город Томск |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А27-14323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комиссаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-2121/2023) публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" на решение от 23.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14323/2022 (судья Ерохин Я.Н.)
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (21353, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Можайский, Беловежская ул., д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Кузбасскому акционерному обществу энергетики и электрификации (650000, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово город, Кузнецкий проспект, 30, ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333)
о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии и неустойки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора лица, акционерное общество "Центр финансовых расчетов" (ИНН 7705620038) (1), акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (ИНН 7703651792) (2), Федеральная антимонопольная служба (ИНН 7703516539) (3)
при участии в судебном заседании:
от истца - Курманов Д.И. (паспорт, доверенность N 240-22 от 05.12.2022, диплом) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика - Панько А.Н. (паспорт, доверенность от 30.07.2021, диплом),
от третьих лиц - без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - ПАО "ФСК - Россети", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Кузбасскому акционерному обществу энергетики и электрификации (далее - АО "Кузбассэнерго", ответчик) с иском о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии к объекту ответчика Новокузнецкая ГТЭС за период с марта 2018 года по март 2021 года в размере 3 709 079,02 руб., неустойки за период с 21.04.2018 по 18.07.2022 в размере 2 638 112,40 руб. с дельнейшим начислением неустойки по день оплаты задолженности.
Определениями суда от 24.10.2022, 14.11.2022 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Центр финансовых расчетов" (далее - АО "ЦФР"), акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (далее - АО "АТС"), Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
Решением от 23.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истец не имел права самостоятельно определить мощность и направить ее в ФАС России для включения в сводный прогнозный баланс производства и потребления электрической энергии за соответствующий год; ответчик нарушил обязанность по уведомлению истца о величине заявленной мощности для включения в тарифное решение; уточнений по формированию сводного прогнозного баланса на 2018 - 2021 года, включению в тарифное решение заявленной мощности по своим точкам поставки ответчик не произвел; факт сальдо-перетока из сетей истца в сети ответчика подтвержден документально интегральными актами, а также актами учета перетока электроэнергии.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
В письменных пояснениях АО "АТС" указывает, что в материалах дела имеется информация о максимально допустимых величинах месячного расхода электроэнергии на собственные нужды генерации в отношении электростанции ответчика за спорный период.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменных пояснений, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "ФСК Россети" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС).
На основании статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) ПАО "ФСК - Россети" оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС.
АО "Кузбассэнерго" является производителем электрической энергии, имеет статус субъекта оптового рынка, что подтверждается свидетельством о внесении в Реестр субъектов оптового рынка от 06.09.2006 (копия свидетельства представлена в электронном виде 19.10.2022).
17.04.2017 между ПАО "ФСК - Россети" и АО "Кузбассэнерго" в отношении объекта, вырабатывающего электроэнергию Новокузнецкая ГТЭС подписан акт разграничения балансовой принадлежности электросетей N 4, в котором стороны определили наличие технологического присоединение Новокузнецкая ГТЭС к электрическим сетям ФСК (КВЛ - 220 кВ "Новокузнецкая ГРЭС - НКАЗ", КВЛ - 220 кВ "Новокузнецкая ГРЭС - Ферросплавная N 1", КВЛ - 220 кВ "Новокузнецкая ГРЭС - Ферросплавная N 2", КВЛ - 220 кВ "Новокузнецкая ГРЭС - Еланская"), расположенных по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, г. Новокузнецк, ул. Новороссийская, Д.35 (акт представлен в электронном виде вместе с иском).
Субъекты, опосредованно потребляющие электроэнергию через электросетевую инфраструктуру Новокузнецкая ГТЭС, отсутствуют.
В соответствии с абзацами 2-4 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей является документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевыми организациями за состояние и обслуживание электроустановок.
Абзацем 5 пункта 2 Правил N 861 определено, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является документом о технологическом присоединении.
Письмом от 22.02.2022 N 51/697 в адрес АО "Кузбассэнерго" истцом была направлена оферта на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС от 11.02.2022 N 1826/П, которая возвращена ответчиком без подписания.
