г. Владивосток |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А59-6461/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Детский мир",
апелляционное производство N 05АП-1503/2023
на решение от 06.02.2023
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-6461/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению публичного акционерного общества "Детский мир" (ОГРН 1027700047100 ИНН 7729355029)
к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951 ИНН 6500000793)
о признании недействительным решения и акта таможенного органа,
при участии:
от ПАО "Детский мир": представитель Кукушкин М.Р. (при участии онлайн) по доверенности от 01.03.2023, сроком действия 1 год;
от Сахалинской таможни: представитель Схоменко Н.И. (при участии онлайн) по доверенности от 22.12.2022, сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Детский мир" (далее - заявитель, общество, ПАО "Детский мир") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) об отмене решения от 01.09.2022 по результатам камеральной таможенной проверки в части внесений изменений (дополнений) в сведения на товарную партию, содержащую "Товары для развлечений, настольные или комнатные игры для детей торговая марка "ATTIVIO": шахматы магнитные мини: игра настольная, шахматы магнитные артикул OTG0881560, OTG0906630 Код ТН ВЭД 9504908009, и применения к товарам ставки НДС в размере 20%; об отмене акта камеральной таможенной проверки от 20.07.2022 N 1070700/210/200722/А000022 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.02.2023 производство по делу в части требований об отмене акта камеральной таможенной проверки от 20.07.2022 N 1070700/210/200722/А000022; признании сведений, заявленных в декларации на товары N 10702070/131221/3024226, достоверными, прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 не ограничивает круг пользователей игрушками исключительно лицами в возрасте до 14 лет. Полагает, что спорный товар не относится к категории спортивного оборудования, в связи с его несоответствием ГОСТ Р 55789-2019 "Оборудование и инвентарь спортивные. Термины и определения".
В судебном заседании представитель ПАО "Детский мир" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Таможенный орган по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В ноябре 2021 года во исполнение во исполнение внешнеторгового контракта от 19.01.2017 N 496/DM/T, заключенного между ПАО "Детский мир" (покупатель) и компанией "Guangdong Overseas Chinese (OCIE) Enterprises Co.,Ltd" (поставщик) на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Россию на условиях поставки FOB Гонконг ввезены товары общей стоимостью 336295,56 долл.США. китайских юаней.
Товары выпущены по заявлению о выпуске товаров до подачи декларации на товары N 10702070/181121/В005806/3В (том 1 л.д. 123-126).
В целях таможенного оформления ввезенных товаров декларантом подана в таможенный орган ДТ N 10702070/131221/3024226, в которой, среди прочих, заявлен товар N 3 "товары для развлечений, настольные или комнатные игры для детей": шахматы магнитные мини: игра настольная шахматы магнитные мини, товарный знак Attivio, в количестве 12 240 шт., игра настольная, шахматы магнитные товарный знак Attivio, в количестве 14 040 шт., производитель "Guangdong Overseas Chinese (OCIE) Enterprises Co.,Ltd", (том 1 л.д.56-59).
Классификационный код данного товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определен обществом как 9504908009, который указан в графе 33 ДТ.
В графе 36 "Преференция" по товару N 3 указан код "ОООО-ЛД", что в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" (Приложение N 7), означает код льготы по уплате таможенных платежей: применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров для детей.
Согласно данным графы 47 "Исчисление платежей" по ДТ N 10702070/131221/3024226 при таможенном декларировании товара N 3 налог на добавленную стоимость исчислен и уплачен по налоговой ставке 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров для детей.
В ходе проведения таможенного контроля, в том числе в отношении товара N 3, указанного в ДТ N 10702070/131221/3024226, таможенным органом был проведен таможенный досмотр, что оформлено актом от 27.11.2021 N 10702020/271121/105962 (том 1 л.д. 95-112).
Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка ДТ N 10702070/131221/3024226, по результатам которой оформлен акт N 10707000/210/200722/А000022 от 20.07.2022.
