогурт), анализ рисков (молоко пастеризованное, отборное пастеризованное) от 12.04.2021 г., акта приемки молока, ТТН на приемку сырого молока, акта расходные на приемку молока (287 листов), счета-фактуры и ТТН на молоко (80 листов), журнал контроля мойки съемных деталей автоматов, журнал контроля ручной мойки оборудования, журнал контроля температуры воздуха цеха, реестры поступлений сырого молока, договоры с ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N ЭН00-002443 от 17.03.2022 г., N ЭН00-003308 от 18.04.2022 г, N ЭН00-006355 от 19.07.2022 г., N ЭН00-007498 от 19.08.2022 г, N ЭН00-008657 от 19.09.2022 г., N ЭН00-009624 от 19.10.2022 г., графики учета температур по цехам и камерам, протоколы испытаний по молочной продукции (13 листов), удостоверения качества на готовую молочную продукцию (28 листов), декларации о соответствии выпускаемую на молочную продукцию (2 шт.), протокол совещаний "Дня качества", документы качества на упаковку, чек листы проверки продукции на соответствие стандартам от 12.11-14.11.2022 г, система менеджмента пищевой безопасности (документированная процедура), журнал микробиологического контроля снежка и молока пастеризованного, журнал контроля качества поступающего сырья (31.05.-21.08.2022 г., 08.02.-30.05.2022 г., журнал учета мойки автомобильных молочных цистерн 10.01.- 08.08.22г., 08.04 - 08.07.22г., 09.07. - 09.09.22г., акты выполненных работ по дезинфекции транспорта от 19.09.2022 г., 19.10.2022 г., документы по событиям N 04425-2022, 13096-2022, 15209-2022, 15210-2022; письмо от 01.11.2022 N2-3/1679 с приложениями (31 лист), объяснения представителя Общества.
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела. Судом первой инстанции учтены доводы Общества о том, что все нарушения устраняются и в ходе проведения проверки факты новых нарушений не установлены, с вязи с чем суд снизил размер штрафа в два раза.
Суд первой инстанции обоснованно не применил наказание в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства так же установлено, что Общество не является малым или средним предприятием. В Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не внесено.
Судами проверена процедура привлечения к административной ответственности, нарушений не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2023 года по делу N А57-1984/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1984/2023
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям
Ответчик: ООО "Молочный комбинат Энгельсский"