ПАО "ФСК - Россети" сопроводительными письмами от 28.03.2022 N М2/6/799, от 20.05.2022 N 51/1975 в адрес ответчика направлены первичные документы (акты фиксации среднеарифметической фактической мощности, сводные акты учета электроэнергии, интегральные акты учета перетоков электроэнергии) и повторно договор с актами об оказании услуг по передаче электроэнергии за период с марта 2018 по март 2021 на общую сумму 3 709 079,02 руб. с просьбой оплатить данные услуги.
Однако, вышеуказанные акты об оказании услуг со стороны ответчика не подписаны, фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии не оплачены.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате стоимости фактически потребленной электрической энергии послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из возможности учитывать максимально допустимую величину месячного расхода электроэнергии на собственные нужды Новокузнецкая ГТЭС, определенную АО "АТС", в качестве нормативных значений потребления электроэнергии на собственные нужды. При этом указал, что истцом не представлено доказательств, принятия им, как профессиональным субъектом оптового рынка электроэнергии, всех необходимых мер для включения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на спорный период плановых объемов передачи электрической энергии и заявленной мощности по точкам поставки ГТЭС Новокузнецкая
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закон об электроэнергетике).
Статьей 7 Закона об электроэнергетике установлены ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона об электроэнергетике организация по управлению ЕНЭС заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.
Перечнем существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 492 (далее - Перечень N 492), закреплены существенные условия договоров, определяющих порядок использования объектов ЕНЭС.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 8 Закона об электроэнергетике и пунктом 5 Перечня N 492 предусмотрено, что:
- цена договора о порядке использования определяется как сумма, обеспечивающая возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, доходов, получаемых в результате осуществления их прав (определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии);
- плата, обеспечивающая возврат собственнику доходов, получаемых в результате осуществления его прав (включая стоимость нормативных технологических потерь электрической энергии, возникающих на объекте) и определяемых как доходы, которые он получил бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии с использованием объекта, рассчитывается исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.
На оптовом рынке торговля электроэнергией и мощностью генерирующими компаниями, сбытовыми организациями и крупными потребителями - участниками оптового рынка осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности (далее - ДОП). Подписание ДОП и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на Оптовом рынке.
В силу пункта 1 статьи 30 Закона об электроэнергетике правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.
В пункте 1 статьи 31 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
В соответствии со статьей 32 Закона об электроэнергетике на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.
В соответствии с пунктом 61 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила N 1172), услуги по передаче электрической энергии предоставляются на возмездной договорной основе организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами и оплачиваются по ценам (тарифам), установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Потребление электрической энергии и мощности на собственные и хозяйственные нужды электростанций определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка как потребление электрической энергии и мощности, необходимое для функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии, и потребление, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, и не включает потребление электрической энергии и мощности в объемах поставки потребителям на розничном рынке и иным организациям (пункт 156 Правил N 1172).
Согласно материалам дела, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка заключен АО "Кузбассэнерго" 31.03.2008 N 007-ДП/08 (представлен в электронном виде 19.10.2022).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 31 Правил N 1172 весь объем произведенной электрической энергии Новокузнецкая ГТЭС АО "Кузбассэнерго" реализует на оптовом рынке в зарегистрированной группе точек поставки. В данных же точках поставки ГТЭС Новокузнецкая и приобретает электрическую энергию на оптовом рынке на собственные нужды электростанции.
Потребление электрической энергии и мощности на собственные и хозяйственные нужды электростанций определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка как потребление электрической энергии и мощности, необходимое для функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии, и потребление, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, и не включает потребление электрической энергии и мощности в объемах поставки потребителям на розничном рынке и иным организациям (пункт 156 Правил N 1172)
В порядке, предусмотренном пунктом 14.1 Договора о присоединении, в целях покупки/продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (а также в целях обеспечения исполнения обязательств по регулируемым договорам купли-продажи электрической энергии и мощности, свободным двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии и оплаты стоимости системных ограничений и (или) потерь), Ответчик, группы точек поставки которого расположены на территориях ценовых зон, обязан заключить с АО "ЦФР" следующую пару договоров:
- договор купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (далее - договор купли-продажи на РСВ);
- договор комиссии на продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед (далее - договор комиссии на РСВ).