Таможенный орган пришел к выводу о неправомерном применении ПАО "Детский мир" в отношении товара N 3 (часть товара) ставки по НДС в размере 10%, что повлекло занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей (том 1 л.д. 89-94).
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия таможенным органом решения от 01.09.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров; произведена корректировка декларации на товары, в том числе в графы 36 "Преференция" и 47 "Исчисление платежей" в части применения ставки НДС в размере 20% вместо 10% и изменения суммы налога (том 1 л.д. 129-132).
По результатам камеральной таможенной проверки (акт N 10707000/210/200722/А000022 от 20.07.2022) в отношении товара N 1 и части товара N 3 были доначислены таможенные платежи (НДС) в размере 1 375 883,93 рубля. Для взыскания указанных платежей декларанту было направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.09.2022 N 10100000/У2022/0060688 на сумму 1 375 883,93 рубля, в том числе доначисленная сумма НДС по части товара N 3 "шахматы магнитные" составила 355 832,70 рублей. Уплата доначисленных платежей произведена ПАО "Детский мир" в полном объеме (том 2 л.д.127-129, 141-145).
Не согласившись с данным решением в части внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/131221/3024226, в отношении товара N3, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса (пункт 1). Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2). В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (пункт 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Согласно пункту 4 статьи 105 Кодекса перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 Кодекса в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; тарифные преференции.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию союза.
В пункте 1 статьи 53 ТК ЕАЭС установлено, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как определено пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС, для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена, в котором в соответствии со статьей 61 Кодекса они подлежат уплате.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.
Пунктом 5 статьи 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
В пункте 3 статьи 164 НК РФ предусмотрено общее правило, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 20%.
Одновременно с этим в пункте 2 статьи 164 НК РФ приведен перечень товаров, налогообложение которых НДС производится по налоговой ставке 10%.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров для детей - игрушек.
Согласно определению, данному в статье 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798, который распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации, под игрушкой понимается изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.
Из системного анализа вышеприведенных положений коллегия приходит к выводу о том, что по смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 10% применяется в отношении товаров, в том числе игрушек, предназначенных исключительно для детей.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2017 N 19-П также указано, что установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ пониженная ставка налога на добавленную стоимость, применяется при реализации отдельных видов товаров для детей, в том числе детских колясок, обусловлена социальной значимостью данных товаров, введена государством в целях их доступности для потребителей (родителей и иных лиц, имеющих малолетних детей).
Как следует из материалов дела, в графе 31 ДТ N 10702070/131221/3024226 товар N 3 поименован как "товары для развлечений, настольные или комнатные игры для детей, шахматы магнитные мини: игра настольная шахматы магнитные мини, товарный знак Attivio; игра настольная, шахматы магнитные товарный знак Attivio".
Данный товар классифицирован в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 9504908009 "Консоли и оборудование для видеоигр, товары для развлечений, настольные или комнатные игры, включая столы для игры в пинбол, бильярд, специальные столы для игр в казино и автоматическое оборудование для боулинга: - прочие: -- прочие: --- прочие"
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС (Том V. Разделы XVI-XXI. Группы 85-97) в группу 95 включаются игрушки всех типов, предназначенные для развлечения детей и взрослых. В нее также входит оборудование для комнатных игр или игр на открытом воздухе, снаряды и приспособления для спорта, гимнастики или атлетики, некоторые принадлежности для рыбной ловли, охоты или стрельбы, карусели и прочие предметы для ярмарочных развлечений.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом проводился таможенный осмотр спорного товара, в результате которого установлено, что часть товара N 3 представляет собой шахматы магнитные, на индивидуальной упаковке имеется маркировка "Attivio"; 5+; шахматы магнитные"; "игрушка: настольная игра "Шахматы магнитные"; характеристика: игрушка относится к предметам игрового обихода. Представляет собой настольную игру в шахматы. Материал: полистирол, магниты; предназначено для детей от 5 лет. Изготовитель "Guangdong Overseas Chinese (OCIE) Enterprises Co.,Ltd", страна происхождения: Китай; ЕАС.
