г. Тула |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А09-10370/2022 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бычковой Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу бщества с ограниченной ответственностью "Перфоменс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.01.2023 (мотивированное решение от 31.01.2023) по делу N А09-10370/2022 (судья Зенин Ф.Е.), принятое в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582), к обществу с ограниченной ответственностью "Перфоменс" (г. Брянск, ИНН 3232031445, ОГРН 1023201070529), о взыскании 122765 руб. 18 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее ГУП "Брянсккоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Перфоменс" (далее ООО "Перфоменс", ответчик) о взыскании 122765 руб. 18 коп., составляющих 121 587 руб. 28 коп. задолженности за тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 07.09.2019 по 06.09.2022 года и 1177 руб. 90 коп. процентов по ст.395 ГК РФ за период с 01.02.2022 по 31.03.2022.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2023 (дата составления мотивированного решения в связи с апелляционной жалобой ответчика) исковые требования удовлетворены.
ООО "Перфоменс" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2023 по делу N А09-10370/2022, в которой просило отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на то, что принадлежащее ему нежилое помещение расположено в подвале многоквартирного жилого дома, полагает, что поскольку площадь подвалов многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не относится к отапливаемой, то начисление платы за отопление не может осуществляться с применением норматива.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 апелляционная жалоба ООО "Перфоменс" на пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"; далее - Постановление N 10).
Истцу было предложено в срок до 10.04.2023 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
От истца в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражал по доводам апелляционной жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
От ответчика поступили возражения на отзыв, в которых указал на то, что расчет истца является ошибочным и не соответствует требованиям нормативных актов. Ответчик просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении требований в части взыскания задолженности за тепловую энергию в сумме 9 909 руб. 24 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2022 по 31.03.2022 в сумме 121 руб. 80 коп., в остальной части исковых требований отказать, в части требования об оплате за поставку горячего водоснабжения решение оставить без изменения.
Поскольку в порядке апелляционного производства ответчиком обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУП "Брянсккоммунэнерго" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии на территории города Брянска и Брянской области.
В ходе проверки сотрудниками ГУП "Брянсккоммунэнерго", с участием ответчика, был выявлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии на объекте (нежилое помещение, подвал площадью 92,8 кв.м.), расположенном по адресу: г.Брянск, ул.Октябрьская, д.42.
По факту бездоговорного потребления тепловой энергии был составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) от 07.09.2022 N 827 и акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (ГВС) от 07.09.2022 N 828.
Указанный акт подписан представителем истца, ответчик о подписи отказался. На основании расчета объема бездоговорного потребления электроэнергии был произведен расчет стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии, что в денежном выражении за спорный период составило 121587 руб. 27 коп., в том числе 115412 руб. 39 коп. за отпущенную тепловую энергию и 6174 руб. 89 коп. за горячее водоснабжение.
Ссылаясь на то, что обязательства по оплате стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии не были исполнены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из положений ст. 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" приведено понятие потребителя тепловой энергии, под которым понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В п. 29 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определено, что бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
На основании п.9 ст.22 Закона о теплоснабжении, расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
В соответствии с п.10 ст.22 Закона о теплоснабжении, стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Как указывалось выше, в сентябре 2022 года истец с участием представителя ответчика произвел обследование спорного объекта, по результатам которого составлены акт обследования от 07.09.2022 N 70/сов и акты о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 07.09.2028 N 827, 828 (л.д.22-29).
Объект недвижимости, в отношении которого имело место бездоговорное потребление тепловой энергии, является собственностью ответчика, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.30,31).
Судом первой инстанции установлено, что договор теплоснабжения указанного объекта недвижимости между сторонами не заключался, абонентом в адрес теплоснабжающей организации плата за поставленную тепловую энергию не вносилась. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Таким образом, фактическое потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора теплоснабжения свидетельствует о бездоговорном потреблении тепловой энергии в смысле пункта 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществлен истцом в соответствии с пунктами 9, 10 ст.22 Закона о теплоснабжении за период 07.09.2019 по 06.09.2022.
На основании пп. "е" п. 4 Правил N 354, отопление - это подача но централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
В соответствии с п. 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 Федерального агентства по техническому регулированию "Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов", отоплением признается искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
Согласно примечанию к цитируемому пункту, по отношению к отдельному помещению расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов, к элементам отопления относятся - разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через помещения, а также ограждающие конструкции, плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в помещение поступает теплота. Таким образом, даже в отсутствие приборов отопления - батарей, отопление помещения может осуществляться путем передачи излучения от нагреваемых поверхностей строительных конструкций соседних помещений и незаизолироваиных трубопроводов. Исходя из определения понятия "отопление" и основываясь на результатах обследования помещений, отраженных в актах, указанные помещения относятся к отапливаемым.
Согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 24.06.2019 N 309- ЭС18-21578, презумпция, предполагающая что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота, может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
В данном случае, доказательств согласования в установленном порядке перехода на иную систему отопления встроенной части, ответчиком в материалы дела не представлено. И даже сама по себе изоляция проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления (стояков) в отсутствие согласования перехода на иной вид теплоснабжения, не опровергает факт потребления тепловой энергии.
Встроенные помещения расположены внутри дома, следовательно, тепло в спорные помещения может поступать через ограждающие конструкции, плиты перекрытий и стены соседних помещений.
Таким образом, встроенные помещения получают тепловую энергию на обогрев в том числе и через элементы системы отопления многоквартирного дома.
Правилами N 354 не предусмотрены какие-либо исключения для определения значений, применяемых при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению помещения, относящегося к отапливаемым.
Расчет объема и стоимости поставленной тепловой энергии произведен истцом в соответствии с действующим законодательством.
Вышеуказанная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 14.10.2020 г. N 302-ЭС20-14629 по делу N А78-20344/2017, Определении Верховного Суда РФ от 26.05.2020 г. N 302-ЭС20-6344 по делу N А78-17283/2018, Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2019 г. N 231-ПЭК19 по делу N А60-61074/2017.
С 1 июля 2017 года нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов нежилых помещений, расположенных в МКД, допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (и. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 42 (1) Правил N 354).
Пунктом 42 (2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Пунктом 1 Приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.06.2016 N 18/3-п "О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов для потребителей Брянской области" с 1 июля 2016 года установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу но отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов из расчета равномерной оплаты за все расчетные месяцы календарного года в порядке, установленными Правилами N 354.
В силу п. 43 Правил N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета в нежилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Судом области установлено, что в спорном нежилом помещении, принадлежащем ответчику, отсутствуют приборы учета тепловой энергии.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за тепловую энергию на отопление определяется в соответствии с Правилами N 354, с учетом Приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.06.2016 N18/3-н "О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов для потребителей Брянской области", а именно с применением нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших но состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, с 01 июля изменился порядок расчетов за отпущенную тепловую энергию в нежилые помещения, расположенные в МКД, при этом данный порядок носит императивный характер и не зависит от волеизъявления участников правоотношений.
При определении количества отпущенной тепловой энергии ГУП "Брянсккоммунэнерго" применяет норматив потребления коммунальной услуги но отоплению в соответствии с постановлением Брянской городской администрации N 2851-п от 22.12.2009 года, поскольку в Приказе Управления государственного регулирования тарифов от 20.12.2016 указано, что на первом этапе с 1 января 2017 года применять порядок расчета платы коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов, установленный Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30 июня 2016 года N 18/3-п "О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов для потребителей Брянской области". В свою очередь, приказ N 18/3-п устанавливает необходимость применения нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В связи с вышеизложенным, расчет начислений за отопление спорного объекта изменился с 01.07.2017 г. и начисления производятся равномерно в течение года, а не в течение отопительного периода как указывает в апелляционной жалобе ответчик со ссылками на формулы 2(3) и 2(5).
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с Правилами N 354.
Согласно п. 43. вышеуказанного постановления плата за потребленную тепловую энергию в нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 42(1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно формуле 2(4) предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4).
Предъявленный истцом расчет исковых требований произведен в соответствии техническими характеристиками объекта, согласно нормам действующего законодательства.
Использование формул 2(3) и 2(5) приложения N 2 допустимо в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (с сентября, октября по апрель, май).
Истец в своем расчете использует формулы 2(4) и 2(6) приложения N 2, согласно которым оплата за спорное помещение должна осуществляться равномерно в течение календарного года (с января но декабрь).
Довод ответчика о том, что спорное подвальное помещение относится к местам общего пользования и является неотапливаемым отклоняется судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В рамках настоящего дела взыскивалась задолженность за теплоснабжение и горячее водоснабжение одного нежилого помещения. Согласно представленным в материалы дела документам, нежилое помещение с кадастровым номером 32:28:0031650:290 площадью 92,8 квадратных метров, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Октябрьская, д.42, пом. 2, зарегистрировано в качестве самостоятельного объекта недвижимости 11.09.2014 г. и не относится к местам общего пользования.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика бездоговорного потребления тепловой энергии
Доводов части взыскания бездоговорного потребления ответчика за горячее водоснабжение апелляционная жалоба не содержит.
Также истцом в порядке ст.395 ГК РФ начислены проценты за период с 01.02.2022 по 31.03.2022.
Суд проверив, расчет истца и признав его арифметически верным, обоснованно удовлетворил в заявленном размере.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1, 275, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.01.2023 года по делу N А09-10370/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10370/2022
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: ООО "Перфоменс"
Третье лицо: 20 ААС