При этом судом установлено, что между АО "ЦФР" и Ответчиком были заключены договор комиссии на РСВ от 25.07.2014 N 0089-RSV-U-KM-14, а также договор купли-продажи на РСВ от 25.07.2014 N 0089-RSV-U-KP-14 (договоры представлены в электронном виде 09.12.2022).
По договору комиссии на РСВ ответчик является комитентом, а АО "ЦФР" комиссионером, тогда как по Договору купли-продажи на РСВ АО "ЦФР" является продавцом, а Ответчик покупателем электроэнергии.
Исходя из пункта 2.9 договора комиссии на РСВ, передача электроэнергии на комиссию производится в группах точек поставки генерации участников оптового рынка - поставщиков электрической энергии и мощности, которые поставляют (вырабатывают) электрическую энергию в ценовых зонах и (или) неценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 2.8 договора купли-продажи на РСВ, передача электроэнергии продавцом покупателю производится в группах точек поставки генерации участников оптового рынка - поставщиков электрической энергии и мощности, которые поставляют (вырабатывают) электрическую энергию в ценовых зонах и (или) неценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности).
Согласно положениям договора о присоединении АО "АТС" рассчитывает максимально допустимую величину месячного расхода электроэнергии на собственные нужды генерации, при этом такая величина определяется в отношении всей электростанции ответчика в целом, а не отдельных групп точек поставки (далее - ГТП) генерации и потребления, зарегистрированных за ответчиком.
АО "АТС" в спорный период установлены максимально допустимые величины месячного расхода электроэнергии на собственные нужды генерации в отношении электростанции Новокузнецкая ГТЭС.
При этом истец определяет объем оказанных услуг по приборам учета, на основании показаний которых составлены акты фиксации среднеарифметической фактической мощности, сводные акты учета электроэнергии, интегральные акты учета перетоков электроэнергии (представлены в электронном виде вместе с иском).
Вместе с тем, объем потребления электроэнергии в спорный период превысил нормативы, установленные АО "АТС", только в декабре 2019 года, июне, июль 2020 года, январе, феврале 2021 года. Стоимость услуг по передаче электроэнергии в части превышения фактически потребленной электроэнергии над нормативным значением потребления на собственные нужды согласно расчету ответчика составила 8 432,84 руб.
Согласно пункту 49 Правил N 861, стоимость услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, оказанных сетевой организацией производителю электрической энергии, который является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, определяется исходя из величины превышения потребления электрической энергии на собственные нужды над нормативным значением потребления на собственные нужды, определяемого в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за вычетом объемов электрической энергии, отпущенной потребителям электрической энергии, присоединенным к энергетическим установкам такого производителя, самостоятельно оплачивающим услуги сетевой организации. При этом указанная плата не должна превышать стоимость услуг сетевой организации, рассчитанной исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю электрической энергии из сетей сетевой организации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы относительно возмездности спорных правоотношений указывает следующее.
Согласно материалам дела, договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении спорных объектов не заключен.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе.
При этом следует учитывать, что требования сетевой организации об оплате оказываемых услуг должны основываться исключительно на тарифном решении и учитывать специфику потребителя, в частности субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются решениями регулирующих органов в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правила N 861).
Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение плановых величин, характеризующих валовую выручку, необходимую для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема оказываемых услуг. При определении выручки в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии. Плановый объем оказываемых услуг предопределен потребностями потребителей, присоединенных к электросетям сетевой организации (пункт 42 Правил N 861, пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N1178 (далее - Основы ценообразования)).
По смыслу пунктов 12, 17 Основ ценообразования по общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода.
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии.
Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункты 7, 22, 23, 31, 64 Основ ценообразования).
Иными словами, расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, имеющих экономическое обоснование, величин.