Данные обстоятельства подтверждаются актом таможенного осмотра от 27.11.2021 N 10702020/271121/105962, а также приложенными к нему фотоизображениями спорного товара, из которых усматривается, что товар представляет собой настольную игру шахматы магнитные, размерные и конфигуральные характеристики которой показывают, что товар может быть использован людьми различных возрастных категорий, то есть не только детьми.
Следовательно, поскольку спорный товар предназначен для использования, как детьми, так и взрослыми, он не является товаром, предназначенным исключительно для детей.
В связи с этим спорный товар не попадает в перечень товаров, приведенный в подпункте 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, и ставка НДС в размере 10% к данному товару неприменима.
Довод заявителя апелляционной жалобы в данной части об обратном со ссылками на сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-CN.АЯ46.А.13396/20 от 30.04.2020, протокол испытаний от 29.04.2020 N 100278, составленного Центром физикохимических и биологических испытаний N 300, судебной коллегией не принимается, поскольку данные документы свидетельствуют лишь о том, что товар может использоваться детьми, однако не подтверждают, что он предназначен исключительно для детей и не может использоваться взрослыми по прямому назначению.
Утверждение общества о том, что ТР ТС 008/2011 не ограничивает круг пользователей игрушками исключительно лицами в возрасте до 14 лет, судебной коллегией отклоняется, поскольку прямо противоречит определению, изложенному в техническом регламенте.
В статье 2 ТР ТС 008/2011 дано определение термина "игрушка", под которой понимается изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.
Согласно пункту 3 статьи 1 ТР ТС 008/2011 указанный технический регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
Из указанного положения следует вывод, что, если товар не соответствует требованиям данного Технического регламента (его обязательным требованиям безопасности), то существует недопустимый риск, связанный с причинением вреда здоровью или угрозой жизни пользователю, и, следовательно, товар представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан (детей и подростков).
Установление в техническом регламенте пониженного возрастного ценза - до 14 лет, очевидно направлено на формирование правовых основ обеспечения безопасности товаров и продукции для детей.
Ссылка таможенного органа на ГОСТ Р 55789-2019 "Оборудование и инвентарь спортивные. Термины и определения" не влияет на правильность принятого решения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ставка НДС в размере 10% не может применяться к товарам, не предназначенным исключительно для детей, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленная в спорной ДТ часть товара N 3 не может быть отнесена к льготируемому.
По правилам пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Подпунктом "а" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в случае выявления недостоверных сведений о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей.
Принимая во внимание, что общество не доказало правомерность исчисления НДС в отношении части товара N 3 по ставке 10%, в свою очередь таможенным органом обоснованно посчитал, что в отношении спорного товара подлежит применению ставка по НДС в размере 20%, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 01.09.2022 в части внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/131221/3024226 в отношении части товар N 3, принято таможенным органом при наличии к тому правовых оснований и с правильным применением таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 01.09.2022 в части внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/131221/3024226 в отношении части товара N 3, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его незаконным.
В части требований о признании акта камеральной таможенной проверки от 20.07.2022 N 1070700/210/200722/А000022 недействительным, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ ввиду следующего.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу указанной нормы, а также иных положений главы 24 АПК РФ, под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для исполнения предписания.
Как следует из системного толкования положений статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таким документом, порождающим юридически значимые последствия, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, является не акт таможенной проверки, а решение, принимаемое начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицом, им уполномоченное и являющееся основанием для направления требования об уплате таможенных платежей.
Акт камеральной таможенной проверки не является ненормативным актом, обжалование которого предусмотрено АПК РФ, так как он не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает каких-либо препятствий для ведения предпринимательской деятельности.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на общество, как на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.02.2023 по делу N А59-6461/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6461/2022
Истец: ПАО "ДЕТСКИЙ МИР"
Ответчик: САХАЛИНСКАЯ ТАМОЖНЯ