Утвержденное тарифное решение по существу представляет собой сбалансированный план экономической деятельности электросетевого комплекса региона на период регулирования. Таким образом, правомерность требований сетевых организаций по оплате услуг может быть установлена при сопоставлении их фактической деятельности с теми запланированными действиями, которые были признаны экономически обоснованными при утверждении тарифного решения (Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993).
Таким образом, расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных.
Иными словами сохранения баланс интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Абзацем 5 пункта 60 Основ ценообразования, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
При этом, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2021 N 307-ЭС21-6801, ссылка на возмездный характер деятельности по передаче электрической энергии также необоснованная, поскольку указанный принцип не освобождает заинтересованное лицо (ПАО "Россети") от обязанности надлежащим образом обосновать предъявленное требование, в том числе с учетом регулируемого характера соответствующей деятельности.
Возмездный характер услуг по передаче электрической энергии подразумевает обязанность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, собственника объектов электросетевого хозяйства действовать разумно и добросовестно, учитывать затраты при расчете своей необходимой валовой выручки, согласовывать величину заявленной мощности, а также отражать спорные объемы, в том числе технологический расход электрической энергии (потерь), при формировании сводного прогнозного баланса.
Истец, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должен быть заинтересован в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, позволяющего осуществлять деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством РФ на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
При этом согласно материалам дела, применительно к спорному периоду величина заявленной мощности сторонами не согласована.
В силу подпункта "б (1)" пункта 38 Правил N 861 величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон, является существенным условием договора между смежными сетевыми организациями.
Согласно пункту 47 Правил N 861 в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктиком 38 Правил N 861.
Таким образом, при определении стоимости потребленной электроэнергии и услуг по ее передаче в случае несогласования сторонами величины заявленной мощности подлежит применению величина мощности, учтенная регулирующим органом при установлении тарифа на основании сводного прогнозного баланса.
Вместе с тем, доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер для включения в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2018-2021 гг. плановых объемов передачи электрической энергии и заявленной мощности по спорным точкам поставки истцом не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что истец, являясь коммерческой организацией и участником гражданских правоотношений, несет риск наступления последствий совершения или не совершения им тех или иных действий при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, расчет стоимости услуг, предложенный истцом по тарифу, в котором не учтены спорные точки поставки, приводит к дисбалансу в распределении совокупной необходимой валовой выручки, установленной тарифным решением, нарушает экономические интересы потребителей услуг, иных сетевых организаций.
Обязанность по предоставлению всей необходимой информации в целях формирования сводного прогнозного баланса и тарифа на услуги по передаче, возложена именно на сетевую организацию.
От проведения судебной экспертизы в целях выяснения экономически обоснованной стоимости услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки ГТЭС Новокузнецкая в спорный период истец отказался.
На основании изложенных норм права, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что к правоотношениям сторон применяются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность на оптовом рынке; порядок определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией производителю электрической энергии, который является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, предусмотрен в пункте 49 Правил N 861, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно признания ответчиком части исковых требований, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Признание иска ответчиком предусматривает обязательное разъяснение судом последствий совершаемого действия, а также проверку судом правомерности действий ответчика, заключающейся в непринятии судом признания ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права третьих лиц или имеются признаки злоупотребления правом (части 5 статьи 49 АПК РФ)
Такое процессуальное действие ответчика, как признание иска, представляет собой признание своей обязанности или ответственности, то есть адресованное суду безусловное, безоговорочное согласие ответчика с материально-правовыми требованиями истца, выраженное в установленной процессуальным законом форме.
Однако из материалов дела не следует наличие действий, выраженных в согласии ответчика с материально-правовыми требованиями истца.
При этом, выполненный ответчиком расчёт стоимости услуг по передаче электрической энергии в части превышения потребления электрической энергии на собственные нужды генерирующей компании над нормативным значением потребления на собственные нужды был представлен в материалы дела во исполнение определения суда от 12.12.2022.
Указанные действия нельзя расценить в качестве признания ответчиком части исковых требований истца.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 января 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14323/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н.Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14323/2022
Истец: ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: ОАО Кузбасское энергетики и электрофикации
Третье лицо: АО "Центр финансовых расчетов", ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", Федеральная антимонопольная служба России